Решение по делу № 33-3227/2024 от 23.09.2024

    Судья – Тесля Ю.В.                                                                              № 2-2186/2024

                                                                                          (суд первой инстанции)

                                                                                                          № 33-3227/2024

    (суд апелляционной инстанции)

        АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

        21 октября 2024 года                                                                         г. Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего    судьи Истягиной Н.М.,

судей Ваулиной А.В. и Просолова В.В.,

при секретаре судебного заседания Дубравской А.И.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Петрова В. Я. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора – Филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» о признании решения незаконным, признании права на назначение (установление) страховой пенсии, обязании совершить определенные действия, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г.Севастополю на решение Ленинского районного суда г.Севастополя от 24 июля 2024 года.

Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Истягиной Н.М., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

установила:

Истец Петров В.Я. обратился в Ленинский районный суд г. Севастополя с иском к ответчику Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю, просит, с учетом уточнения исковых требований:

- признать незаконным решение Отделения социального фонда России по г. Севастополю Управления установления пенсий и социальных выплат от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении (установлении) страховой пенсии по старости,

- признать за ним право на назначение (установление) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в учреждениях (организациях) Черноморского флота Российской Федерации в период с 13.07.2009 по 16.03.2014 включительно на территории Украины, с 17.03.2014 по 31.12.2014 на территории города Севастополя,

- обязать ответчика назначит (установить) страховую пенсию по старости с исчислением размера пенсии с учетом, как поступивших страховых взносов на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших страховых взносов в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) истца за периоды его работы до 01.01.2015 в учреждениях (организациях) Черноморского флота Российской Федерации и с учетом обязательной индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 2 ст. 29.1 и в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме полагающихся пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 08.03.2022 года по настоящее время.

В обоснование исковых требований Петров В.Я. ссылается на то, что является гражданином Российской Федерации, в период с 13.07.2009 года по 31.12.2014 год выполнял работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации.

Истец обратился 10.02.2024 года к ответчику с заявлением о назначении (установлении) страховой пенсии по старости, на которое получил решение об отказе. Истец указывает, что ответчик при вынесении указанного решения    при оценке пенсионных прав не учитывал страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы в войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имевшие место с 13.07.2009 года по 16.03.2014 год включительно на территории иностранного государства Украины, и с 17.03.2014 года по 31.12.2014 года на территории Российской Федерации. Истец полагает, что неуплата дислоцированными в г. Севастополь в период действия на его территории законодательства Украины и с 17.03.2014 года на территории г. Севастополя войсковыми частями Черноморского флота Российской Федерации (работодателями), в которых он работал, за него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации не может повлечь нарушение его пенсионных прав. По мнению истца, для определения размера страховых взносов, которые подлежали уплате за него работодателями в период с 13.07.2009 года по 31.12.2014 года, могут быть использованы сведения о его заработке в этот период. Данные обстоятельствами явились основаниями для обращения в суд с настоящим иском.

    Решением Ленинского районного суда города Севастополя от 24 июля 2024 года исковое заявление удовлетворено, судом постановлено:

- признать незаконным решение Управления установления пенсий отделения социального фонда России по г. Севастополю ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении (установлении) страховой пенсии по старости Петрову В.Я.;

- признать за Петровым В.Я. право на назначение (установление) страховой пенсии по старости с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом работы в войсковых частях Черноморского Флота Российской Федерации, дислоцированных на территории Украины в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на территории Российской Федерации;

- обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю установить (назначить) страховую пенсию по старости Петрову В.Я. с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации с 13.07.2009 по 31.12.2014 год, включенных в страховой стаж, и с учетом страховых взносов - как поступивших на его индивидуальный лицевой счет, так и не поступивших, в объеме, полагавшемся к уплате работодателями (страхователями) (Черноморским флотом Российской Федерации) в Пенсионный фонд Российской Федерации за указанный период времени, с учетом всех индексаций страховой пенсии по старости и с учетом обязательной индексации расчетного пенсионного капитала в соответствии с п. 2 ст. 29.1 и в порядке, предусмотренном п. 6 ст. 17 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и обязать произвести выплату денежной суммы в объеме полагающихся пенсионных выплат с даты возникновения права на установление (назначение) страховой пенсии по старости с 08.03.2024 по настоящее время.

      Не согласившись с указанным решением, Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по городу Севастополю подало апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом при вынесении решения неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом неправильно определены значимые по делу обстоятельства. Суд не принял во внимание доводы пенсионного органа о том, что с 01.01.2022 г. трудовой вклад пенсионера определяется суммой страховых взносов, поступивших на его индивидуальный лицевой счет в системе обязательного пенсионного страхового для формирования индивидуального пенсионного коэффициента. Суд первой инстанции не принял доводы пенсионного органа о том, что истец осуществлял трудовую деятельность в период с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года на территории города Севастополя на должностях гражданского персонала в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации, дислоцировавшихся в Крыму и городе Севастополе на основании Соглашения о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, заключенного 28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Кабинетом Министров Украины; в период с 2002 по 2014 год страхователи (работодатели) в лице командования войсковых частей (финансового органа) руководствовались вышеуказанным межгосударственным соглашением, в соответствии с которым взносы на социальное страхование предприятия, учреждения и организации Черноморского флота Российской Федерации должны были производить в Пенсионный орган Украины. В указанный период не существовало механизма постановки на учет в ПФ РФ войсковых частей, дислоцированных в Крыму и Севастополе, что исключало возможность перечисления страхователем (работодателем) страховых взносов в Пенсионный фонд России. Денежные средства на уплату взносов на всех работников войсковых частей выделялись и уплачивались в ПФ Украины. Судом первой инстанции не было учтено, что территориальный орган Пенсионного фонда РФ не располагает необходимой информацией о размере взносов, которые подлежали к уплате страхователями за периоды работы истца после 01.01.2002 года, документы в пенсионный орган не предоставлялись.

Судебная коллегия в соответствии с положениями с. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при указанной явке.

В соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.

Полномочия суда апелляционной инстанции определены статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по делу новое решение.

Основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке приведены в статье 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 1 части 1 статьи 330); недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела (пункт 2 части 1 статьи 330); несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела (пункт 3 части 1 статьи 330); нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права (пункт 4 части 1 статьи 330).

Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно нее, пояснения участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.

В силу частей 1 и 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

В статье 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ определены основные понятия, используемые в этом Федеральном законе, в частности, предусмотрено, что страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее также - страховые взносы) - обязательные платежи, которые уплачиваются в Пенсионный фонд Российской Федерации и целевым назначением которых является обеспечение прав граждан на получение обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию (в том числе страховых пенсий, фиксированных выплат к ним и социальных пособий на погребение), включая индивидуально возмездные обязательные платежи, персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение накопительной пенсии и иных выплат за счет средств пенсионных накоплений (абзац седьмой статьи 3 указанного Федерального закона).

Согласно пункту 1 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ застрахованными лицами являются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с данным Федеральным законом. К застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, относятся в том числе граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору.

Страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица (подпункт 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

Страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный фонд (абзац третий пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ).

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 года.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ (часть 2 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Размер страховой пенсии по старости в силу части 1 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях" определяется путем умножения индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости.

Согласно пункту 3 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях" индивидуальный пенсионный коэффициент - параметр, отражающий в относительных единицах пенсионные права застрахованного лица на страховую пенсию, сформированные с учетом начисленных и уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на страховую пенсию, предназначенных для ее финансирования, продолжительности страхового стажа, а также отказа на определенный период от получения страховой пенсии.

Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, и индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место с 1 января 2015 года, по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия по старости, умноженная на коэффициент повышения индивидуального пенсионного коэффициента при исчислении размера страховой пенсии по старости (часть 9 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 1 января 2015 года, определяется, в том числе, исходя из размера страховой части трудовой пенсии по старости, исчисленного по состоянию на 31 декабря 2014 года по нормам Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (часть 10 статьи 15 Федерального закона "О страховых пенсиях").

В соответствии с пунктом 1 статьи 29.1 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер страховой части трудовой пенсии по старости исчисляется с учетом суммы расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, которая определяется путем сложения части расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона, суммы валоризации (статья 30.1 этого Федерального закона) и суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года.

Пунктом 1 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" было установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 данного Федерального закона (граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 этого Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включались в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

Из приведенного правового регулирования следует, что гражданам Российской Федерации Конституцией Российской Федерации гарантировано право на социальное обеспечение, включающее в себя и право лиц, работающих по трудовому договору, на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования. Лица, работающие по трудовому договору, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ. Их право на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию обеспечивается уплатой страхователями (работодателями лиц, работающих по трудовому договору) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом на страхователей законом возложена безусловная обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. Размер страховой пенсии по старости непосредственно зависит от суммы уплаченных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу застрахованного лица страховых взносов, что относится, в том числе и к застрахованным лицам, осуществляющим трудовую деятельность за пределами территории Российской Федерации.

28 мая 1997 года между Правительством Российской Федерации и Правительством Украины было заключено соглашение о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины (прекратило действие 2 апреля 2014 года на основании Федерального закона от 2 апреля 2014 года № 38-ФЗ «О прекращении действия соглашений, касающихся пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины). Частью 1 статьи 14 данного соглашения было предусмотрено, что предприятия, организации и учреждения Черноморского флота Российской Федерации должны были производить налоговые отчисления в соответствии с законодательством Украины.

Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, истец Петров В.Я. является гражданином Российской Федерации.

Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя Петрова В.Я. усматривается, что последний с 01.01.2015 года является получателем пенсии за выслугу лет, назначенной в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотичесикх средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

С 13.07.2009 года истец осуществлял трудовую деятельность на территории иностранного государства Украины на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в организациях (учреждениях) Черноморского флота Российской Федерации, дислоцированных в г.Севастополе, а именно: с 13.07.2009 года в 30 комендатуре охраны и обслуживания в должности стрелка 936 отдельной команды ведомственной охраны; с 01.12.2011 года в восковой части 40136 в должности стрелка 3 группы команды ВОХР. Данные обстоятельства подтверждаются записями в трудовой книжке, представленными архивными справками, материалами выплатного (пенсионного) дела. Ответчиком не оспариваются.

С 12.08.2014 года истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации.

Из материалов пенсионного (выплатного) дела на имя Петрова В.Я. также усматривается, что последний с 01.01.2015 года является получателем пенсии по выслуге лет.

10.02.2024 года истец обратился в Отделение фонда пенсионного и социального страхования России по г.Севастополю с заявлением о произведении перерасчета страховой пенсии с применением расчета баллов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом периодов работы в войсковых частях Черноморского флота Российской Федерации в т.ч. с 13.07.2009 года по 31.12.2014 года, включенных в страховой стаж, с учетом индексации расчетного пенсионного капитала, подлежащего формированию из страховых взносов за 2009-2014гг., на величину коэффициентов индексаций, определенных Постановлениями Правительства Российской Федерации в соответствии с административным регламентом предоставления государственной услуги.

Решением Отделения Социального фонда России по г. Севастополю от 11.03.2024 № 14550/24 в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости в части увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды работы с 13.07.2009 года по 31.12.2014 года, ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица до 31.12.2014 года.

Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст.39 Конституции РФ, Федерального закона от 15.12.2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Соглашением между Российской Федерацией и Украиной о статусе и условиях пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины, подписанным в г.Киеве 28.05.1997 года, разъяснениями Конституционного суда Российской Федерации, положениями Трудового кодекса Российской Федерации, установив приведенные обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства по делу и, имеющиеся в деле доказательства, пришел к выводу том, что невыполнение работодателем истца действий по уплате за него страховых взносов, не может быть поставлено истцу в вину и не опровергает факт работы в Вооруженных силах Российской Федерации. Истец являлся застрахованным лицом в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ, был зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, следовательно, ему гарантировано право на получение страховой пенсии по старости, предоставляемой в рамках системы обязательного пенсионного страхования, в размере, предусмотренном законом и адекватном результатам его труда. Неуплата страхователем страховых взносов в Пенсионный Фонд Российской Федерации на финансирование страховой пенсии Петрова В.Я. не может препятствовать реализации ею права своевременно и в полном объёме получать страховую пенсию по старости, в связи с чем, удовлетворил заявленные истцом требования.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, и установленным обстоятельствам дела.

Согласно Договору между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов (подписан в г. Москве 18 марта 2014 года и ратифицирован Федеральным законом от 21 марта 2014 года № 36-ФЗ) с даты его подписания Республика Крым стала считаться принятой в Российскую Федерацию (пункт 1 статьи 1), а в составе Российской Федерации были образованы новые субъекты - Республика Крым и город федерального значения Севастополь (статья 2).

С 01.01.2015 года истцу была назначена страховая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях", размер которой был определён без учёта страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за периоды его работы, имевшие место с 13.07.2009 года по 31.12.2014 года включительно на территории иностранного государства – Украины и г. Севастополя.

Решением Отделения фонда пенсионного и социального страхования России по г. Севастополю от 11.03.2024 года в произведении перерасчета назначенной страховой пенсии по старости отказано, ввиду отсутствия сведений уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица.

Факт работы истца в указанные выше периоды, подтвержден записями в трудовой книжке и архивными справками о заработной плате и сомнений у стороны ответчика и у суда не вызывают.

Для лиц, работающих по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, работодателями являются такие учреждения, организации и войсковые части.

Регулирование труда лиц, работающих в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, имеет особенности, установленные статьей 349 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

По смыслу части первой статьи 349 Трудового кодекса Российской Федерации, российские граждане, работающие по трудовому договору в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, обладают стандартным правовым статусом работника, на которого распространяются как общие нормы трудового законодательства, так и общие нормы законодательства об обязательном социальном страховании, а особенности в правовом регулировании отношений с их участием могут предусматриваться федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. На войсковые части, выступающие в качестве работодателей для указанных лиц, в том числе дислоцированные за пределами границ Российской Федерации войсковые части независимо от места их расположения, возлагается исполнение всех обязанностей работодателя, предусмотренных российским законодательством, включая обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.

В силу предписаний Трудового кодекса Российской Федерации (статьи 22 и 349), Налогового кодекса Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 235) и Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (подпункт 1 пункта 1 статьи 6) российские войсковые части, дислоцированные на территории иностранных государств, фактически будучи работодателями для российских граждан из числа вольнонаемного персонала, обязаны осуществлять обязательное пенсионное страхование и уплачивать страховые взносы на финансирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий этих граждан, причем независимо от того, являются данные войсковые части юридическими лицами либо не являются. Соответственно, Российская Федерация как правовое и социальное государство, принимая решение о дислокации российских войсковых частей на территории иностранных государств, должна создавать и правовой механизм, обеспечивающий постановку данных войсковых частей на учет в налоговых органах и позволяющий им формировать надлежащим образом пенсионные права работающих в них российских граждан из числа вольнонаемного персонала Вооруженных Сил Российской Федерации (абзацы третий и четвертый пункта 3.2 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П "По запросу 5-го гарнизонного военного суда о проверке конституционности пункта 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", далее - определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

Конституционный Суд Российской Федерации в резолютивной части названного определения указал, что пункт 2 статьи 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (пункт 1 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П).

Абзацем первым пункта 2 резолютивной части определения Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 года № 188-О-П федеральному законодателю в целях обеспечения права застрахованных лиц, указанных в пункте 1 резолютивной части данного определения, на пенсию предписано установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе определить источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.

29 декабря 2009 года Правительством Российской Федерации было издано Постановление № 1097 "Об особенностях постановки на учет в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации отдельных категорий плательщиков страховых взносов" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097), которым было установлено, что организации, имеющие такие дислоцированные за пределами Российской Федерации обособленные подразделения, как объединения, соединения, воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (далее - воинские формирования), учитываются в качестве плательщиков страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в отношении граждан Российской Федерации из числа гражданского персонала воинских формирований в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - органы контроля за уплатой страховых взносов) по месту нахождения организаций (абзац второй пункта 1 названного Постановления. Данное Постановление утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 2017 года № 65).

Обязанности организаций, связанные с постановкой их на учет в качестве плательщиков страховых взносов, исполняются воинскими формированиями, военными судами, военными прокуратурами и военными следственными органами (абзац второй пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

Согласно пункту 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097 постановку на учет организаций в качестве плательщиков страховых взносов необходимо было производить органам контроля за уплатой страховых взносов одновременно с их учетом (регистрацией) в качестве страхователей, осуществляемом в порядке, установленном для учета (регистрации) организаций по месту нахождения их обособленных подразделений.

На федеральные органы исполнительной власти, имеющие воинские формирования, были возложены обязанности по доведению до Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации сведений об организациях, которые подлежат постановке на учет в качестве плательщиков страховых взносов, и воинских формированиях; обеспечению подачи до 30 января 2010 года воинскими формированиями заявлений о постановке организаций на учет в качестве плательщиков страховых взносов с приложением необходимых документов (пункт 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2009 года № 1097).

Исходя из приведенного правового регулирования граждане Российской Федерации, работающие по трудовому договору в учреждениях, организациях, войсковых частях Вооруженных Сил Российской Федерации, в том числе дислоцированных на территории иностранных государств, обладают статусом работников, являются застрахованными лицами в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ и, как следствие, имеют право на получение страховой пенсии по старости своевременно и в полном объеме.

Применяя приведенные выше нормы Федерального закона «О страховых взносах», судом первой инстанции учтено, что истец, будучи гражданином Российской Федерации, в период с 01.01.2002 года по 31.12.2014 года добросовестно выполняла работу по трудовым договорам на должностях гражданского персонала в войсковых частях и организациях Черноморского флота, постоянно дислоцированных в г.Севастополе, и являлся лицом, на которого распространялось обязательное пенсионное страхование в соответствии с федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

В случае надлежащего исполнения работодателями своих обязательств по уплате за истца Петрова В.Я. страховых взносов на пенсионное обеспечение в Пенсионный фонд Российской Федерации истец являлся бы получателем страховой пенсии по старости в большем размере, чем ему в настоящее время назначено ответчиком.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством, обязанность по уплате страховых взносов возложена на работодателя, право истца, на включение в стаж спорных периодов и получение пенсии, соответствующей имеющемуся стажу работы не должно быть нарушено.

Невыполнение органом юридического лица действий по уплате страховых взносов, не может быть поставлено в вину истцу, и не опровергает факт работы истца в ВС РФ, а так же не может лишать истца права на получение пенсии в предусмотренном законом размере.

Доводы ответчика о том, что в период с 13.07.2009 года 31.12.2014 года работодатели истца не являлись плательщиком страховых взносов в ПФР, так как не существовало механизма постановки на учет в Пенсионном фонде Российской Федерации войсковых частей, дислоцированных в Крыму и в г. Севастополе, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку указанные обстоятельства не могут повлечь ущемление пенсионных прав гражданина, так как в судебном заседании, как суда первой, так и суда апелляционной инстанции, факт работы истца в спорный период времени и получение истцом заработной платы нашли свое подтверждение.

Судебная коллегия исходит из того, что истец является добросовестным участником гражданских правоотношений, и его права не должны ущемляться и ставиться в зависимость от невыполнения, либо ненадлежащего выполнения работодателем своих обязанностей, возложенных законом.

С учетом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии права у истца на перерасчет размера страховой пенсии по старости с применением расчета балов индивидуального пенсионного коэффициента с учетом его работы в войсковых частях Черноморского флота РФ в период с 13.07.2009 года по 31.12.2014 года на территории Украины и г.Севастополя, являются обоснованными и, по существу правильными.

Доводы апелляционной жалобы ответчика фактически основаны на несогласии ответчика с существом вынесенного решения, повторяют его позицию в суде первой инстанции, также были предметом рассмотрения и отклонены судом, о чем подробно изложено в обжалуемом решении. Выводы суда соответствуют нормам гражданского закона, регулирующим спорные правоотношения, в связи с чем, правовые основания для отмены решения, по доводам апелляционной жалобы, отсутствуют.

Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда

определила:

решение Ленинского районного суда города Севастополя от 24 июля 2024 года оставить без изменений, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю - без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято 1 ноября 2024 года.

Председательствующий:                                          Н.М. Истягина

Судьи:                                                                        А.В. Ваулина

                                                                                    В.В. Просолов

33-3227/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Петров Владимир Яковлевич
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Севастополю
Другие
ФКУ Управление Черноморского Флота
Веремчук Марина Николаевна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Истягина Надежда Михайловна
Дело на сайте суда
gs.sev.sudrf.ru
23.09.2024Передача дела судье
21.10.2024Судебное заседание
11.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.11.2024Передано в экспедицию
21.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее