Решение по делу № 33-704/2017 от 29.03.2017

Судья Володина О.В.      дело № 33-704/2017

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Йошкар-Ола                   18 апреля 2017 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Марий Эл в составе:

Председательствующего Соснина А.Е.,

судей Ваулина А.А. и Скворцовой О.В.,

при секретаре Марковой В.Л.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе администрации городского округа «Город
Йошкар-Ола» на решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 25 января 2017 года, которым постановлено:

исковое заявление Колесникова Алексея Александровича
к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию городского округа «Город Йошкар-Ола» предоставить Колесникову Алексею Александровичу жилое помещение
по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии
с нормами жилищного законодательства.

Взыскать с администрации городского округа «Город Йошкар-Ола»
в пользу Колесникова Алексея Александровича судебные расходы в размере
300 руб.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Марий Эл Скворцовой О.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Колесников А.А. обратился в суд с иском к администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» в котором просил предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
В обоснование заявленных требований указал, что относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Министерства образования и науки Республики Марий Эл от <дата> истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда городского округа «Город Йошкар-Ола» по договорам найма специализированных жилых помещений. До настоящего времени жильем не обеспечен.

Судом постановлено указанное решение.

В апелляционной жалобе администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» просит отменить решение суда, принять по делу новое решение об отказе Колесникову А.А. в удовлетворении исковых требований в полном объеме, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права. В жалобе указывает на то, что администрация городского округа «Город Йошкар-Ола» является ненадлежащим ответчиком по заявленным требованиям, поскольку обязанность по осуществлению государственных полномочий по обеспечению специализированными жилыми помещениями граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации; законодательство не допускает возможности их передачи органам местного самоуправления без соответствующего бюджетного финансирования. Также указывает, что обеспечение соответствующей категории лиц жильем специализированного жилищного фонда должно осуществляться в порядке очередности, обязанность по внеочередному обеспечению истца указанным жильем у ответчика отсутствует, обжалуемым решением нарушаются права иных лиц указанной категории, поставленных на учет для обеспечения жильем из специализированного жилищного фонда.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии
с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона от
21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - Федеральный закон № 159-ФЗ) лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации (абзац первый пункта 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом пункта 1, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены вышеуказанным лицам ранее чем по достижении ими возраста 18 лет (абзац второй пункта 1).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом пункта 1 и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий пункта 1).

По договорам найма специализированных жилых помещений они предоставляются лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (пункт 7 статьи
8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями (пункт 9 статьи 8 Федерального закона № 159-ФЗ).

Согласно пункту 1 статьи 1 Закона Республики Марий Эл от 28 апреля 2014 года № 13-З «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями» (далее – Закон Республики Марий Эл № 13-З) Республика Марий Эл передала органам местного самоуправления для осуществления отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, включая: формирование муниципального специализированного жилищного фонда, состоящего из жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; формирование муниципального списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений; установление факта возможности или невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров найма специализированных жилых помещений; выявление в установленном порядке обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации и принятие решений о заключении договоров найма специализированных жилых помещений на новый срок; принятие решений об исключении жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из муниципального специализированного жилищного фонда и заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма в отношении данных жилых помещений в установленном порядке; заключение с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, договоров социального найма жилых помещений; осуществление контроля за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.

Пунктом 2 статьи 1 Закона Республики Марий Эл № 13-З предусмотрено, что порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, установлен Законом Республики Марий Эл от 10 декабря 2012 года № 79-З «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее – Закон Республики Марий Эл № 79-З).

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона Республики Марий Эл
№ 79-З специализированные жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, органом местного самоуправления на основании договора найма специализированного жилого помещения, заключаемого сроком на пять лет.

Из дела видно, что Колесников А.А., <дата> рождения, относится к числу лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (вступившими в законную силу решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 26 марта 1997 года и решением Волжского городского суда Республики Марий Эл от 25 сентября 1997 года родители истца <...> и <...> лишены родительских прав).

Колесников А.А. зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Решением Управления образования администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» от <дата> <№> Колесников А.А. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Приняв во внимание вышеприведенное правовое регулирование, фактические обстоятельства дела, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования Колесникова А.А.

Обязанность обеспечить истца специализированным жилым помещением лежит на администрации городского округа «Город Йошкар-Ола», поэтому именно названный орган местного самоуправления в рассматриваемом случае является надлежащим ответчиком по делу. Доводы апелляционной жалобы об обратном противоречат Закону Республики Марий Эл № 13-З, наделившему органы местного самоуправления государственными полномочиями Республики Марий Эл по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями из специализированного жилищного фонда.

Ни Федеральный закон № 159-ФЗ, ни Закон Республики Марий Эл
№ 79-З не устанавливают очередность внутри списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.

Формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, имеет целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, также не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильем по договору найма специализированного жилого помещения.

В связи с этим доводы жалобы о том, что исполнение обжалуемого решения может нарушить права иных лиц, имеющих право на обеспечение жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, а также ссылки на отсутствие соответствующего финансирования судебной коллегией отклоняются.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что решение постановлено судом без нарушения норм материального и процессуального права, является законным и обоснованным. Жалоба удовлетворению не подлежит.

В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда проверены исходя из доводов апелляционной жалобы.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл
от 25 января 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» - без удовлетворения.

Председательствующий                    А.Е. Соснин

Судьи                                А.А. Ваулин

О.В. Скворцова

33-704/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Колесников АА
Ответчики
Администрация ГО Город Йошкар-Ола
Суд
Верховный Суд Республики Марий Эл
Судья
Скворцова Ольга Владимировна
Дело на странице суда
vs.mari.sudrf.ru
18.04.2017Судебное заседание
19.04.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.04.2017Передано в экспедицию
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее