Судья Картавых М.Н. |
№ 33а-4167/2017 |
ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
21.12.2017 |
г. Петрозаводск |
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Сильченко Р.П.,
судей Данилова О.И., Соляникова Р.В.
при секретаре Рочевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании частную жалобу административного истца на определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 сентября 2017 г. об оставлении без рассмотрения административного искового заявления Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Аникеевой Е.Р. о взыскании обязательных платежей.
Заслушав доклад председательствующего, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Налоговый орган обратился в суд с требованием о взыскании с Аникеевой Е.Р., до 21.06.2016 г. осуществлявшей деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть трудовой пенсии в сумме (...) руб. и пени в размере (...) руб., на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме (...) руб. и пени в размере (...) руб.
Определением суда от 13.09.2017 административный иск оставлен без рассмотрения по основаниям п.1 ч.1 ст.196 КАС РФ, в связи с несоблюдением истцом досудебного порядка урегулирования спора.
С таким определением не согласен административный истец, просит его отменить. В обоснование частной жалобы представитель административного истца - Лабутина К.Н., действующая на основании доверенности, указывает, что между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации заключено соглашение по взаимодействию, согласно которому налоговые органы представляют органам пенсионного фонда Российской Федерации сведения, необходимые для администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование. Ссылается на то, что пенсионным фондом 19.07.2016 было направлено требование по адресу регистрации Аникеевой Е.Р., указанному в сведениях, представленных регистрирующим органом, поскольку согласно ответа УВМ МВД по РК от 03.10.2017 на запрос Инспекции, Аникеева Е.Р. была зарегистрирована по адресу: г. Петрозаводск, (.....) с 02.12.2010 по 23.07.2014, выбыла: г. Петрозаводск, (.....), однако регистрация по указанному адресу не осуществлена. Указывает, что Аникеева Е.Р., будучи индивидуальным предпринимателем и плательщиком страховых взносов, не сообщила об изменении места своего жительства ни в налоговый, ни в пенсионный органы, в декларации за 1 квартал 2016 г., представленной ею 13.07.2016, адрес регистрации был указан – г. Петрозаводск, (.....), а согласно пояснениям самой Аникеевой Е.Р., данных сотруднику налогового органа по телефону 06.10.2017, она нигде не зарегистрирована, назвать адрес для направления почтовой корреспонденции отказалась ввиду отсутствия постоянного места жительства.
В суде апелляционной инстанции представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску Лабутина К.Н., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала.
Административный ответчик Аникеева Е.Р. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела извещена.
Заслушав представителя административного истца, проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Таким образом, законом предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций, который заключается в направлении налогоплательщику уведомления и требования об уплате недоимки по налогам и пени.
В соответствии со статьей 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
Согласно пункту 1 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Налоговое уведомление и требование может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления либо требования по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (пункт 4 статьи 52, пункт 6 статьи 69 НК РФ).
В случае направления документов, которые используются налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, по почте такие документы направляются налоговым органом налогоплательщику - физическому лицу, не являющемуся индивидуальным предпринимателем, - по адресу места его жительства (места пребывания) или по предоставленному налоговому органу адресу для направления документов, указанных в настоящем пункте, содержащемуся в Едином государственном реестре налогоплательщиков (статья 31 НК Российской Федерации).
Как видно из представленного административным истцом реестра отправки почтовой корреспонденции, требование об уплате недоимки направлено налоговым органом по последнему известному адресу административного ответчика.
В соответствии с пунктом 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность сообщать о фактах регистрации физического лица по месту жительства возложена на органы, осуществляющие регистрацию (миграционный учет) физических лиц по месту жительства (месту пребывания).
Таким образом, при направлении в адрес Аникеевой Е.Р. документов об уплате недоимки инспекцией были соблюдены требования досудебного порядка урегулирования спора о взыскании с физического лица обязательных налоговых платежей и санкций.
На основании изложенного, определение суда об оставлении без рассмотрения административного искового заявления подлежит отмене в соответствии со ст.316 КАС РФ в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в определении суда, обстоятельствам административного дела и нарушением норм процессуального права, а дело - направлению в тот же суд для рассмотрения по существу.
Руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
определение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 13 сентября 2017 г. по настоящему делу отменить, дело направить в тот же суд для рассмотрения по существу.
Председательствующий
Судьи