ВТОРОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
№ 88а-2157/2019
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
20 декабря 2019 года г. Москва
Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Рахманкиной Е.П., судей Смирновой Е.Д., Сорокина С.В. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции кассационную жалобу представителя АО «Тамбовская сетевая компания» Каширского В.А. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 30 сентября 2019 года, вынесенное по административному делу по административному исковому заявлению Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» об оспаривании предписания прокурора (присвоенный судом первой инстанции номер дела: № 2а-1161/2019).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д., объяснения представителей административного истца АО «Тамбовская сетевая компания» Князевой Ж.В., Рудаковой В.А., судебная коллегия
установила:
АО «Тамбовская сетевая компания» обратилось в суд с административным исковым заявлением об оспаривании предписания заместителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 29 марта 2019 года №.
Требование мотивировано тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки по факту ненадлежащего качества оказания услуг по вывозу твердых коммунальных отходов с территории <адрес> выявлено, что обществом в адрес администрации <данные изъяты> сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области не направлялись сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о месте (площадке) накопления ТКО, на которых планируется разместить эти контейнеры и бункеры. Несмотря на размещение контейнеров только на одной улице, платежные документы для оплаты услуг по вывозу ТКО направляются в адрес всех жителей <адрес>, в том числе домовладений, которые расположены на расстоянии от имеющихся контейнерных площадок более чем на 100 метров. В связи с этим в представлении заместителя прокурора Тамбовского района АО «Тамбовская сетевая компания» предложено направить в адрес администрации <данные изъяты> сельского Совета Тамбовского района Тамбовской области сведения о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о месте (площадке) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры с учетом требования СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов» и рассмотреть вопрос о перерасчете размера платы по публичной оферте для жителей <адрес>, чьи домовладения находятся за пределами расстояния, предусмотренного СанПиН для размещения контейнерных площадок.
По мнению административного истца, указанное представление является незаконным, поскольку места накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления в соответствии с требованиями благоустройства муниципального образования, требованиями законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства РФ, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством РФ случаях, когда такая обязанность лежит на других лицах. Постановлением администрации <данные изъяты> сельсовета от 6 октября 2017 года № определены места накопления твердых коммунальных отходов, которое опубликовано в печатном средстве массовой информации <данные изъяты> сельсовета «Вестник местного самоуправления». С установленных мест сбора ТКО в <адрес> АО «Тамбовская сетевая компания» в полном объеме осуществляет транспортирование ТКО к местам их дальнейшего захоронения. Всем потребителям соответствующая услуга оказывается с 1 января 2019 года, в связи с чем оснований для перерасчета размера платы не имеется.
Кроме этого, расходы на приобретение и установку контейнеров при утверждении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год не были предусмотрены.
Решением Тамбовского районного суда Тамбовской области от 18 июня 2019 года административный иск Акционерного общества «Тамбовская сетевая компания» удовлетворен.
Признано незаконным представление заместителя прокурора Тамбовского района Тамбовской области ФИО9. об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства от 29 марта 2019 года № в отношении АО «Тамбовская сетевая компания».
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 30 сентября 2019 года решение Тамбовского районного суда г. Москвы от 18 июня 2019 года отменено и по делу принято новое решение, которым в удовлетворении административного искового заявления АО «Тамбовская сетевая компания» к заместителю прокурора Тамбовского района Тамбовской области ФИО10., прокуратуре Тамбовской области о признании представления об устранении нарушений законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства незаконным отказано.
В кассационной жалобе представителя АО «Тамбовская сетевая компания» поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных постановлений по мотивам незаконности и необоснованности со ссылкой на то, что количество планируемых к размещению контейнеров и бункеров и места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры, определяются органом местного самоуправления; расходы на контейнеры не включены в единый тариф; в отсутствие подтверждений о ненадлежащем качестве оказанной услуги пересчет размера платы по договору не может быть произведен.
Определением судьи Второго кассационного суда общей юрисдикции от 25 ноября 2019 года кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:
создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;
определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года № 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
В случае, если в соответствии с законодательством РФ обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органами местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается соответствующим органом местного самоуправления (пункт 4 Правил).
Согласно части 2 статьи 24. 7 Закона об отходах производства и потребления по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник твердых коммунальных отходов обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
По смыслу и содержанию приведенной нормы места накопления твердые коммунальные отходы должны быть определены в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО, являющемся публичным, т.е. обязательным для заключения с собственниками ТКО.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что на основании приказа Управления топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Тамбовской области от 28 декабря 2018 года № 182 Акционерному обществу «Тамбовская сетевая компания» присвоен статус регионального оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Тамбовской области.
Приказом Управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 19 декабря 2018 года № 186-в для АО «Тамбовская сетевая компания» установлен и введен в действие с 1 января 2019 года по 31 декабря 2019 года предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, поскольку с 1 января 2019 года АО «Тамбовская сетевая компания» является региональным оператором по обращению с твердыми бытовыми отходами на территории Тамбовской области, то в силу приведенных выше норм права обязанность по определению мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, на которых планируется разместить контейнеры и бункеры, с указанной даты лежит на региональном операторе.
Согласно пункту 13 (1) Правил обращения с твердыми бытовыми отходами, утвержденных Постановлением правительства РФ от 12 ноября 016 года № 1156, по представлению региональным оператором сведений о количестве планируемых к размещению контейнеров и бункеров с указанием их объема и о местах (площадках) накопления ТКО, на которых планируется разместить такие контейнеры и бункеры, орган местного самоуправления включает указанную информацию в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Однако, как установлено в ходе прокурорской проверки, в своем договоре в виде публичной оферты, размещенной на официальном сайте общества, такие места региональным оператором не определены.
В связи с изложенным доводы жалобы административного истца о несении соответствующей обязанности не региональным оператором, а органом местного самоуправления являются несостоятельными и во внимание приняты быть не могут.
Вопреки требованиям статьи 62 КАС РФ стороной административного истца в ходе рассмотрения дела в суде первой и апелляционной инстанций не представлены подтверждения о невключении расходов на контейнеры в единый тариф.
В соответствии с пунктом 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных пунктов», утвержденных Главным государственным врачом СССР от 5 августа 1988 года № 4690-88, площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м, в то время, когда по настоящему делу установлено размещение в <адрес> 9 контейнеров лишь в одном месте, вследствие чего судебная коллегия находит правомерным вывод суда апелляционной инстанции о необходимости перерасчета размера платы по публичной оферте для жителей села, чьи домовладения находятся за пределами упомянутого выше расстояния.
Учитывая изложенное, оснований для отмены апелляционного определения и удовлетворения кассационной жалобы представителя АО «Тамбовская сетевая компания» судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Тамбовского областного суда от 30 сентября 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу АО «Тамбовская сетевая компания» – без удовлетворения.
Председательствующий Е.П. Рахманкина
Судьи: Е.Д. Смирнова
С.В. Сорокин