Решение по делу № 33-3173/2024 от 15.02.2024

Судья Дьякова Н.В.

Дело № 33-3173/2024

Номер дела в суде первой инстанции № 2-841/2023 (М-778/2023)

УИД: 59RS0042-01-2023-001139-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 28 марта 2024 год

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Петуховой Е.В. и Гладковой О.В., при ведении протокола помощником судьи Рудометовой Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Санниковой Надежды Ивановны к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обществу с ограниченной ответственностью «Регион», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанностей

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28 ноября 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Санникова Н.И. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обществу с ограниченной ответственностью «Регион», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанностей, в котором просила суд возложить на ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; возложить на ответчика ООО "Регион" обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае»; возложить на ответчика администрацию Чернушинского городского округа обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В обоснование требований указав, что истец является собственником жилого помещения № ** в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****. Приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 года № СЭД-24-03-23-ПР-7 от 15.06.2023 года № 24-04-01-04-195 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в 2021-2023 годы. В краткосрочный план на 2021-2023 годы был включен многоквартирный дом по адресу: **** капитальный ремонт системы электроснабжения в срок до 31.12.2023 года. Предложений от НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" о проведении капитального ремонта в адрес собственников не поступало. В связи с тем, что работы по ремонту системы электроснабжения дома являются объемными и не были начаты по сегодняшний день, советом многоквартирного дома было направлено письмо в адрес НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" о предоставлении информации по какой причине капитальный ремонт системы электроснабжения еще не начат. 30.08.2023 года в адрес истца поступил ответ, согласно которого у Фонда отсутствуют основания для проведения капитального ремонта систем электроснабжения. Жителями многоквартирного дома решение о переносе срока капитального ремонта на более поздний период не принималось, собрания по данному поводу не проводились.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Чернушинского городского округа в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части обеспечения приемки оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возражала.

Представитель ответчика ООО "Регион" в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 28.11.2023 исковые требования Санниковой Н.И. удовлетворены.

На некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

На ООО «Регион» возложена обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

На администрацию Чернушинского городского округа возложена обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В апелляционной жалобе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит об отмене постановленного судом решения, принять по делу новое решение, в исковых требованиях Санниковой Н.И. отказать. Указывает, что имеется вступившее в законную силу решение об отказе в удовлетворении исковых требований о проведении ремонта по данному многоквартирному дому ввиду не наступления срока выполнения работ. Согласно действующим нормам законодательства, Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта. Данные многоквартирные дома включены в региональную программу с плановым проведением в период 2018-2041 годы. Таким образом, требования истца в данной части подлежат отклонению в связи с тем, что данная обязанность регионального оператора уже установлена в силу закона. Во исполнение региональной программы Фондом с ООО «Энергосберегающие технологии» заключен договор на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, остальные договоры будут заключены в соответствующие сроки, согласно графика. Кроме того, считают, что Фонд не должен нести гражданско-правовую ответственность, поскольку не нарушает обязательств по указанному истцом договору. Фонд не осуществляет строительную деятельность, поэтому требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре не могут быть предъявлены к Фонду.

28.04.2023 Постановлением Правительства Пермского края № 328-П была утверждена новая программа капитального ремонта. Сроки реализации региональной программы 2024-2072 годы. Изменение сроков в региональной программе вызвано рядом причин. Одна из которых – дифицит денежных средств в Пермском крае. В соответствии с обновленной программой, капитальный ремонт кровли будет произведен в период с 2063 по 2065 годы. Таким образом, по мнению заявителя, Фонд укладывается в установленные новой региональной программой сроки и не нарушает жилищное законодательство.

От представителя истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

От общества с ограниченной ответственностью «Регион» поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

При рассмотрении спора судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. N 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со статьями 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, собственником жилого помещения № ** по адресу: **** является истец Санникова Н.И., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 110-111 том № 1).

В соответствии с техническим паспортом жилой дом № ** по ул. ****, г. Чернушка, является домом 1993 года постройки, число этажей 5, имеет 73 квартиры (л.д.88-106 том № 1).

Согласно выписке из ЕГРН от 13.10.2023 года многоквартирный дом имеет 5 этажей, расположен по адресу: **** кадастровый номер **, год завершения строительства 1993. Кадастровый номер иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, имеет кадастровый номер ** (л.д.112-164 том № 1).

20.10.2013 года проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** в форме очного голосования председатель совета МКД уполномочен быть представителем интересов собственников МКД бессрочно по всем вопросам во всех органах, в том числе во всех судах со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу. Председателем совета многоквартирного дома избрана Санникова Н.И. (л.д. 72-73 том № 1).

Собственники жилых и не жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, в лице председателя дома Санниковой Н.И., действующей по поручению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 24.03.2015 №2 и ООО "Регион" 01.04.2015 года заключили договор управления многоквартирным домом (л.д. 16-21 том № 1).

В соответствии с п. 3.1.1 договора управления многоквартирным домом, управляющая организация обеспечивает предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту, капитальному ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме в зависимости от состояния общего имущества.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, год ввода в эксплуатацию 1993, по адресу:****.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 года №СЭД-24-03-23-ПР-7 утвержден краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2021-2023 годы.

Согласно постановления Правительства Пермского края № 388-п от 26.05.2023 года внесены изменения в приложение 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы. Плановый период ремонта системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу: ****, 2021-2023 годы (л.д. 37-39 том № 1).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2023 года № 24-04-01-04-195 внесены изменения в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Плановая дата завершения работ 31.12.2023 года (л.д. 40-43 том № 1).

Согласно постановления Администрации Чернушинского городского округа от 29.04.2020 года № 681-261-01-04 принято решение о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чернушинского городского округа, собственниками помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п, в соответствии с перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Чернушинского городского округа, подлежащих капитальному ремонту общего имущества. В перечне значится дом № ** по ул. ****, г. Чернушка.

Согласно техническому отчету ООО "Энергосберегающие технологии" № **, ** год, по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: ****, 1993 года постройки техническое состояние инженерных сетей оценивается как неудовлетворительное, физический износ электроснабжения составляет 40 % (л.д.44-71 том №1).

Из акта приемки выполненных работ по оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: **** от 12.07.2019 года работы по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома выполнены и приняты (л.д. 172-173 том № 1).

Совет дома № ** по ул. ****, г. Чернушка направил в адрес НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" письмо с просьбой предоставить информацию по какой причине работы по капитальному ремонту системы электроснабжения не начаты (л.д. 30 том № 1).

30.08.2023 года НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее Фонд) в адрес Санниковой Н.И. направил информацию, из которой следует, что решение о проведении капитального ремонта систем электроснабжения в адрес регионального оператора не поступало, в связи с чем, основания для поведения мероприятий по капитальному ремонту в данном многоквартирном доме у Фонда отсутствуют (л.д. 1 том № 1).

Решение о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чернушинского городского округа, собственниками помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", принято Постановлением Администрации Чернушинского городского округа от 29.04.2020 года № 681-261-01-04, в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п. Решение о проведении капитального ремонта принято органом местного самоуправления.

Согласно ответа НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от 21.11.2023 года по запросу суда Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта. Согласно краткосрочного плана на 2021-2023 годы и Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2023 года, плановый срок завершения выполнения работ по капитальному ремонту систем электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: **** заканчивается 31.12.2023 года. Фонд в июле 2022 года направил собственникам жилых помещений данного дома предложение о проведении капитального ремонта. В предложении указано, что собственниками в многоквартирных домах обязаны в течение трех месяцев со дня получения предложения принять решение о проведении капитального ремонта. На текущую дату решения собственниками принято не было, протокола общего собрания собственников и решения в адрес Фонда направлено не было. По данной причине Фонд не имеет возможности для проводить ремонтные работы.

До настоящего времени НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» свои обязательства по проведению капитального ремонта системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу: **** не выполнил, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

Их письменных пояснений Санниковой Н.И. от 25.10.2023 года следует, что общее собрание собственников многоквартирного дома по адресу: **** по вопросам переноса срока капитального ремонта на более поздний период; об утверждении перечня услуг или работ по капитальному ремонту; предельно допустимой стоимости услуг или работ по капительному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; выбора лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приёмке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты-не проводилось, решения не принимались. В адрес собственников многоквартирного жилого дома предложений от НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" о проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения не поступало. Также в адрес собственников не поступало уведомлений от администрации Чернушинского городского округа о принятом решении о проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения. Повторных комплексных обследований в многоквартирном доме со стороны НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" и подрядными организациями от их имени не проводилось (л.д. 208 том № 1).

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статей 2, 12, 13, 166, 168, 178, 182, 188, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями статей 21, 22, 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», положениями Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (утв.Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п ) исходил из того, что по ответчиком, установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту системы электроснабжения дома № ** по ул. ****, г. Чернушка, не проведены, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика обязанности по организации проведения такого ремонта.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Суд первой инстанции, установив факт несвоевременного осуществления работ по капитальному ремонту, равно как и факт невыполнения до настоящего времени обязательных требований по исполнению Программы, обоснованно возложил на ответчика обязанность организовать и провести капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения в многоквартирном доме истца, предоставив срок для исполнения обязанности, с учетом сложности и объема работ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы,, что влечет нарушение прав граждан.

Возложение на Фонд указанных полномочий в силу закона не освобождает ответчика от обязанности выполнять капитальный ремонт в конкретном доме в конкретные установленные Программой сроки, что в данном случае ответчиком сделано не было. Предусмотренные региональной программой сроки для капитального ремонта внутридомовой инженерной системы водоснабжения и водоотведения в многоквартирном доме истекли на дату разрешения спора судом апелляционной инстанции, поэтому возложение на ответчика в судебном порядке обязанности проведения капремонта является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности взносов на капитальный ремонт судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку недостаточность взносов на капитальный ремонт не является обстоятельством, освобождающим НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от выполнения работ. При этом, многоквартирный дом, являющийся предметом исковых требований, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, исковые требования предъявлены только в части работ по замене системы электроснабжения, подлежащих выполнению в 2023 год.

Кроме того, с учетом положений ст. 166, 168, 182, 190.1, 191 ЖК РФ недостаточность средств фонда капитального ремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.

Ответчик наделен правом в связи с недостаточностью средств фонда принять меры для получения средств государственной поддержки из бюджета.

Ссылка ответчика о принятии Закона Пермского края от 06.09.2023 №222-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», согласно которому использование средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, допускается на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, при условии, если многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования, несмотря на наличие доводов о недостаточности взносов на капитальный ремонт на территории Горнозаводского городского округа, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как указанные изменения в региональное законодательство вступили в законную силу с 18.09.2023, тогда как многоквартирные дома, являющиеся предметом иска, включены в региональную программу до указанной даты, работы по капитальному ремонту подлежали выполнению в период с 2018 по 2022 годы, с 2021 по 2023 годы и на их производство в программе был учтен соответствующий бюджет.

В отношении многоквартирного дома, являющегося предметом исковых требований, со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязательства по проведению капитального ремонта системы электроснабжения надлежащим образом до настоящего времени не выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

В то же время из материалов дела следует, что система электроснабжения дома находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения капитального ремонта, в связи с чем перенесение срока не основано не объективном осмотре многоквартирного дома и не может быть признано обоснованным.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирных домов и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, судебная коллегия не находит правовых оснований считать, что в связи с утратой 01.01.2024 законной силы Программы № 288-п ответчик освобождается от выполнения капитального ремонта крыши спорного дома, запланированного на 2018-2020 годы, но не выполненного.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не дана мотивированная оценка отзыву ответчика на исковые требования и иным доказательствам, представленным НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», судебная коллегия признает необоснованными, поскольку из судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

Судья Дьякова Н.В.

Дело № 33-3173/2024

Номер дела в суде первой инстанции № 2-841/2023 (М-778/2023)

УИД: 59RS0042-01-2023-001139-77

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Пермь 28 марта 2024 год

Судебная коллегия по гражданским делам Пермского краевого суда в составе: председательствующего судьи Пьянкова Д.А., судей Петуховой Е.В. и Гладковой О.В., при ведении протокола помощником судьи Рудометовой Г.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Перми дело по иску Санниковой Надежды Ивановны к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обществу с ограниченной ответственностью «Регион», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанностей

по апелляционной жалобе некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» на решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28 ноября 2023 года.

Ознакомившись с материалами дела, заслушав доклад судьи Пьянкова Д.А., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Санникова Н.И. обратилась в суд с иском к некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», обществу с ограниченной ответственностью «Регион», Администрации Чернушинского городского округа о возложении обязанностей, в котором просила суд возложить на ответчика НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме; возложить на ответчика ООО "Регион" обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае»; возложить на ответчика администрацию Чернушинского городского округа обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В обоснование требований указав, что истец является собственником жилого помещения № ** в многоквартирном доме, расположенном по адресу: ****. Приказами Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 года № СЭД-24-03-23-ПР-7 от 15.06.2023 года № 24-04-01-04-195 утвержден краткосрочный план реализации региональной программы по проведению капитального ремонта общего имущества в 2021-2023 годы. В краткосрочный план на 2021-2023 годы был включен многоквартирный дом по адресу: **** капитальный ремонт системы электроснабжения в срок до 31.12.2023 года. Предложений от НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" о проведении капитального ремонта в адрес собственников не поступало. В связи с тем, что работы по ремонту системы электроснабжения дома являются объемными и не были начаты по сегодняшний день, советом многоквартирного дома было направлено письмо в адрес НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" о предоставлении информации по какой причине капитальный ремонт системы электроснабжения еще не начат. 30.08.2023 года в адрес истца поступил ответ, согласно которого у Фонда отсутствуют основания для проведения капитального ремонта систем электроснабжения. Жителями многоквартирного дома решение о переносе срока капитального ремонта на более поздний период не принималось, собрания по данному поводу не проводились.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика администрации Чернушинского городского округа в судебном заседании против удовлетворения исковых требований в части обеспечения приемки оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возражала.

Представитель ответчика ООО "Регион" в судебном заседании с исковыми требованиями согласилась в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.

Решением Чернушинского районного суда Пермского края от 28.11.2023 исковые требования Санниковой Н.И. удовлетворены.

На некоммерческую организацию «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка путем привлечения для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту подрядных организаций, заключения с подрядными организациями от своего имени договоров, предусматривающих установление гарантийного срока на оказанные услуги и выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг или выполненных работ; осуществлять контроль качества и сроков оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка подрядными организациями и соответствия таких услуг и работ требованиям проектной документации; обеспечить приемку оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка посредством создания соответствующих комиссий с участием представителей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственных за реализацию региональных программ капитального ремонта краткосрочных планов их реализации, лиц, осуществляющих управление данным многоквартирным домом, и представителей собственников помещений в многоквартирном доме.

На ООО «Регион» возложена обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

На администрацию Чернушинского городского округа возложена обязанность обеспечить участие в приемке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту системы электроснабжения многоквартирного дома № ** по ул. **** г. Чернушка в составе комиссии, созданной некоммерческой организацией «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае».

В апелляционной жалобе НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» просит об отмене постановленного судом решения, принять по делу новое решение, в исковых требованиях Санниковой Н.И. отказать. Указывает, что имеется вступившее в законную силу решение об отказе в удовлетворении исковых требований о проведении ремонта по данному многоквартирному дому ввиду не наступления срока выполнения работ. Согласно действующим нормам законодательства, Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта. Данные многоквартирные дома включены в региональную программу с плановым проведением в период 2018-2041 годы. Таким образом, требования истца в данной части подлежат отклонению в связи с тем, что данная обязанность регионального оператора уже установлена в силу закона. Во исполнение региональной программы Фондом с ООО «Энергосберегающие технологии» заключен договор на выполнение работ по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома в целях проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, остальные договоры будут заключены в соответствующие сроки, согласно графика. Кроме того, считают, что Фонд не должен нести гражданско-правовую ответственность, поскольку не нарушает обязательств по указанному истцом договору. Фонд не осуществляет строительную деятельность, поэтому требования о понуждении к исполнению обязательства в натуре не могут быть предъявлены к Фонду.

28.04.2023 Постановлением Правительства Пермского края № 328-П была утверждена новая программа капитального ремонта. Сроки реализации региональной программы 2024-2072 годы. Изменение сроков в региональной программе вызвано рядом причин. Одна из которых – дифицит денежных средств в Пермском крае. В соответствии с обновленной программой, капитальный ремонт кровли будет произведен в период с 2063 по 2065 годы. Таким образом, по мнению заявителя, Фонд укладывается в установленные новой региональной программой сроки и не нарушает жилищное законодательство.

От представителя истца поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

От общества с ограниченной ответственностью «Регион» поступили возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28.11.2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, были извещены о месте и времени его проведения. В связи с этим на основании статьи 327, статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.

Судебная коллегия, проверив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

В силу ч. 1 ст. 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов (далее - государственная поддержка, муниципальная поддержка капитального ремонта), контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.

В соответствии с ч. 1 ст. 182 Жилищного кодекса Российской Федерации региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

При рассмотрении спора судом установлено и следует из материалов дела, что постановлением Правительства Пермского края от 24 апреля 2014 г. N 288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции в соответствие со статьями 56, 61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, собственником жилого помещения № ** по адресу: **** является истец Санникова Н.И., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 110-111 том № 1).

В соответствии с техническим паспортом жилой дом № ** по ул. ****, г. Чернушка, является домом 1993 года постройки, число этажей 5, имеет 73 квартиры (л.д.88-106 том № 1).

Согласно выписке из ЕГРН от 13.10.2023 года многоквартирный дом имеет 5 этажей, расположен по адресу: **** кадастровый номер **, год завершения строительства 1993. Кадастровый номер иных объектов недвижимости, в пределах которых расположен объект недвижимости, имеет кадастровый номер ** (л.д.112-164 том № 1).

20.10.2013 года проведено общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: **** в форме очного голосования председатель совета МКД уполномочен быть представителем интересов собственников МКД бессрочно по всем вопросам во всех органах, в том числе во всех судах со всеми правами, какие предоставлены законом заявителю, истцу, ответчику, третьему лицу. Председателем совета многоквартирного дома избрана Санникова Н.И. (л.д. 72-73 том № 1).

Собственники жилых и не жилых помещений многоквартирного дома, расположенного по адресу: ****, в лице председателя дома Санниковой Н.И., действующей по поручению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, оформленного протоколом от 24.03.2015 №2 и ООО "Регион" 01.04.2015 года заключили договор управления многоквартирным домом (л.д. 16-21 том № 1).

В соответствии с п. 3.1.1 договора управления многоквартирным домом, управляющая организация обеспечивает предоставление услуг и выполнение работ по надлежащему содержанию и ремонту, капитальному ремонту общего имущества собственников в многоквартирном доме в зависимости от состояния общего имущества.

Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы и предельных стоимостей услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта, год ввода в эксплуатацию 1993, по адресу:****.

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2020 года №СЭД-24-03-23-ПР-7 утвержден краткосрочный план реализации программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2021-2023 годы.

Согласно постановления Правительства Пермского края № 388-п от 26.05.2023 года внесены изменения в приложение 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы. Плановый период ремонта системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу: ****, 2021-2023 годы (л.д. 37-39 том № 1).

Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2023 года № 24-04-01-04-195 внесены изменения в региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы. Плановая дата завершения работ 31.12.2023 года (л.д. 40-43 том № 1).

Согласно постановления Администрации Чернушинского городского округа от 29.04.2020 года № 681-261-01-04 принято решение о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чернушинского городского округа, собственниками помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п, в соответствии с перечнем многоквартирных домов, расположенных на территории Чернушинского городского округа, подлежащих капитальному ремонту общего имущества. В перечне значится дом № ** по ул. ****, г. Чернушка.

Согласно техническому отчету ООО "Энергосберегающие технологии" № **, ** год, по результатам визуального технического обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: ****, 1993 года постройки техническое состояние инженерных сетей оценивается как неудовлетворительное, физический износ электроснабжения составляет 40 % (л.д.44-71 том №1).

Из акта приемки выполненных работ по оценке технического состояния многоквартирного дома по адресу: **** от 12.07.2019 года работы по комплексному обследованию технического состояния многоквартирного дома выполнены и приняты (л.д. 172-173 том № 1).

Совет дома № ** по ул. ****, г. Чернушка направил в адрес НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" письмо с просьбой предоставить информацию по какой причине работы по капитальному ремонту системы электроснабжения не начаты (л.д. 30 том № 1).

30.08.2023 года НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» (далее Фонд) в адрес Санниковой Н.И. направил информацию, из которой следует, что решение о проведении капитального ремонта систем электроснабжения в адрес регионального оператора не поступало, в связи с чем, основания для поведения мероприятий по капитальному ремонту в данном многоквартирном доме у Фонда отсутствуют (л.д. 1 том № 1).

Решение о проведении капитального ремонта общества имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Чернушинского городского округа, собственниками помещений которых формируют фонд капитального ремонта на счете НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае", принято Постановлением Администрации Чернушинского городского округа от 29.04.2020 года № 681-261-01-04, в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края на 2014-2044 годы, утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п. Решение о проведении капитального ремонта принято органом местного самоуправления.

Согласно ответа НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от 21.11.2023 года по запросу суда Фонд является исполнителем региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, утвержденной постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 года №288-п "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которые могут оплачиваться региональным оператором за счет средств фонда капитального ремонта. Согласно краткосрочного плана на 2021-2023 годы и Приказа Министерства жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края от 15.06.2023 года, плановый срок завершения выполнения работ по капитальному ремонту систем электроснабжения многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: **** заканчивается 31.12.2023 года. Фонд в июле 2022 года направил собственникам жилых помещений данного дома предложение о проведении капитального ремонта. В предложении указано, что собственниками в многоквартирных домах обязаны в течение трех месяцев со дня получения предложения принять решение о проведении капитального ремонта. На текущую дату решения собственниками принято не было, протокола общего собрания собственников и решения в адрес Фонда направлено не было. По данной причине Фонд не имеет возможности для проводить ремонтные работы.

До настоящего времени НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» свои обязательства по проведению капитального ремонта системы электроснабжения многоквартирного дома по адресу: **** не выполнил, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

Их письменных пояснений Санниковой Н.И. от 25.10.2023 года следует, что общее собрание собственников многоквартирного дома по адресу: **** по вопросам переноса срока капитального ремонта на более поздний период; об утверждении перечня услуг или работ по капитальному ремонту; предельно допустимой стоимости услуг или работ по капительному ремонту общего имущества в многоквартирном доме; выбора лица, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приёмке оказанных услуг и выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты-не проводилось, решения не принимались. В адрес собственников многоквартирного жилого дома предложений от НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" о проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения не поступало. Также в адрес собственников не поступало уведомлений от администрации Чернушинского городского округа о принятом решении о проведении капитального ремонта внутридомовых инженерных систем электроснабжения. Повторных комплексных обследований в многоквартирном доме со стороны НО "Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае" и подрядными организациями от их имени не проводилось (л.д. 208 том № 1).

Установив данные обстоятельства в соответствие с требованиями процессуального закона, руководствуясь положениями статей 2, 12, 13, 166, 168, 178, 182, 188, 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, положениями статей 21, 22, 24 Закона Пермского края от 11.03.2014 № 304-ПК «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», положениями Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы (утв.Постановлением Правительства Пермского края от 24.04.2014 № 288-п ) исходил из того, что по ответчиком, установленные региональной программой сроки и виды работ по капитальному ремонту системы электроснабжения дома № ** по ул. ****, г. Чернушка, не проведены, в связи с чем имеются основания для возложения на ответчика обязанности по организации проведения такого ремонта.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается и полагает, что доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием к отмене или изменению решения суда.

Суд первой инстанции, установив факт несвоевременного осуществления работ по капитальному ремонту, равно как и факт невыполнения до настоящего времени обязательных требований по исполнению Программы, обоснованно возложил на ответчика обязанность организовать и провести капитальный ремонт внутридомовой инженерной системы электроснабжения в многоквартирном доме истца, предоставив срок для исполнения обязанности, с учетом сложности и объема работ, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, поскольку в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчиком время не принимаются действенные и эффективные меры по своевременной реализации программы,, что влечет нарушение прав граждан.

Возложение на Фонд указанных полномочий в силу закона не освобождает ответчика от обязанности выполнять капитальный ремонт в конкретном доме в конкретные установленные Программой сроки, что в данном случае ответчиком сделано не было. Предусмотренные региональной программой сроки для капитального ремонта внутридомовой инженерной системы водоснабжения и водоотведения в многоквартирном доме истекли на дату разрешения спора судом апелляционной инстанции, поэтому возложение на ответчика в судебном порядке обязанности проведения капремонта является обоснованным.

Доводы апелляционной жалобы о недостаточности взносов на капитальный ремонт судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку недостаточность взносов на капитальный ремонт не является обстоятельством, освобождающим НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» от выполнения работ. При этом, многоквартирный дом, являющийся предметом исковых требований, включен в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края, на 2014-2044 годы, исковые требования предъявлены только в части работ по замене системы электроснабжения, подлежащих выполнению в 2023 год.

Кроме того, с учетом положений ст. 166, 168, 182, 190.1, 191 ЖК РФ недостаточность средств фонда капитального ремонта не освобождает регионального оператора от обязанности обеспечить проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и именно на региональном операторе лежит обязанность обеспечить финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме за счет любых не запрещенных законом средств.

Ответчик наделен правом в связи с недостаточностью средств фонда принять меры для получения средств государственной поддержки из бюджета.

Ссылка ответчика о принятии Закона Пермского края от 06.09.2023 №222-ПК «О внесении изменений в Закон Пермского края «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Пермского края», согласно которому использование средств, полученных региональным оператором от собственников помещений в одних многоквартирных домах, допускается на возвратной основе для финансирования капитального ремонта общего имущества в других многоквартирных домах, при условии, если многоквартирные дома расположены на территории одного муниципального образования, несмотря на наличие доводов о недостаточности взносов на капитальный ремонт на территории Горнозаводского городского округа, не является основанием для отмены решения суда первой инстанции, так как указанные изменения в региональное законодательство вступили в законную силу с 18.09.2023, тогда как многоквартирные дома, являющиеся предметом иска, включены в региональную программу до указанной даты, работы по капитальному ремонту подлежали выполнению в период с 2018 по 2022 годы, с 2021 по 2023 годы и на их производство в программе был учтен соответствующий бюджет.

В отношении многоквартирного дома, являющегося предметом исковых требований, со стороны НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» обязательства по проведению капитального ремонта системы электроснабжения надлежащим образом до настоящего времени не выполнены, что подтверждается представленными в материалы дела документами.

В то же время из материалов дела следует, что система электроснабжения дома находится в неудовлетворительном состоянии, требует проведения капитального ремонта, в связи с чем перенесение срока не основано не объективном осмотре многоквартирного дома и не может быть признано обоснованным.

Указанные обстоятельства в совокупности свидетельствуют о нарушении прав и законных интересов жителей многоквартирных домов и о наличии угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц.

Таким образом, судебная коллегия не находит правовых оснований считать, что в связи с утратой 01.01.2024 законной силы Программы № 288-п ответчик освобождается от выполнения капитального ремонта крыши спорного дома, запланированного на 2018-2020 годы, но не выполненного.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом при вынесении решения не дана мотивированная оценка отзыву ответчика на исковые требования и иным доказательствам, представленным НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае», судебная коллегия признает необоснованными, поскольку из судебного акта следует, что судом первой инстанции с соблюдением требований статей 55, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в качестве доказательств приняты во внимание объяснения лиц, участвующих в деле, представленные в материалы дела письменные доказательства в их совокупности, которым дана оценка согласно статье 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Существенных нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену решения суда в соответствии со ст.330 ГПК РФ, судебная коллегия не усматривает.

При изложенных обстоятельствах решение суда не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь ст.ст.199, 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Чернушинского районного суда Пермского края от 28 ноября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу НО «Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Пермском крае» - без удовлетворения.

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи

33-3173/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Санникова Надежда Ивановна
Ответчики
Администрация Чернушинского городского округа
Некоммерческая организация Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Пермского края
ООО "Регион"
Другие
Горшкова Ирина Геннадьевна
Министерство жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Пермского края
Суд
Пермский краевой суд
Дело на странице суда
oblsud.perm.sudrf.ru
15.02.2024Передача дела судье
28.03.2024Судебное заседание
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Передано в экспедицию
28.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее