Дело № 2а-174/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Нелидово 26 апреля 2017 года
Нелидовский городской суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Бурыкиной Е.Н.
при секретаре Боселовой О.Л.,
с участием помощника Нелидовского межрайонного прокурора Юртаева М.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Нелидовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте http:// trudostag.info, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
установил:
Нелидовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено следующее.
24.03.2017 в период времени с 15 ч. 00 мин. до 15 ч. 15 мин. Нелидовской межрайонной прокуратурой произведен осмотр сайта сети «Интернет» http:// trudostag.info, в ходе осмотра которого установлено, что при открытии указанного сайта появляется графическое и текстовое изображение с предложением купить трудовую книжку со стажем, изменение записей в трудовой книжке.
В ходе осмотра при помощи функции Print Screen сделан 1 снимок экрана (скриншота) и распечатан на принтере.
В соответствии со ст. 1 Федеральный закон от 25 декабря 2008г. №273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) коррупция - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами.
Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).
Одним из принципов противодействия коррупции согласно ст. 3 Федерального закона № 273-ФЗ является приоритетность мер предупреждения коррупции.
Согласно положениям ч. 1 ст. 6 Федерального закона № 273-ФЗ одной из мер противодействия коррупции является формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.
Как установлено проведенной проверкой, с Интернет-сайта, расположенного по адресу: http:/ trudostag.info, осуществляется продажа трудовых книжек.
Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, побуждающей общество давать, а чиновников – получать взятки, и предлагающей способы избежания наказания за данные преступления, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.
Согласно п. 4 ст. 2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru.
При исследовании данного Интернет сайта установлено, что в указатель страниц Интернет сайта, расположенного по адресу: http:// trudostag.info, в Единый реестр доменных имен, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что подтверждается скриншотом с Интернет сайта eais.rkn.gov.ru.
Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц на охраняемые государством правоотношения в сфере труда граждан что противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования о противодействии коррупции.
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228 указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителей, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
Неотчуждаемые права и свободы человека и другие нематериальные блага защищаются гражданским законодательством, если иное не вытекает из существа этих нематериальных благ (ч. 2 ст. 2 ГК РФ). Осуществление защиты нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляется в соответствии с подведомственностью дел в судебном порядке (ч. 1 ст. 11 ГК РФ).
На основании изложенного и в соответствии с ч. 4 ст. 27 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации», ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации просит признать информацию, размещенную в сети «Интернет» на сайте http:// trudostag.info, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержал в полном объёме по доводам в нём указанным.
Представитель заинтересованного лица Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций РФ в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, представили ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя, также указали, что по существу заявленных требований возражений не имеют.
Выслушав прокурора, изучив представленные материалы, суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению в полном объёме, по следующим основаниям.
Судом установлено, что Нелидовской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции, законодательства об информации, информационных технологиях и о защите информации, в ходе которой установлено следующее. 24.03.2017 в период времени с 14 ч. 20 мин. до 14 ч. 35 мин. Нелидовской межрайонной прокуратурой произведен осмотр сайта сети «Интернет» http:// trudostag.info, в ходе осмотра которого установлено, что при открытии указанного сайта появляется графическое и текстовое изображение с предложением купить трудовую книжку со стажем, изменение записей в трудовой книжке.
В ходе осмотра при помощи функции Print Screen сделан 1 снимок экрана (скриншота) и распечатан на принтере.
Нахождение в открытом доступе в сети Интернет информации, побуждающей общество давать, а чиновников – получать взятки, и предлагающей способы избежания наказания за данные преступления, фактически способствует совершению таких преступлений, тем самым нарушаются публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
Действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.
Согласно п. 4 ст. 2 Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее – Федеральный закон № 149-ФЗ) информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники.
В силу ч.ч. 1, 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
В соответствии с ч. 5 ст. 15 Федерального закона № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ одним из оснований для включения в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru.
При исследовании данного Интернет сайта установлено, что в указатель страниц Интернет сайта, расположенного по адресу: http:// trudostag.info, в Единый реестр доменных имен, содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включен, что подтверждается скриншотом с Интернет сайта eais.rkn.gov.ru.
Распространение указанной информации нарушает права неопределенного круга лиц на охраняемые государством правоотношения в сфере труда граждан, что противоречит целям и задачам действующего законодательства и подрывает основы конституционного строя, нарушает права и законные интересы российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования о противодействии коррупции.
На основании статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации способами защиты гражданских прав, в частности является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и не связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителей, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.
В соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 г. №228 указанная служба осуществляет создание, формирование и ведение единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Суду представлен акт проверки помощника Нелидовского межрайонного прокурора от 24 марта 2017 года, согласно которому в сети Интернет в открытом доступе появляется графическое и текстовое изображение с предложением купить трудовую книжку со стажем, изменение записей в трудовой книжке.
В материалах дела имеются снимки экрана (скриншотов), которые подтверждают размещение информации о продаже дипломов о высшем образовании.
Суд считает, что нахождение в открытом доступе в сети Интернет вышеуказанной информации нарушает публичные интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в том числе и право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве.
При таких обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, а также что у заинтересованного лица не имеется возражений по существу заявленных требований, суд считает необходимым признать информацию размещенную в сети Интернет на сайте http:// trudostag.info, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
удовлетворить исковые требования Нелидовского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети Интернет на сайте http:// trudostag.info, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Признать информацию, размещенную в сети Интернет на сайте http:// trudostag.info, содержащей признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано путем подачи апелляционной жалобы в Тверской областной суд через Нелидовский городской суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 28 апреля 2017 года.
Председательствующий: Е.Н.Бурыкина