№2а-2357/2021 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Нижний Новгород 12 августа 2021 года
Советский районный суд города Нижний Новгород в составе:
председательствующего судьи Фазлетдинов А.И.,
при секретарях судебного заседания Матыциной Ю.С., Барт О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Наплавкова Сергея Валерьевича к ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившиеся в приеме и содержании Наплавкова С.В. под стражей в ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Нижегородской области и присуждении коспенсации,
УСТАНОВИЛ:
административный истец обратился в суд к ответчику с указанным иском, в обосновании заявленных требований указав следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 9 "Международного пакта о гражданских и политических правах" каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть подвергнут произвольному аресту или содержанию под стражей. Никто не должен быть лишен свободы иначе, как на таких основаниях и в соответствии с такой процедурой, которые установлены законом.
Согласно п. 1 ст. 5 "Конвенции о защите прав человека и основных свобод" Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:
a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом.
В свою очередь, основания, процедура, порядок нахождения, приема, содержания в следственном изоляторе и лишение лица, тем самым, свободы, четко и недвусмысленно определяется внутренним законодательством РФ: федеральным законом от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и ПВР СИЗО, УПК РФ и Инструкцией по судебному делопроизводству, УИК РФ и ПВР ИУ.
Из положений указанных законов следует, что для приема, нахождения, содержания человека в следственном изоляторе необходимы законные основания и подтверждающие документы:
- либо судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном УПК РФ;
- либо вступивший в законную силу обвинительный приговор либо изменяющее его определение или постановление суда, вынесенные в порядке, установлено УПК РФ.
В апреля 2020 года его приняли и содержали в СИЗО-1 г. Нижний Новгород. При этом у сотрудников СИЗО-1, которые относятся к должностным лицам органов исполнительной власти РФ, не имелось никаких документов, установленных законом, позволяющих содержать человека в следственном изоляторе, лишая его свободы:
вынесенное в порядке, установленном УПК РФ судебное решение об избрание меры пресечения в виде заключения под стражу отсутствуют;
вынесенные в порядке, установленном УПК РФ приговор либо изменяющие его определение или постановление суда отсутствуют;
Следовательно он был произвольно, без процедуры и оснований, которые установлены законом – не в порядке, установленном законом, лишен свободы должностными лицами органами исполнительной власти РФ в апреле 2020 года, чем нарушены его права человека гарантированные п. 1 ст. 9 Международного пакта о гражданских и политических правах и п. 1 ст. 5 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод».
В соответствии с п. 5 ст.9 Международного пакта о гражданских и политических правах каждый, кто был жертвой незаконного ареста или содержания под стражей, имеет право на компенсацию, обладающую исковой силой.
В соответствии с п. 5 ст. 5 Конвенции «О защите прав человека и основных свобод» кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушении положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.
Аналогичные указания содержаться в ст. 52 и 53 Конституции РФ.
Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда РФ от 05.03.2013 N 4 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" при рассмотрении судом или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права.
Указанные в иске нормы международных договоров порождают права и обязанности для субъектов национального права и в данный момент не требуют создания внутригосударственных актов для их применения, т.к. такие акты уже созданы виде Кодекса, Федерального закона, ПВР ИУ и СИЗО, Инструкции по судебному делопроизводству и следовательно указанные им нормы международных договоров подлежат применению в данном деле, в том истолковании, какое им придает Европейский суд по правам человека и Венская Конвенция о праве международных договоров от 23.05.1969 г.
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2013 N 21 "О применении судами общей юрисдикции Конвенции о защите прав человека и основных свобод " суду необходимо установить наличие факта нарушения этих прав и свобод, отразив указанное обстоятельство в судебном акте. Причиненные таким нарушением материальный ущерб и (или) моральный вред подлежат возмещению в установленном законом порядке.
На основании изложенного истец просит суд:
признать действия ФКУ СИЗО №... ГУФСИН России по ..., выразившиеся в приеме и содержании Наплавкова С.В. под стражей в ФКУ СИЗО №... ГУФСИН России по ..., незаконными.
Присудить административному истцу Наплавкову С.В., справедливую денежную компенсацию за нарушение условий содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ... и взыскать с административного ответчика в пользу истца 500000 (пятьсот тысяч) рублей, которые перечислить на его счет 42№... в ПАО Сбербанк, дополнительный офис №..., кор/счет банка 30№..., БИК №....
Определением суда к участию по делу в качестве заинтересованного лица привлечен начальник ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ....
Административный истец о дне времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается распиской, вернувшейся в материалы дела. От административного истца в суд поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель ответчика и заинтересованного лица в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд отказать в полном объеме. Полагал возможным рассмотреть настоящее административное дело без использования видеоконференцсвязи и в отсутствие административного истца.
Суд, учитывая позицию представителя ответчика и заинтересованного лица полагает, что заявленный административный иск не связан с особенностями личности истца и не требует непосредственного личного участия истца в судебном заседании, возможным провести судебное заседание при данной явке.
Иные лица в судебное заседание не явились извещены надлежащим образом.
Суд, учитывая положения статьи 150, ч.6 ст. 226 КАС РФ, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, полагает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие не явившихся лиц.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
Согласно ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными и иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом и следует из материалов осужденный Наплавков С.В., 1974 года рождения, содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в спорный период на основании следующего.
Частью 1 ст. 77.1 УИК РФ установлено, что при необходимости участия в следственных действиях в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого (обвиняемого) осужденные к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, воспитательной колонии или тюрьме могут быть оставлены в следственном изоляторе либо переведены в следственный изолятор из указанных исправительных учреждений на основании мотивированного постановления следователя с согласия руководителя следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему руководителя специализированного следственного органа или его заместителя, руководителя территориального следственного органа по субъекту Российской Федерации следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, с согласия Председателя Следственного комитета Российской Федерации или его заместителя, руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти (при соответствующем федеральном органе исполнительной власти) - на срок до трех месяцев, а также постановления дознавателя с согласия прокурора субъекта Российской Федерации или его заместителя либо приравненного к нему прокурора или его заместителя - на срок, не превышающий двух месяцев, а с согласия Генерального прокурора Российской Федерации или его заместителя - на срок до трех месяцев.
При этом ст. 5 ФЗ №103-ФЗ от 15.07.1995г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» определено, что основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, является судебное решение, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 6 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденных Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005г. №189 установлено, что основанием для приема в СИЗО подозреваемого или обвиняемого являются судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела в соответствии со справкой по личному делу Наплавкова С.В., истец был осужден (дата) Центральным окружным военным судом по ч,1 ст.205. 205.2 ч. 1, 69 ч.3. 70 УК РФ к 19 годам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии особого режима. Приговор вступил в законную силу.
В соответствии со справкой по личному делу, административный истец прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области транзитом из ФКУ СИЗО-1 УФСИ11 России по ....
Расхождений анкетных сведений с опросом Наплавкова С.В. не установлено, поэтому на протяжении его пребывания в учреждении его личное дело не вскрывалось.
В учреждении истец содержался с 17.04.2(120 г. по (дата) (12 дней).
Убыл из ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ... административный истец (дата) в распоряжение УФСИН РФ по ....
Деятельность ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по ... нормативно урегулирована и осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от (дата) N 103 ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также Приказа Минюста РФ от (дата) N 189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно- исполнительной системы" (далее ПВР СИЗО).
В соответствии с п. 6 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденных Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005г. №... основанием для приема в СИЗО подозреваемого или обвиняемого являются судебное решение об избрании в качестве меры пресечения заключения под стражу, вынесенное в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденных Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005г. №... документы, являющиеся основанием для приема в СИЗО, должны быть заверены подписями соответствующих должностных лиц и скреплены гербовыми печатями».
В соответствии с п. 5 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденных Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005г. №... прием подозреваемых и обвиняемых в СИЗО производится круглосуточно дежурным помощником начальника СИЗО (далее - дежурный помощник) или его заместителем, который проверяет наличие документов, дающих основание для приема лица доставленного в СИЗО, проводит опрос данного лица и сверяет его ответы со сведениями, указанными в личном деле. В отношении лиц, к которым применялось задержание, к судебному решению об избрании меры пресечения должен быть представлен протокол задержания подозреваемого в совершении преступления».
В соответствии с п. 10 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы утвержденных Приказом Министерства Юстиции Российской Федерации от 14.10.2005г. №... подозреваемые и обвиняемые, следующие через СИЗО транзитом, принимаются и направляются к местам назначения на основании справок по личным делам и попутных списков, формы которых устанавливаются Инструкцией о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем УМС.
В соответствии с Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от (дата) №...-ДСП «Об утверждении Инструкции о работе отделов (групп) специального учета следственных изоляторов и тюрем ФСИН России», личные дела лиц, следующих транзитом, не вскрываются, за исключением случаев расхождения данных на справке по личному делу с спросом лица, следующего транзитом. Вскрытие личного дела осуществляется дежурным помощником, о чем составляется акт.
При таких обстоятельствах оснований для признания действия должностных лиц ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области, выраженных в содержании Наплавкова С.В. в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Нижегородской области в апреле 2020 года, незаконными у суда не имеется.
На основании изложенного суд, оценивая представленные доказательства в их совокупности, не находит оснований для удовлетворения требований истца.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Наплавкова Сергея Валерьевича к ФКУ СИЗО № 1 ГУФСИН России по Нижегородской области о признании незаконными действия (бездействия) должностных лиц ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Нижегородской области, выразившиеся в приеме и содержании Наплавкова С.В. под стражей в ФКУ СИЗО №1 ГУФСИН России по Нижегородской области и присуждении коспенсации – отказать.
Решение может быть обжаловано в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционных жалоб через Советский районный суд г.Н.Новгорода.
Судья А.И. Фазлетдинов
Копия верна. Судья А.И. Фазлетдинов