Гражданское дело №2-544/2024
УИД: 66RS0057-01-2024-000473-54
Решение в окончательной форме изготовлено 26 апреля 2024 года
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 апреля 2024 года г.Талица
Талицкий районный суд Свердловской области в составе:
судьи Бакиной М.В.,
при секретаре судебного заседания Братановой Т.В.,
с участием помощника прокурора Талицкого района Алимовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество - скотомогильники,
установил:
Заместитель прокурора Талицкого района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество - скотомогильники.
Свои требования истец обосновал тем, что прокуратурой Талицкого района в соответствии с поручением прокуратуры Свердловской области проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами животноводства (биологические отходы).
Проверкой установлено, что на территории Талицкого городского округа расположены бесхозяйные скотомогильники, состояние которых не соответствует ветеринарно-санитарным правилам сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных главным государственным ветеринарным инспектором РФ от 04.12.1995 № 13-7-2/469 (далее - Правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов).
1 Скотомогильник, с местоположением: <адрес>, географические координаты: <данные изъяты> (ворота сгнили, территория оканавлена траншеей, заросла травой в центре закопана металлическая емкость. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется).
2 Скотомогильник, с местоположением: <адрес>, географические координаты: <данные изъяты> (участок огорожен забором, имеются ворота и
подъездные пути, дорога заросла травой. Биологических отходов, следов захоронения не обнаружено. Сведений о правообладателе, о балансодержателе не имеется).
Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
В соответствии со ст. 1, ст. 4, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» земля, недра, почвы относятся к компонентам природной среды и являются объектами охраны окружающей среды, граждане обязаны сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природе и природным богатствам, соблюдать иные требования законодательства РФ.
Пунктом п. 5.7. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов установлено, что прй строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 х 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 х 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м.
На основании п. 5.8. Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.
Выявленные проверкой нарушения, в том числе бесхозяйность скотомогильников, подтверждаются актами обследования, проведенным ГБУ СО «Талицкая ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных».
Проверкой установлено, что основной причиной нахождения указанных скотомогильников в неудовлетворительном состоянии является их бесхозяйность. Отсутствие собственника у данных скотомогильников создает реальную угрозу загрязнения окружающей среды, возникновению чрезвычайной ситуации.
В целях устранения имеющихся нарушений, создающих угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде, вышеуказанные скотомогильники подлежат принятию Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области в собственность Свердловской области по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 Гражданского" кодекса РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
В силу статьи 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Аналогичные требования установлены подпунктом 49, 49.1, 49.2 пункта 2 статьи 26.3 Федеральным законом от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» согласно которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета Российской Федерации, относятся организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, отлову и содержанию безнадзорных животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также организация изъятия животных и (или) продуктов животноводства при ликвидации очагов особо опасных болезней животных на территории субъекта Российской Федерации с возмещением стоимости изъятых животных и (или) продуктов животноводства, осуществление регионального государственного ветеринарного надзора.
Таким образом, предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных, обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, защита населения от болезней, общих для человека и животных, сбор, утилизация и уничтожение биологических отходов являются полномочиями федеральных и региональных органов государственной власти.
Для осуществления перечисленных полномочий согласно подп. «ц» п. 2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не предусматривает.
В Свердловской области в соответствии с постановлением Правительства Свердловской области от 27.04.2004 № 312-ПП полномочиями по принятию решений о приобретении в государственную казну Свердловской области имущества обладает Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Таким образом, исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, обязанность по принятию бесхозяйных скотомогильников в собственность Свердловской области должна быть возложена на полномочный государственный орган субъекта Российской Федерации - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Используя предоставленные законом полномочия, прокуратура Талицкого района обращается в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, поскольку бесхозность имеющихся в Талицком районе скотомогильников привела к их неудовлетворительному состоянию, которое создает угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью населения и окружающей среде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3, 22, 45, 131, 132, 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации РФ, ст. 12 Гражданского кодекса РФ, ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», истец просит: обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области следующее недвижимое имущество: скотомогильник, с местоположением: <адрес>, географические координаты: №; скотомогильник, с местоположением: <адрес>, географические координаты: №.
Определением суда от 15.03.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Департамент ветеринарии Свердловской области, Управление Россельхознадзора по Свердловской области (л.д.2-3).
В судебном заседании помощник прокурора Талицкого района на исковых требованиях настаивал.
Ответчик Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом (л.д.35).
Представители третьих лиц ГБУ СО «Талицкая ветеринарная станция по борьбе с болезными животных», Департамента ветеринарии Свердловской области, Управления Россельхознадзора по Свердловской области, извещенные о рассмотрении дела своевременно (л.д.25,26,27), своих представителей в суд не направили.
В отзыве на иск, Департамент ветеринарии Свердловской области просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, полагал необходимым исковые требования прокурора удовлетворить в полном объеме, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя (л.д.29-30).
В своем отзыве ГБУ СО «Талицкая ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных» полагал исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению (л.д.36-37).
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст.233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с согласия представителя истца суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие ответчика в порядке заочного производства по имеющимся в деле доказательствам.
Заслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (далее - Федеральный закон N 52-ФЗ) полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации: осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий, а также по охране окружающей среды - расходным обязательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В силу взаимосвязанных положений статей 5 и 6 Федерального закона от 06 октября N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", с учетом положений подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, осуществляемым за счет средств его бюджета.
Согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 этого же Закона в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы). В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 11 апреля 2019 года N 864-О обратил внимание, что часть 1 статьи 14 Федерального закона N 131-ФЗ закрепляет вопросы местного значения, которые по общему правилу относятся к компетенции городских поселений, согласно части 3 названной статьи могут быть закреплены и за сельскими поселениями законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений, за исключением вопроса организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, указанного в пункте 23 части 1 статьи 14 названного закона.
Определяя круг вопросов местного значения сельского поселения и муниципального района, федеральный законодатель вопросы по организации скотомогильников к их полномочиям не отнес (части 3, 4 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Скотомогильник - определенный в соответствии с природоохранными, санитарными и ветеринарными требованиями законодательства земельный участок, имеющий ограждение, специально оборудованный земляными ямами (траншеями) и (или) биотермическими ямами (ямами Беккари) для захоронения биологических отходов (пункт 3 Единых ветеринарных (ветеринарно-санитарных) требований, предъявляемых к объектам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 февраля 2018 года N 27).
В пункте 49"ГОСТ Р 22.0.04-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Биолого-социальные чрезвычайные ситуации. Термины и определения" (утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 11 сентября 2020 года N 643-ст) под скотомогильником понимается место для захоронения трупов сельскохозяйственных и домашних животных, павших от эпизоотии или забитых в порядке предупреждения ее распространения.
Пункт 24 Ветеринарно-санитарных правил от 26 октября 2020 года N 626, утвержденных Приказом Минсельхоза России от 26 октября 2020 года N 626 закрепляет возможность захоронения умеренно опасных биологических отходов в скотомогильниках или отдельно стоящих биометрических ямах, строительство и ввод в эксплуатацию которых осуществлены до 31 декабря 2020 года.
Согласно пункту 5.1 Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных Минсельхозпродом России ДД.ММ.ГГГГ N 13-7-2/469, действовавших до указанной даты, к полномочиям органов местной администрации были отнесены только выбор и отвод земельного участка для строительства скотомогильника или отдельно стоящей биотермической ямы по представлению организации государственной ветеринарной службы, согласованному с местным центром санитарно-эпидемиологического надзора.
Целью создания скотомогильника, предназначенного для захоронения биологических отходов, являются нераспространение возбудителей инфекционных и инвазионных болезней животных; предупреждение заболеваний людей зооантропонозными болезнями и охрана окружающей среды от загрязнения.
Поскольку это имущество необходимо для реализации полномочий субъекта Российской Федерации в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как имущество, предназначенное для реализации публичных функций и полномочий по предметам ведения субъекта Российской Федерации и не требуемое для решения возложенных на местное самоуправление задач, в собственности муниципального образования находиться не может. Содержание этого объекта федеральным законодательством к вопросам местного значения не отнесено.
Таким образом, с учетом анализа правовых норм следует, что вопросы организации скотомогильников (биотермических ям) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
При этом сибиреязвенное захоронение (скотомогильник) является объектом недвижимости, требующим соблюдения ветеринарно-санитарных правил, установления санитарно-защитной зоны, осуществления мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий; данный объект не подлежит приватизации, осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации и требует проведения мероприятий по принятию в государственную собственность субъекта Российской Федерации.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, подтверждается ветеринарно-санитарными карточками на скотомогильники (биотермические ямы), на территории Талицкого района имеется 2 скотомогильника (биотермических ям), расположенные по адресам: <адрес>, географические координаты: <данные изъяты>; <адрес>, географические координаты: <данные изъяты> (л.д.10,14).
Согласно актам обследования указанных скотомогильников (биотермических ям) от 06.10.2023 уничтожение биологических отходов на скотомогильниках производилось путем захоронения в земляную яму. По заключению комиссии: условия обеспечивающие изоляцию захораниваемых умеренно опасных биологических отходов от объектов веншней среды (почвы, воды) и недопущение к ним посторонних физических лиц и животных не соблюдены (л.д.7-9,11-13).
Согласно информации Департамента ветеринарии Свердловской области у данных скотомогильников, состоящих на ветеринарном учете, отсутствует собственник или их собственник неизвестен.
Следовательно, судом установлено, что сведений о правах на указанные скотомогильники на территории Талицкого городского округа не имеется и на балансе у муниципалитета они не состоят.
Таким образом, исходя из отсутствия данных о нахождении спорных скотомогильников в чьей-либо собственности, на основании ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации они являются бесхозяйными.
В соответствии с Постановление Правительства Свердловской области от 26.07.2012 N 824-ПП (ред. от 26.01.2023) "Об утверждении Положения, структуры и предельного лимита штатной численности Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области" полномочиями по принятию решений о приобретении в государственную казну Свердловской области имущества обладает Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Исходя из распределения расходных обязательств Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в сфере санитарно- эпидемиологического благополучия населения, обязанность по принятию бесхозяйных скотомогильников в собственность Свердловской области должна быть возложена на полномочный государственный орган субъекта Российской Федерации - Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области.
Таким образом, установив, что на территории Талицкого городского округа имеются бесхозные объекты, состоящие на санитарном учете, к содержанию которых закон предъявляет особые требования, в виду их специфического назначения, суд приходит к выводу, что имеет место нарушение прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, гарантированную статьей 42 Конституции Российской Федерации.
В связи с чем, требования прокурора Талицкого района подлежат удовлетворению, так как отсутствие правовой определенности относительно принадлежности скотомогильников приводит к его бесконтрольному функционированию в нарушении ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, к ненадлежащему состоянию, создающему угрозу чрезвычайных экологических ситуаций, здоровью неопределенного круга лиц и окружающей среде.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 233-237 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Исковые требования заместителя прокурора Талицкого района в интересах неопределенного круга лиц к Министерству по управлению государственным имуществом Свердловской области об обязании принять в собственность Свердловской области недвижимое имущество – скотомогильники удовлетворить.
Обязать Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу принять в собственность Свердловской области следующее недвижимое имущество:
- скотомогильник, с местоположением: <адрес>, географические координаты: <данные изъяты>;
- скотомогильник, с местоположением: <адрес>, географические координаты: <данные изъяты>.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Судья Бакина М.В.