Дело № 2а-286/2020
24RS0029-01-2020-000240-22
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 года пгт. Козулька
Козульский районный суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Хабаровой М.Е.,
при секретаре Кетовой М.В.,
с участием административного истца прокурора Закревской Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности. Требования мотивировал тем, что прокуратурой района на основании задания прокуратуры Красноярского края проведена проверка соблюдения органами местного самоуправления Козульского района требований законодательства о соблюдении прав и социальных гарантий инвалидов, граждан предпенсионного возраста, пенсионеров, в том числе ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны. В ходе проверки установлено, что в нарушение действующего законодательства в здании администрации не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению. Выявленные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан с ограниченными возможностями здоровья на доступ к объектам социальной инфраструктуры и не соответствуют направлениям социальной политики государства в отношении инвалидов, направленной на достижение равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод. По факту выявленных нарушений прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края внесено представление, которое отклонено, выявленные нарушения не устранены. В ходе проверки установлен факт бездействия администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края по непринятию мер к установке в здании администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, расположенном по адресу: <адрес>, информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
Просит признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края по не принятию мер к установке в здании администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, расположенном по адресу: <адрес>,информационноймнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению. Обязать администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить в здании администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, расположенном по адресу: <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению.
Представитель административного истца прокурор Закревская Е.И. в судебном заседании поддержала административное исковое заявление по изложенным в нём основаниям, настаивала на удовлетворении исковых требований.
Представитель административного ответчика Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края в судебное заседание не явился, извещен своевременно, заявил о рассмотрении дела в его отсувие.
Суд, выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии с положениями Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Предусмотренные настоящим Федеральным законом меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества (ст. 2).
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются (ч. 5 ст. 15)
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
В целях реализации указанного Федерального закона Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 27.12.2011г. № 605 утвержден Свод правил «СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 58.13330.2012), в котором отражены основные требования к зданиям и сооружениям с учетом потребностей маломобильных групп населения.
Также Постановлением Госстроя России от 29.11.1999г. № 73 утвержден Свод правил по проектированию и строительству «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей».
В соответствии со ст. ст. 4, 6, 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации нормы СНИП и СП являются обязательными к применению.
В силу ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданию в соответствии с ним нормативных правовых актов, является принцип обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
Согласно п. п. 1.5, 5.1.1 и 5.1.2 вышеуказанного нормативного документа проектные решения, предназначенные для маломобильных групп населения, должны обеспечивать повышенное качество среды обитания при соблюдении досягаемости ими кратчайшим путем мест целевого посещения и беспрепятственности перемещения внутри зданий и сооружений и на их территории; безопасности путей движения. В здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием. Наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261.
Требования Свода правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (согласно п. 1.2) необходимо учитывать, как при проектировании новых, реконструируемых, подлежащих капитальному ремонту зданий, так в отношении приспосабливаемых для доступности маломобильных групп населения зданий и сооружений.
Свод правил СП 59.13330.2012 «СНиП 35-01-2001. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» распространяется не только на здания, подлежащие капитальному ремонту и реконструкции, но также и на здания, которые надлежит приспособить для нужд маломобильных групп населения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, прокуратурой Козульского района проведена проверка исполнения законодательства, направленного на обеспечение социальной защиты инвалидов на территории Козульского района. Проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что в здании администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, расположенного по адресу: <адрес>, не установлена информационная мнемосхема (тактильная схема движения) для инвалидов по зрению.
По итогам проверки ДД.ММ.ГГГГ и.о. прокурора района в адрес администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края направлено представление об устранении нарушений закона.
Из ответа администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ на представление прокурора района следует, что в настоящее время устранить указанные нарушения не представляется возможным, из-за отсутствия средств в бюджете сельсовета. Денежные средства на приобретение оборудования, звуковой и зрительной информации, а также надписей и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, для обеспечения беспрепятственного доступа и передвижения инвалидов в помещении администрации сельсовета будут заложены в бюджет сельсовета следующего года.
Таким образом, на данном объекте не реализованы в необходимом и достаточном объеме мероприятия по созданию условий беспрепятственного достижения определенных мест, возможности беспрепятственного движения по коммуникационным путям и пространству, в результате чего инвалиды по зрению ограничены в использовании ими равных с другими гражданами возможностей в реализации прав и свобод, а именно в беспрепятственном доступе в помещение администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края.
Суд полагает, что несоблюдение требований действующего законодательства, содержащегося в них, является нарушением прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации, поскольку обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социального назначения является одним из способов обеспечения их права на достойную жизнь и свободное развитие.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд приходит к выводу, что требования прокурора Козульского района Красноярского края обязать администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края установить в здании администрации Жуковского сельсовета <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, подлежат удовлетворению.
Бездействие администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края выразилось в непринятии мер к установке в здании администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, расположенном по адресу: <адрес>, информационной мнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению, тогда как администрация муниципального образования Жуковский сельсовет относится к административно-управленческому учреждению, в компетенцию которого входит решение вопросов местного значения, затрагивающие сферы жизнедеятельности лиц, в том числе с ограниченными возможностями.
Учитывая конкретные действия, которые суд обязывает ответчика совершить, и объем мероприятий, необходимых для их совершения, суд полагает возможным установить срок для исполнения решения - в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. Суд полагает данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые прокурора Козульского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края по не принятию мер к установке в здании администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, расположенном по адресу: <адрес>,информационноймнемосхемы (тактильной схемы движения) для инвалидов по зрению.
Обязать администрацию Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края установить в здании администрации Жуковского сельсовета Козульского района Красноярского края, расположенном по адресу: <адрес>, информационную мнемосхему (тактильную схему движения) для инвалидов по зрению, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Козульский районный суд в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Председательствующий судья: Хабарова М.Е.
Мотивированное решение изготовлено: 22 мая 2020 года.