Решение по делу № 33а-1758/2018 от 28.02.2018

Дело № 33а-1758/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Тюмень

19 марта 2018 года

Судебная коллегия по административным делам Тюменского областного суда в составе:

председательствующего

Колосковой С.Е.,

судей

Левиной Н.В., Глушко А.Р.,

при секретаре

Крюковой С.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Гловацкого А.Е., поданной представителем Суминой Н.А., на решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 января 2018 года, которым постановлено:

«В удовлетворении требований Гловацкого Антона Евгеньевича, отказать.».

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены, административный истец Гловацкий А.Е. в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Заслушав доклад судьи Тюменского областного суда Глушко А.Р., пояснения представителя административного истца Гловацкого А.Е. – Суминой Н.А., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя Управления Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области Кривошей Е.Д., полагавшей апелляционную жалобу удовлетворению не подлежащей, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Гловацкий А.Е. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области (далее по тексту также - Управление Росреестра по Тюменской области) о признании незаконным отказа от 24 августа 2017 года в государственном кадастровом учете и в государственной регистрации прав в отношении здания - индивидуального жилого дома в блочном исполнении, расположенного по адресу: <.......>, площадью 84.9, кв.м., количество этажей: 2, назначение жилое, находящегося в пределах земельного участка с кадастровым номером <.......>; возложении обязанности осуществить государственный кадастровый учет на основании технического плана от 15 августа 2017 года и государственную регистрацию прав в отношении указанного здания, указывая, что Гловацкий А.Е. является собственником 10 земельных участков, расположенных по адресу: <.......>, с расположенным на них неузаконенным незавершенным строительством объектом. Через многофункциональный центр Тюменской области Гловацкий А.Е. обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с одновременной регистрацией прав, однако 24 августа 2017 года административному истцу было выдано уведомлением об отказе в государственной регистрации прав и в государственном кадастровом учете здания. Отказ мотивирован не предоставлением документов, подтверждающих, что созданный объект недвижимого имущества является объектом индивидуального жилищного строительства, для которого не требуется ввод объекта в эксплуатацию, а также отсутствует документ, разрешающий ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта (здания). Считает данный отказ незаконным, поскольку до 01 марта 2018 года не требуется получение разрешения на ввод объект индивидуального жилищного строительства в эксплуатацию, а также представление данного разрешения для осуществления технического учета (инвентаризации) такого объекта, в том числе для оформления и выдачи технического паспорта такого объекта.

Административный истец Гловацкий А.Е., извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил, об отложении рассмотрения дела не просил.

Представитель административного истца Сумина Н.А. в судебном заседании требования административного истца поддержала.

Представитель административного ответчика Кривошей Е.Д. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась.

Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласен Гловацкий А.Е., который в апелляционной жалобе, поданной представителем Суминой Н.А., просит решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 января 2018 года отменить и принять по делу новый судебный акт, приводя доводы, аналогичные изложенным в административном исковом заявлении. Также указывает, что в решении суда первой инстанции не дается правовой оценки основанию оспариваемого отказа, заключающемуся в том, что Гловацким А.Е. не были представлены документы, что созданный объект недвижимого имущества является объектом индивидуального жилищного строительства, для которого не требуется ввод объекта в эксплуатацию. Отмечает, что в Управление Росреестра по Тюменской области для постановки на государственный кадастровый учет здания был сдан технический план от 16.08.2017 г., выполненный на основании проектной документации, вместе с которым представлены декларация об объекте недвижимости, являющаяся неотъемлемой частью технического плана и основанием для регистрации прав, а также копии писем Администрации Тюменского муниципального района, подтверждающие, что ввод в эксплуатацию здания невозможен, и не требуется в силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29.12.2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации". Отмечает, что по аналогичному техническому плану 15.08.2017 г. была поставлена на кадастровый учет первая секция жилого дома блокированной застройки, расположенная по адресу: <.......>, площадью 84.9, кв.м., количество этажей: 2, назначение жилое, и зарегистрировано право собственности. Утверждает, что соответствие здания строительным нормам подтверждается техническим заключением ООО «Проект-индустрия» от 15.11.2017 года. Строительство здания выполнено с соблюдением градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка, что подтверждается градостроительным планом от 09.11.2016 года. Полагает, что положения ч. 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к данной ситуации неприменимы.

На апелляционную жалобу поступили возражения представителя Управление Росреестра по Тюменской области Киселевой Н.Н., в которых она полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а доводы апелляционной жалобы Гловацкого А.Е. удовлетворению не подлежащими.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объёме, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на неё, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее по тексту также Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ), данным законом регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету (часть 1 ст. 1).

Статьёй 14 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных указанным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 ст. 14). Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются, в частности, межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (пункт 7 части 2).

В соответствии с требованиями части 4 ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, к заявлению о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, по общему правилу, прилагаются: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.

Частью 1 ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ предусмотрено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

При этом, государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в том числе, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (пункт 3 части 1 ст. 29 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ).

В соответствии требованиями Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав в случае, если, в частности, форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7 части 1 ст. 26). В осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона (ст. 27).

Как следует из материалов дела, по договору купли - продажи № 23 от 24 мая 2016 года, Гловацкий А.Е. приобрел 10 смежных земельных участков, расположенных по адресу: <.......>., Категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под индивидуальное жилищное строительство.

Согласно дополнительному соглашению № 1 к договору купли - продажи № 23 от 24 мая 2016 года, вместе с земельными участками Гловацкому А.Е. передан расположенный на данных земельных участках неузаконенный незавершенный строительством объект (таунхаус квартал 9, ГП 18-27), общей площадью 876.4 кв.м (кадастровый номер <.......>).

В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним 16 августа 2016 года внесена запись о праве собственности Гловацкого А.Е. на земельный участок, расположенный по адресу: <.......>) с кадастровым номером <.......>.

Гловацкий А.Е. 05 мая 2017 года обратился к административному ответчику с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости с одновременной регистрацией права. К заявлению был приложен технический план здания от 02 мая 2017 года, в котором имелось разрешение на строительство от 25.09.2013 г. № 72516419-293-13, выданное Администрацией Переваловского муниципального образования Тюменского района Тюменской области на индивидуальный жилой дом, часть одноэтажного жилого дома в блочном исполнении.

По результатам рассмотрения представленных документов, административным ответчиком принято решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, в связи с отсутствием документа, разрешающего ввод в эксплуатацию законченного строительством объекта.

Письмом Администрации Тюменского муниципального района от 07.07.2017 года № 0201 представителю Гловацкого А.Е. было сообщено, что ответ по его запросу будет представлен после получения соответствующей информации из Главного управления строительства Тюменской области, а письмом Администрации Тюменского муниципального района от 08.08.2017 года № 0201 представителю Гловацкого А.Е., в частности, сообщено, что при постановке на государственный кадастровый учет блоков в жилом доме блокированной застройки, разрешение на ввод указанного дома в эксплуатацию, а также технические планы, оформленные в отношении каждого блока в отдельности, будут являться основанием для такого учета.

Административным истцом были представлены в регистрирующий орган технический план здания от 16 августа 2017 года, в состав которого включены письма Администрации Тюменского муниципального района от 07.07.2017 года № 0201 и от 08.08.2017 года № 0201.

Уведомлением от 24 августа 2017 года административному истцу на основании ст. 27 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении здания, расположенного по адресу: <.......>, с указанием на то, что не представлены документы, доказывающие, что созданный объект недвижимого имущества является объектом индивидуального жилищного строительства, для которого не требуется ввод объекта в эксплуатацию в установленном законом порядке.

В соответствии с нормами ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации, по общему правилу, требованиям, установленным градостроительным регламентом проектом планировки территории и проектом межевания, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (часть 1). Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 2).

Статьёй 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, проектной документацией, а также соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, разрешенному использованию земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации (часть 1). Разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства, внесения изменений в документы государственного учета реконструированного объекта капитального строительства (часть 10).

Частью 2 ст. 16 Жилищного Кодекса Российской Федерации установлено, что жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

В соответствии с частью 3 ст. 48, пунктом. 1 части 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации к объектам индивидуального жилищного строительства относятся отдельно стоящие жилые дома с количеством этажей не более чем три, предназначенные для проживания одной семьи.

К жилым домам блокированной застройки относятся жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (пункт 2 части 2 ст. 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Из представленных материалов следует, что на земельных участках, расположенных по адресу: <.......>., осуществлено строительство 2-х этажного жилого дома, состоящего из 10-ти блоков, каждый из которых предназначен для проживания одной семьи и имеет выход на территорию общего пользования.

Указанные обстоятельства подтверждают то, что жилой дом, с заявлением о государственном кадастровом учете которого и государственной регистрации прав Гловацкий А.Е. обратился к административному ответчику, является частью единого здания, имеет общие стены с соседними блоками, то есть относится к жилым домам блокированной застройки, к которым положения части 4 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации", а также аналогичные положения части 7 ст. 70 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в редакции, действовавшей во время спорного правоотношения, из которых следует, что до 1 марта 2018 года для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый или созданный на земельном участке, расположенном в границах населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (на приусадебном земельном участке), не требуется представление разрешения на ввод данного объекта в эксплуатацию.

В то же время указываемые административным истцом техническое заключение ООО «Проект-индустрия» от 15.11.2017 года и технический план от 16.08.2017 г., выполненный на основании проектной документации, правомерности вышеуказанного вывода административного ответчика и суда первой инстанции не опровергают.

В соответствии с частью 10 ст. 40 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ, государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на созданные здание или сооружение осуществляются на основании разрешения на ввод соответствующего объекта недвижимости в эксплуатацию и правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимости.

Основываясь на изложенном судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о законности оспариваемого отказа Управления Росреестра по Тюменской области в регистрации права собственности заявителя на рассматриваемый объект недвижимого имущества и в его государственном кадастровом учёте и обоснованно отказал в удовлетворении заявленных административным истцом требований.

При таких обстоятельствах судебная коллегия оснований к отмене оспариваемого решения суда первой инстанции и к удовлетворению апелляционной жалобы не усматривает.

Руководствуясь статьёй 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тюмени от 10 января 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гловацкого А.Е., поданную представителем Суминой Н.А., оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи коллегии

33а-1758/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Гловацкий А. Е.
Ответчики
УФС ГР КиК по ТО
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Тюменской области
Суд
Тюменский областной суд
Судья
Глушко Андрей Ростиславович
Дело на странице суда
oblsud.tum.sudrf.ru
19.03.2018Судебное заседание
30.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.03.2018Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее