Дело № 2-1346/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 мая 2017 года город Котлас
Котласский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Мартынюк И.А.
при секретаре Головиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шипицина Н. А. к муниципальному образованию «Котлас» в лице администрации муниципального образования «Котлас» об обязании организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также обязании ликвидировать несанкционированный навал твердых коммунальных отходов, образованный около обочины дорог в г.Котласе по .... приблизительно в 50-60 метрах от пересечения дорог .... и .... около самовольных построек на территории МО «Котлас»,
установил:
Шипицин Н.А. обратился в суд с иском в своих интересах и в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию «Котлас» в лице администрации муниципального образования «Котлас» об обязании ликвидировать несанкционированную свалку.
В обоснование иска указал, что около обочины по .... в г. Котласе образована несанкционированная свалка твердых бытовых отходов. Истец проживает по ....-А и ежедневно проходит по .... к своему дачному дому, расположенному по ..... Данное место для складирования бытовых отходов не обустроено в соответствии требованиями законодательства в области охраны окружающей среды. Данная свалка существует более 6 месяцев. Считает, что наличие данной свалки нарушает его права и права неопределенного круга лиц. Просит ликвидировать несанкционированную свалку.
В судебном заседании истец Шипицин Н.А. и его представитель Мелентьев А.Б. представили заявление об уточнении исковых требований. Просили обязать МО «Котлас» в лице администрации МО «Котлас» организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов от .... в г.Котласе с учетом установки контейнерной площадки с контейнерами. Обязать МО «Котлас» в лице администрации МО «Котлас» ликвидировать несанкционированный навал твердых коммунальных отходов, образованный около обочины дорог в г.Котласе по .... приблизительно в 50-60 метрах от пересечения дорог .... и .... около самовольных построек на территории МО «Котлас» немедленно после вынесения решения суда. От исковых требований, заявленных в интересах неопределенного круга лиц, отказались.
Ответчик - представитель МО «Котлас» в лице администрации МО «Котлас» Новикова Л.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, пояснила, что в настоящее время данная свалка ликвидирована, о чем представила подтверждающие документы. Просила отказать в удовлетворении остальной части заявленных требований, поскольку требования заявлены к ненадлежащему ответчику.
Третьи лица - представитель Котласского отдела Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Архангельской области, представитель Управления федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Архангельской области в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом.
Определением суда производство по делу в части требований Шипицина Н.А., заявленных в интересах неопределенного круга лиц, прекращено, в связи с отказом истца от требований в этой части.
Рассмотрев исковое заявление, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», ч. 2 ст. 21, ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. В частности, организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами в силу п. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» с 01 января 2016 года относится участие в организации деятельности по обращению с отходами, в частности в организации деятельности по обработке, обезвреживанию и захоронению отходов, на территориях соответствующих городских округов. Сама организация деятельности по обращению с отходами ст. 6 указанного Федерального закона возложена на органы государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами (ч. 1).
Организация деятельности по обращению с отходами осуществляется посредством соглашения между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами. Установленные законом требования о заключении такового соглашения должны быть выполнены не позднее 01 мая 2018 года (ч. 3 ст. 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления»).
По мнению суда, в отсутствие данного соглашения понуждение органа местного самоуправления принять участие в организации заявленной деятельности, которую обязаны проводить иные органы, является преждевременным.
При этом перераспределение с 01 января 2016 года полномочий в сфере обращения с отходами между органами местного самоуправления и органами государственной власти, не освобождает органы местного самоуправления от исполнения предусмотренных законом обязанностей.
В частности, согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды», к вопросам местного значения городского округа относятся как участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, так и организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.
Как установлено судом и не оспаривается сторонами, в городе Котласе на .... на момент подачи иска была несанкционированная свалка твердых бытовых отходов.
Постановлением администрации МО «Котлас» от 15 марта 2017 года № 501 был объявлен месячник по благоустройству территории МО «Котлас» с __.__.__ по __.__.__, в рамках которого территория МО «Котлас» подлежала очистке от скопившегося мусора.
По состоянию на __.__.__, какие либо несанкционированные свалки по всей .... в г.Котласе на землях общего пользования отсутствовали, о чем имеется акт от __.__.__ и фототаблица.
То есть на момент рассмотрения дела в суде несанкционированная свалка твердых бытовых отходов по указанному адресу ликвидирована. Администрация МО «Котлас» в пределах своих полномочий приняла меры организационного характера по устранению причин и последствий негативного воздействия на окружающую среду и природные объекты.
Снимки, представленные стороной истца, о том, что якобы на .... в г. Котласе не момент вынесения решения имеется свалка, судом не принимаются во внимание, поскольку данные снимки сделаны без указания местности.
Согласно Правилам благоустройства территории МО «Котлас», утвержденных решением собрания депутатов от 15 сентября 2016 года № 160-н юридические и физические лица, индивидуальные предприниматели обязаны: обеспечивать надлежащее содержание объектов благоустройства за счет собственных средств самостоятельно либо путем заключения договоров со специализированными организациями; не допускать загрязнения территорий МО «Котлас» предметами и материалами, различного рода мусором; обеспечивать сбор и своевременный вывоз твердых и жидких бытовых отходов, крупногабаритного и иного мусора, других видов отходов, образуемых в процессе производственной, хозяйственной, бытовой и иных видов деятельности.
В целях обеспечения благоустройства и содержания территории МО «Котлас» запрещается: осуществление сброса отходов и организация несанкционированных свалок отходов и мусора (отходы сырья, строительного и бытового мусора, крупногабаритного мусора, металлических конструкций автотранспортных средств и т.д.; складирование отходов производства и потребления I - III классов опасности в контейнеры и урны, предназначенные для сбора бытовых отходов; слив жидких отходов).
Владельцам индивидуальных жилых домов запрещается: загромождение пешеходных дорожек и прилегающей к домовладению территории; сброс твердых и слив жидких бытовых отходов и нечистот с территорий индивидуальных жилых домов на прилегающие к ним и иные территории, в водоотводные канавы (трубы).
Физические и юридические лица, независимо от организационно-
правовой формы, индивидуальные предприниматели, обязаны
самостоятельно или посредством привлечения за счет собственных средств
специализированных организаций, обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином, предусмотренном законодательством праве, земельных участков, сбор и своевременный вывоз мусора.
Собственники зданий (части заданий), помещений, организации уполномоченные обслуживать жилищный фонд, юридические лица, индивидуальные предприниматели, владельцы индивидуальных домовладений обязаны: организовывать место сбора твердых бытовых отходов путем устройства собственной контейнерной площадки (установки мусоросборника на территории индивидуального домовладения) либо заключения договора с владельцем оборудованной контейнерной площадки (организацией, в ведении которой находится контейнерная площадка); организовать место сбора жидких бытовых отходов в соответствии с требованиями санитарных правил; заключать договоры на вывоз твердых бытовых, жидких и производственных отходов с организациями (либо самостоятельно производить вывоз отходов) при наличии специального транспорта, предотвращающего потери и загрязнение окружающей среды по пути следования; заключать договоры на размещение твердых бытовых, жидких и производственных отходов с организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.
Запрещается размещение отходов в не предназначенных для этого на территории МО «Котлас» местах.
Кроме этого администрацией МО «Котлас» представлены доказательства, подтверждающие, что ею принимаются все меры для понуждения жителей частного сектора, проживающих на .... в г.Котласе, заключать договоры на вывоз твердых бытовых отходов.
В МО «Котлас» разработана и утверждена постановлением
администрации МО «Котлас» от 30 марта 2017 года № 650 Генеральная схема
очистки территории МО «Котлас»; разработана и утверждена муниципальная программа
«Благоустройство и охрана окружающей среды МО «Котлас» на 2014-2019
годы, в которой предусмотрены финансовые средства.
На территории МО «Котлас» создано и функционирует специализированное муниципальное предприятие МО «Котлас» «Спецсервис», одним из видов деятельности которого является перевозка твердых бытовых отходов с территорий домовладений, предприятий, организаций для последующей утилизации, заключение договоров с абонентами, осуществление мероприятий по охране окружающей среды.
На территории МО «Котлас» имеется и функционирует полигон для размещения, обработки, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов. Для реконструкции свалки и осуществления деятельности по утилизации твердых бытовых и промышленных отходов __.__.__ между МО «Котлас» и ООО «Геракл» было заключено концессионное соглашение. На осуществление деятельности у ООО «Геракл» имеется лицензия. Земельный участок передан в аренду ООО «Геракл» на основании договора аренды на срок действия концессионного соглашения.
Администрацией МО «Котлас» __.__.__ было направлено письмо в Правительство Архангельской области с просьбой разъяснения полномочий администрации МО «Котлас» и дальнейшей организации деятельности.
В письме от __.__.__ Министерства ТЭК и ЖКХ Архангельской области указано, что в целях обеспечения обращения с твердыми бытовыми отходами собственниками жилых домов администрацией МО «Котлас» может быть проведена разъяснительная работа с населением, что и было организовано администрацией МО «Котлас» совместно с депутатами Собрания Депутатов МО «Котлас.
В соответствии с решением Собрания депутатов МО «Котлас» от __.__.__ №, в целях проработки вопроса по обращению с отходами, образующимися у жителей частного сектора МО «Котлас», была создана рабочая группа.
Рассмотрев исковое заявление, суд приходит к выводу, что администрация МО «Котлас» принимает участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых бытовых отходов, включая .... в г.Котласе, а также принимает все меры в рамках предоставленных ей полномочий для устранения загрязнений территории город Котласа от несанкционированного размещения отходов. Требование по установке контейнерной площадки с контейнерами на ...., по мнению суда, предъявлено к ненадлежащему ответчику.
Несанкционированная свалка на .... в городе Котласе в настоящее время ликвидирована. Доказательств существования несанкционированной свалки, то есть несанкционированного складирования бытовых и промышленных отходов сроком более 6 месяцев в местах, не обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения по .... истцом суду не предоставлено. Соответственно на момент рассмотрения искового заявления, нарушений прав истца Шипицина Н.А. не имеется. В связи с чем исковые требования не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Шипицину Н. А. к муниципальному образованию «Котлас» в лице администрации муниципального образования «Котлас» об обязании организовать деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов, а также обязании ликвидировать несанкционированный навал твердых коммунальных отходов, образованный около обочины дорог в г.Котласе по .... приблизительно в 50-60 метрах от пересечения дорог .... и .... около самовольных построек на территории МО «Котлас» отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд Архангельской области.
Председательствующий И.А. Мартынюк