Дело № 2а-1146/18
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
04 июля 2018 года город Ульяновск
Железнодорожный районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Зарипова Р.Р.,
при секретаре Журавлевой М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-1146/18 по административному иску Аксенова Р.Н. к прокуратуре Железнодорожного района города Ульяновска о признании действия (бездействия) незаконным,
У С Т А Н О В И Л :
Аксенов Р.Н. обратился в суд с административным иском к прокуратуре Железнодорожного района г.Ульяновска о признании действия (бездействия) незаконным. Свои требования мотивировал тем, что он обращался в суд с заявлением об оспаривании действий (бездействия) УФССП России по Ульяновской области, просил суд истребовать из прокуратуры Железнодорожного района г.Ульяновска надзорное производство по обращению Аксенова Р.Н. в органы прокуратуры. В сообщении прокуратуры от 19.04.2017 № было указано, что в прокуратуру Железнодорожного района г.Ульяновска обращений Аксенова Р.Н. за 2016-2017 годы на действия Отдела судебных приставов не поступало. Также 03.07.2017 за № он получил сообщение из прокуратуры Железнодорожного района в котором было указано, что доводы изложенные в его заявлении нашли свое подтверждение, выявленные нарушения будут отражены в представлении в адрес руководства УФССП Росси по Ульяновской области. С документами проведенной проверки он не ознакомлен. 23.01.2018 он направил повторно обращение в прокуратуру Железнодорожного района г.Ульяновска, в котором просил ознакомить его с материалами проверки. В сообщении от 13.03.2018 № ему указано на то, что административное дело рассмотрено и решение суда не основывается на ответе прокуратуры района в связи с этим его права не нарушены.
В связи с чем просит признать незаконным бездействие прокуратуры Железнодорожного района города Ульяновска выразившееся в не ознакомлении его с документами и материалами по его обращению.
Аксенов Р.Н. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, отбывает наказание в <данные изъяты>
Представитель административного ответчика прокуратуры Железнодорожного района г.Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещен,
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
Из содержания ст. 62 КАС РФ следует, что лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен указанным кодексом. Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны: указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ст. 10 Федерального закона 17.01.1992 № 2202-1«О прокуратуре» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Решение, принятое прокурором, не препятствует обращению лица за защитой своих прав в суд. Решение по жалобе на приговор, решение, определение и постановление суда может быть обжаловано только вышестоящему прокурору.
Поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Статьей 10 Федерального закона от 02 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентировано, что государственный орган или должностное лицо обеспечивают объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения.
Аналогичные положения содержатся и в Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45. Жалобы на действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, начальника подразделения дознания, следователя, руководителя следственного органа, прокурора, а также на действия (бездействие), приговоры, определения, постановления и решения суда, в том числе на решения, принимаемые в ходе досудебного производства по уголовному делу, проверяются в порядке и в пределах полномочий, предусмотренных процессуальным законодательством (пункт 2.5 Инструкции).
В соответствии с поименованной выше Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, по результатам предварительного рассмотрения обращения гражданина принимается одно из решений, перечисленных в пункте 3.1 Инструкции (о принятии к разрешению или направлении в другие органы).
Обращения, решения по которым не принимали руководители нижестоящих прокуратур, направляются им для проверки доводов с установлением контроля либо без контроля, с одновременным уведомлением об этом заявителя.
Административный истец полагает, что административным ответчиком нарушены его права в части не ознакомления его с документами и материалами по его обращениям.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 24.04.2017 в удовлетворении административного искового заявления Аксенова Р.Н. к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Ульяновской области о признания незаконными действий (бездействия) по рассмотрению обращений, возложении обязанности устранить допущенные нарушения было отказано в полном объеме.
Аксеновым Р.Н. в прокуратуру Железнодорожного района города Ульяновска было направлено заявление, датированное 23.01.2018 об ознакомлении его с материалами и документами проведенной проверки в части выявления нарушений сотрудниками УФССП России по Ульяновской области.
Как следует из текста искового заявления Аксенову Р.Н. был направлен ответ от 13.03.2018 № где ему указано на то, что административное дело рассмотрено и решение суда не основывается на ответе прокуратуры района в связи с этим его права не нарушены.
Таким образом, нарушений со стороны административного ответчика при рассмотрении заявления Аксенова Р.Н. от 23.01.2018 не имеется, заявителю был дан ответ. Доказательств обратному суду не представлено.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Поскольку обращение Аксенова Р.Н. было рассмотрено прокуратурой Железнодорожного района г.Ульяновска в соответствии с Федеральным Законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», а не в рамках ст. 144-145 УПК РФ, то указание истца на не ознакомление его с документами, материалами проведенной проверки не обоснованы.
Таким образом, оснований для удовлетворения административного иска Аксенова Р.Н. не имеется.
Поскольку при обращении в суд административному истцу была предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания рассмотрения дела по существу, а решением суда в удовлетворении административного иска отказано, в соответствии со ст. 111 КАС РФ с Аксенова Р.Н. подлежит взысканию в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» государственная пошлина в размере 300 рублей.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Аксенова Р.Н. к прокуратуре Железнодорожного района города Ульяновска о признании действия (бездействия) незаконным - отказать в полном объеме.
Взыскать с Аксенова Р.Н. в бюджет муниципального образования «город Ульяновск» государственную пошлину в размере 300 руб.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Ульяновского областного суда через Железнодорожный районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Р.Р. Зарипов