Дело № 2а-2148/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

27 декабря 2017 года г. Чита

Ингодинский районный суд г. Читы в составе:

председательствующего судьи Калгиной Л.Ю.

при секретаре Депешиной Я.А.,

с участием: представителя административного истца Цымбалова П.В., действующего по доверенности от 08.08.2017, представителя административного ответчика Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» Иванова С.Э., действующего по доверенности от 19.04.2017,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Министерства природных ресурсов Забайкальского края к Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита», администрации городского округа «Город Чита» о признании незаконным и отмене предписания,

у с т а н о в и л:

Министерство природных ресурсов Забайкальского края (далее – Минприроды Забайкальского края) обратилось в суд с административным исковым заявлением, просит признать незаконным и отменить предписание Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» № 906 от 23.11.2017, в соответствии с которым Минприроды Забайкальского края предписано в целях устранения нарушений п. (п) 4.1.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита» (утв. решением Думы городского округа «Город Чита» от 19.10.2017 № 111), организовать мероприятия по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес>, в срок до 20.12.2017 (включительно).

В обоснование требований административный истец ссылается на нарушение порядка организации и проведения проверки, установленного Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ), поскольку распоряжение или приказ о проведении проверки руководителем (заместителем руководителя) Контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита» не издавались, сведения о проводимой проверке до Минприроды Забайкальского края не доводились. Кроме того, административный истец считает Минприроды Забайкальского края является ненадлежащим субъектом оспариваемого предписания, поскольку не осуществляет в отношении указанного в предписании земельного участка каких-либо вещных прав, не является производителем отходов, самовольное размещение которых явилось причиной захламления земельного участка бытовым и иным мусором, уборка территорий от несанкционированных свалок к полномочиям субъектов РФ, а соответственно, к полномочиям Министерства в сфере обращения с отходами не отнесена.

В судебном заседании представитель административного истца требования поддержал по основаниям, указанным в заявлении, просил административный иск удовлетворить.

Представитель административного ответчика с иском не согласился, поддержал письменные возражения, согласно которым законность предписания обосновывал возложенной в соответствии с подпунктом 12.11.8 Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края на административного истца обязанностью организовать деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору) транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов, а также тем, что нарушение допущено на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена. В дополнение пояснил, что достоверные доказательства в подтверждение довода о том, что спорный земельный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена, у Контрольной инспекции отсутствуют.

Заслушав объяснения представителей сторон, оценив в совокупности представленные по делу доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено, что 17.11.2017 Контрольной инспекцией администрации городского округа «Город Чита» произведён осмотр территории по адресу: г. Чита, ул. Арахлейская,, составлен акт от 17.11.2017, согласно которому в результате осмотра на указанном земельном участке, выявлено наличие бытового и иного мусора (л.д. ).

Контрольной инспекцией в адрес Минприроды Забайкальского края выдано предписание № 906 от 23.11.2017 с требованием в целях устранения нарушений п.(п) 4.1.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», утверждённых решением Думы городского округа «Город Чита» от 19.10.2017 № 111, выразившихся в захламлении территории бытовым и прочим мусором, организовать мероприятия по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, по адресу: <адрес> в срок до 20.12.2017 (включительно).

Как следует из пояснений представителя административного ответчика, земельный участок, на котором непосредственно находится несанкционированная свалка бытового и прочего мусора, относится к землям неразграниченной государственной собственности в границах территории городского округа «Город Чита», однако допустимых и относимых доказательств данному обстоятельству суду не представлено. Из списка несанкционированных свалок указанное не следует, сведения о принадлежности земельного участка по адресу: <адрес>, в данном списке отсутствуют.

Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», части 2 статьи 21, части 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Закон № 89-ФЗ).

Пунктом 4.1.1 Правил благоустройства территории городского округа «Город Чита», утверждённых решением Думы городского округа «Город Чита» от 19.10.2017 № 111, предусмотрено, что собственники земельных участков, зданий, строений и сооружений и (или) уполномоченные ими лица, являющиеся владельцами и (или) пользователями земельных участков, зданий, строений и сооружений, обязаны обеспечить выполнение мероприятий в соответствии с настоящими Правилами, в том числе: уборку принадлежащих им на праве собственности или ином законном праве земельных участков, а также очистку от мусора, отходов, снега, скопления дождевых и талых вод, технических и технологических загрязнений, удаление обледенений, скашивание травостоя при достижении высоты 15-20 см до высоты оставляемого травостоя 3-5 см, скашивание сорной сухостоящей травы. Состав работ и периодичность их выполнения предусмотрены пунктами 1, 2, 3, 6 Приложения к настоящим Правилам (подпункт 1); обеспечение вывоза бытового, природного и строительного мусора, пищевых отходов, вторичных материальных ресурсов и других загрязнителей, а также вывоз твёрдых коммунальных отходов, крупногабаритного мусора по договору с региональным оператором по обращению с твёрдыми коммунальными отходами (Постановление Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твёрдыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства РФ от 25 августа 2008 № 641»), а в случае отсутствия регионального оператора, со специализированной организацией (подпункт 4).

Статьёй 6 Закона № 89-ФЗ в редакции, действующей с 01.01.2016, установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами.

Минприроды Забайкальского края осуществляет свою деятельность на основании Положения о Министерстве природных ресурсов Забайкальского края, утверждённого постановлением Правительства Забайкальского края от 27.12.2016 № 503, согласно которому Минприроды Забайкальского края в области обращения с отходами имеет следующие полномочия: разрабатывает и реализует региональные программы в области обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, участвует в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами (12.11.2); участвует в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Забайкальского края (12.11.3); осуществляет государственный надзор в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору (12.11.4); организует деятельность по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов (12.11.8); регулирует деятельность региональных операторов по обращению с твёрдыми коммунальными отходами, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора (12.11.9); разрабатывает территориальную схему обращения с отходами, в том числе с твёрдыми коммунальными отходами, и вносит предложения по её утверждению (12.11.10); ведёт региональный кадастр отходов (12.11.11), а также иные полномочия.

Исходя из изложенного, учитывая приведённые нормы права, прямо указывающие на полномочия субъекта Российской Федерации по организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений, установленные фактические обстоятельства дела, суд отклоняет доводы административного истца о том, что он является ненадлежащим субъектом оспариваемого предписания, поскольку обязанность организовать мероприятия по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке соответствуют полномочиям Минприроды Забайкальского края.

Доводы административного истца о том, что Минприроды Забайкальского края не является собственником захламлённого земельного участка, вследствие чего, к нему не может быть предъявлено указанное в предписании требование организовать мероприятия по очистке территории от бытового и прочего мусора на земельном участке, не могут быть приняты во внимание, поскольку в силу вышеприведённого нормативного регулирования организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов является обязанностью органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Вместе с тем, суд принимает во внимание, что в силу статьи 6 Закона № 89-ФЗ полномочие субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами по организации деятельности по обращению с отходами должно осуществляться посредством соглашения между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации и региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами.

Установленные законом требования о заключении соглашений с региональными операторами по обращению с твёрдыми коммунальными отходами должны быть выполнены не позднее 01.05.2018 (пункт 3 статьи 29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).

В отсутствие данного соглашения понуждение исполнительного органа государственной власти Забайкальского края – Минприроды Забайкальского края принять участие в организации заявленной деятельности, которую обязаны проводить иные органы, является преждевременным.

Ссылка административного ответчика на то, что деятельность Контрольной инспекции не является осуществлением муниципального контроля деятельности прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в смысле, придаваемом ему Законом № 294-ФЗ, несостоятельная, учитывая, что в соответствии со статьёй 8 Устава городского округа «Город Чита», принятого решением Думы городского округа «Город Чита» от 25.05.2017 № 53 органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами Забайкальского края (часть 1); к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Закона № 294-ФЗ (часть 2).

Согласно пункту 4 статьи 2 Закона № 294-ФЗ муниципальный контроль –деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований.

Статьёй 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа отнесено участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 24 части 1).

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 Закона № 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твёрдых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.

Таким образом, в силу статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Контрольная инспекция, деятельность которой определена Положением «О контрольной инспекции администрации городского округа «Город Чита», утверждённым постановлением Мэра города Читы от 23.12.2009 № 254, является уполномоченным органом местного самоуправления на осуществление муниципального контроля, следовательно, контроль за соблюдением правил благоустройства, санитарного содержания и обеспечения чистоты, а также в области обращения с отходами в городском округе «Город Чита» административным ответчиком осуществлён Контрольной инспекцией в рамках муниципального контроля.

В пунктах 3 и 3.1 статьи 1 Закона № 294-ФЗ при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля перечислены виды контроля, на которые нормы данного федерального закона не распространяются. Контроль за соблюдением правил благоустройства, санитарного содержания и обеспечения чистоты, а также в области обращения с отходами в данных пунктах не назван, следовательно, при проведении вышеуказанной проверки в соответствии с частью 2 статьи 8 Устава городского округа «Город Чита» подлежали применению нормы Закона № 294-ФЗ.

При таких обстоятельствах, нарушение Контрольной инспекцией как уполномоченного органа муниципального контроля порядка проведения проверки и оформления её результатов, выразившееся в невыполнении требований статей 14, 16 Закона № 294-ФЗ, также является основанием для признания оспариваемого предписания незаконным.

С учётом изложенного, предписание Контрольной инспекции № 906 от 23.11.2017 подлежит отмене как незаконное.

Руководствуясь статьями 175, 177, 179, 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

р е ш и л :

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ «░░░░░ ░░░░» № 906 ░░ 23.11.2017 ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░ ░░ 20.12.2017 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░.

░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2а-2148/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Министерство природных ресурсов
Ответчики
Контрольная инспекция администрации го Город Чита
Суд
Ингодинский районный суд г. Чита
Дело на сайте суда
ingoda.cht.sudrf.ru
01.12.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
01.12.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.12.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.12.2017[Адм.] Судебное заседание
27.12.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.12.2017
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее