Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
(резолютивная часть)
<адрес> 14 августа 2019 года
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Антоновой Г.М., при секретаре судебного заседания Дибировой А.Х., с участием представителя административных истцов по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, представителей административных ответчиков по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3, ФИО2, ФИО9 к Министерству юстиции ФИО14 о признании незаконным ответа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ за №, считать согласованным публичное мероприятие в форме митинга и возложении обязанности не препятствовать в проведении заявленного митинга,
руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3, ФИО2, ФИО9 к Министерству юстиции ФИО14 удовлетворить частично.
Возложить на Министерство юстиции Республики Дагестан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании новой даты, места, времени и условий проведения публичного мероприятия (митинга), заявленного организаторами публичного мероприятия ФИО3, ФИО2, ФИО9 с целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» ФИО20, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан».
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО3, ФИО2 ФИО9. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме через Советский районный суд <адрес>.
Судья Г.М. Антонова
Отпечатано в совещательной комнате.
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Советский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Антоновой Г.М., при секретаре судебного заседания Дибировой А.Х., с участием представителя административных истцов по доверенности № № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, представителей административных ответчиков по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО7 и по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление ФИО3, ФИО2, ФИО9 к Министерству юстиции ФИО14 о признании незаконным ответа, выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ за №, считать согласованным публичное мероприятие в форме митинга и возложении обязанности не препятствовать в проведении заявленного митинга,
УСТАНОВИЛ:
ФИО3, ФИО2 ФИО9. обратились в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции ФИО14далее по тексту – Минюст РД) о признании незаконным ответ Минюста РД, выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ за №, считать согласованным публичное мероприятие в форме митинга ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на пл. Ленина с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» ФИО20, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан»; и обязать Минюст РД не препятствовать ФИО3, ФИО2., ФИО9. в проведении ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> на пл. Ленина митинга.
В обоснование административного иска указывается, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО3, ФИО2., ФИО9. направили в Минюст РД уведомление о проведении ДД.ММ.ГГГГ публичного мероприятия в форме митинга в <адрес> на пл. Ленина с заявленной целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» ФИО20, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан». Ответом Минюста РД от ДД.ММ.ГГГГ № организаторам было отказано в согласовании заявленного мероприятия. Данный отказ считают незаконным и нарушающим их право на свободу собраний, поскольку публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах; наличие в <адрес> специальных мест для проведения публичных мероприятий, определенных правительством республики, не препятствует организаторам публичного мероприятия избрать иное место его проведения; площадь им. Ленина не отнесена к местам, на которых запрещено проводить публичные мероприятия в <адрес>, и не является прилегающей территорией к зданиям, в которых размещены органы власти. Согласно данным публичной кадастровой карты площадь им. Ленина поставлена на кадастровый учет и относится к территориям общего пользования и не входит в состав участков, на которых находятся какие-либо органы власти. Минюст РД неоднократно согласовывал публичные мероприятия на площади им. Ленина. Так, ДД.ММ.ГГГГ на площади состоялся митинг «Россия против террора» с заявленной численностью участников до 20 тыс.человек, ДД.ММ.ГГГГ – митинг «Я против террора». Ввиду этого отказ Минюста противоречит закону и практике Минюста, который согласовывал публичные мероприятия на площади им. Ленина.
Административные истцы ФИО3, ФИО9. и ФИО2., будучи извещены надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в суд не явились, воспользовавшись правом на ведение дела через своего представителя ФИО6
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО6 административные исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по вышеизложенным обстоятельствам.
Представители административного ответчика ФИО7 и ФИО8 в суде административный иск не признали и просили отказать в его удовлетворении по обстоятельствам, изложенным в представленных возражениях.
Из возражений административного ответчика следует, что в <адрес> специально отведенные места для проведения публичного мероприятия определены постановлением Правительства Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «Об определении единых специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан». В городе Махачкале это территория Родопского бульвара перед Аварским театром, парк им. Ленинского комсомола, за зданием зала Кегельбан», парк им. 50-летия Октября. Согласно Федеральному закону № 54-ФЗ к местам, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, в частности, относятся территории, непосредственно прилегающие к резиденциям Президента Российской Федерации, к зданиям, занимаемым судами. На площади им. Ленина располагается здание суда, а именно: Конституционный суда Республики Дагестан. Согласно ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 54-ФЗ орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия, если в уведомлении в качестве проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с данным Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается. В соответствии со ст. 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан к местам, в которых согласно Федеральному закону № 54-ФЗ проведение публичных мероприятий запрещается, в том числе, дополнительно относятся здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам. На площади им. Ленина, а также прилегающей на этой территории располагаются такие органы государственной власти и органы местного самоуправления как Правительство Республики Дагестан, Народное собрание РД, Администрация Главы и Правительства РД, Администрация <адрес>, МВД РФ по РД, Управления федеральной антимонопольной службы РФ по РД, Министерство по национальной политике РД и т.д. С учетом изложенного Минюстом РД было отказано административным истцам в согласовании проведения публичного мероприятия в форме митинга. Административными истцами не доказан факт незаконности действий Минюста РД по отказу в согласовании публичного мероприятия в форме митинга на площади им. Ленина. Отказ Минюста РД соответствует действующему законодательству и не нарушает права административных истцов.
Выслушав объяснения представителя административных истцов, представителей административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 31 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.
Права и свободы человека и гражданина в силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В статье 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее по тексту – Закон о публичных мероприятиях) закреплены принципы проведения публичного мероприятия, одним из которых является законность, то есть соблюдение положений Конституции Российской Федерации, названного Федерального закона, иных законодательных актов Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 2 данного закона публичное мероприятие - открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики или информирование избирателей о своей деятельности при встрече депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, депутата представительного органа муниципального образования с избирателями.
Согласно п. 7 ст. 2 Закона о публичных мероприятиях уведомление о проведении публичного мероприятия - документ, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Так, в силу положений ст. 8 Закона о публичных мероприятиях публичное мероприятие может проводиться в любых пригодных для целей данного мероприятия местах в случае, если его проведение не создает угрозы обрушения зданий и сооружений или иной угрозы безопасности участников данного публичного мероприятия. Условия запрета или ограничения проведения публичного мероприятия в отдельных местах могут быть конкретизированы федеральными законами.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО9., ФИО2 ФИО3 как организаторы публичного мероприятия ДД.ММ.ГГГГ подали в Минюст РД уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» ФИО20, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан». Местом проведения указано: <адрес>, пл. Ленина; дата и время – ДД.ММ.ГГГГ; предполагаемое количество участников – до 7000 человек. Согласно штампу Минюста РД «принято 02.08.2019».
Из ответа Минюста РД от ДД.ММ.ГГГГ № на указанное уведомление на имя ФИО9 ФИО2 и ФИО3 следует, что в согласовании данного уведомления о проведении публичного мероприятия на площади им. Ленина <адрес> отказано по тем основаниям, что в соответствии с Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ № в городе Махачкале определены три площадки для проведения публичных мероприятий - территория Родопского бульвара перед Аварским театром, парк им. Ленинского комсомола, за зданием зала Кегельбан», парк им. 50-летия Октября. Согласно ст. 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ № к местам, в которых проведение публичных мероприятий дополнительно запрещается, относятся здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в статье объектам и автомобильным дорогам. На сегодняшний день на площади им. Ленина <адрес> размещены такие органы государственной власти и местного самоуправления как Правительство РД, Администрация Главы и Правительства РД, Конституционный суд РД, Администрация <адрес> и еще ряд других государственных органов и организаций.
В соответствии с частью 5 статьи 5 Федерального закона организатор публичного мероприятия не вправе проводить его, если уведомление о проведении публичного мероприятия не было подано в срок либо если с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия.
Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ N 372 "Об определении единых специально отведенных мест для проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан" определены единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места на территории Республики Дагестан согласно пункту 43 приложения к настоящему постановлению в городе Махачкале территория Родопского бульвара перед аварским театром, парк им. Ленинского комсомола, за зданием банкетного зала "Кегельбан", парк им. 50-летия Октября.
Данное постановление принято высшим постоянно действующим исполнительным органом власти Республики Дагестан, в компетенцию которого входит решение вопросов, отнесенных к ведению органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определенные Правительством Республики Дагестан специально отведенные места для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем не ограничивают права организатора на использование любого места в городе Махачкале для данных целей, поскольку проведение массовых мероприятий в любом месте, удобном для заявителя, может нарушать права и свободы иных лиц.
Все указанные в постановлении места для проведения публичных мероприятий находятся в черте <адрес>, в районах, имеющих развитую инфраструктуру. Эти места являются традиционными местами в городе Махачкале, которые уже используются для публичных мероприятий.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 12 Закона о публичных мероприятиях орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления после получения уведомления о проведении публичного мероприятия обязан довести до сведения организатора публичного мероприятия в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия (а при подаче уведомления о проведении пикетирования группой лиц менее чем за пять дней до дня его проведения - в день его получения) обоснованное предложение об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, а также предложения об устранении организатором публичного мероприятия несоответствия указанных в уведомлении целей, форм и иных условий проведения публичного мероприятия требованиям настоящего Федерального закона.
Как следует из оспариваемого ответа от ДД.ММ.ГГГГ № Минюстом РД на уведомление от ДД.ММ.ГГГГ о проведении ДД.ММ.ГГГГ с 18 часов 40 минут до 20 часов 30 минут в <адрес> на пл. им. Ленина организаторам публичного мероприятия направлен ответ об отказе в согласовании о проведении публичного мероприятия (митинга) на данной территории.
Как следует из ст. 12 ФЗ N 54 от ДД.ММ.ГГГГ "О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", в обязанность органа исполнительной власти после получения уведомления входит, в том числе, доведение до сведения организатора мероприятия обоснованного предложения об изменении места и времени проведения публичного мероприятия. При этом публичные интересы, закрепленные в ст. 55 Конституции РФ, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными, необходимыми для защиты конституционно-значимых ценностей, в том числе законных прав и свобод других лиц, не ограничивают пределы применения основного содержания соответствующих конституционных норм.
Императивных норм, обязывающих орган исполнительной власти субъекта РФ, либо органов местного самоуправления субъектов РФ, в обязательном порядке согласовать публичное мероприятие, ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", не содержит, и административным ответчиком, исходя из положений статьи 5 указанного ФЗ, в установленные сроки и в пределах своих полномочий направлен ответ о невозможности согласования проведения публичного мероприятия (митинга) в <адрес> на площадке перед Кумыкским театром (между театром и гостиницей «Каспий»).
В соответствии с ч. 3 ст. 12 ФЗ N 54 от ДД.ММ.ГГГГ "О собраниях митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.
Согласно статье 1 Закона Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ N 98 "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий на территории Республики Дагестан" к местам, в которых согласно Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ N 54-ФЗ "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон) проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций запрещается, дополнительно относятся: вокзалы, аэропорт, торгово-развлекательные комплексы (центры), рынки; детские, образовательные, медицинские, физкультурно-оздоровительные, спортивные и религиозные организации (учреждения) во время проведения в них учебных, культурных, спортивных, развлекательных и иных мероприятий; здания (помещения), в которых размещены органы государственной власти и органы местного самоуправления; здания (сооружения), которые находятся в аварийном состоянии и (или) в которых проводятся реконструкция, капитальный ремонт; объекты капитального строительства; мосты, тоннели, эстакады; тротуары, остановки транспорта общего пользования, детские и спортивные площадки, а также территории, непосредственно прилегающие к указанным в настоящей статье объектам и автомобильным дорогам.
При этом суд отмечает, что ФИО9 ФИО2, ФИО3 не было отказано в проведении заявленного публичного мероприятия, поскольку указано об отказе в согласовании уведомления о проведении публичного мероприятия на площади имени Ленина <адрес>, которое в соответствии с действующим законодательством относится к местам, в которых запрещается проведение митингов.
Данный ответ соответствует действующему законодательству и не нарушает права организаторов митинга, соответственно административных истцов, является процедурным действием, предусмотренным действующим законодательством в рамках рассмотрения уведомлений о проведении публичных мероприятий.
Учитывая положения ст. 12 Закона о публичных мероприятиях, административные исковые требования ФИО3, ФИО2, ФИО9 в части возложения на Минюст РД согласовать проведение заявленного публичного мероприятия подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО3, ФИО2, ФИО9 к Министерству юстиции ФИО14 удовлетворить частично.
Возложить на Министерство юстиции Республики Дагестан в срок до ДД.ММ.ГГГГ обязанность повторно рассмотреть вопрос о согласовании новой даты, места, времени и условий проведения публичного мероприятия (митинга), заявленного организаторами публичного мероприятия ФИО3, ФИО2, ФИО9 с целью «Выступление с требованиями прекратить необоснованное уголовное преследование журналиста еженедельника «Черновик» ФИО20, обеспечить освобождение его из заключения, а также пресечь практику фабрикации уголовных дел в отношении граждан».
В удовлетворении остальной части административного искового заявления ФИО3., ФИО2., ФИО9. отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РД в течение одного месяца со дня вынесения его в мотивированной форме через Советский районный суд <адрес>.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Г.М. Антонова