Решение по делу № 2-251/2024 (2-5162/2023;) от 05.05.2023

Дело № 2-251/2024 (2-5162/2023)

УИД 59RS0007-01-2023-000686-90

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 января 2024 года                                                                         г. Пермь

Свердловский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Берсенёвой О.П.,

при секретаре Костаревой А.А.,

с участием истца Кореневой Н.Ю.,

представителя ответчика Лаврушиной Ю.Е.,

рассмотрел в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по исковому заявлению Кореневой Н. Ю. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю, о признании решения незаконным и возложении обязанности включить в специальный стаж периоды работы и назначить досрочную пенсию,

У С Т А Н О В И Л :

Коренева Н.Ю. обратилась в суд, указав, что она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости. Ответчиком отказано истцу в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа на соответствующих видах работ (лечебная деятельность). В специальный стаж истца не зачтен ряд периодов работы истца. Просит (с учетом неоднократного уточнения требований) признать незаконным решение ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа следующих периодов работы: период работы в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебный оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов), в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; просит включить указанные периоды в специальный стаж; назначить досрочную пенсию с даты первоначального обращения – с ДД.ММ.ГГГГ; взыскать с ответчика понесенные судебные расходы по уплате госпошлины – <данные изъяты>

Истец в судебном заседании на удовлетворении исковых требований настаивала в полном объеме.

Представитель ответчика в судебном заседании в удовлетворении исковых требований просит отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Суд, заслушав стороны, изучив материалы дела, пришел к следующему.

Пенсионное обеспечение в Российской Федерации регулируется нормами Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту, Закон № 400-ФЗ) с применением норм ранее действовавшего законодательства только в той мере, в которой это предусмотрено указанным Федеральным законом.

Как предусмотрено частью 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Закона № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьей 30 Закона № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи;

В соответствие с частью 1.1. статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложению 7 при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2019 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, при возникновении права на страховую пенсию по старости в 2020 году - не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (отложенное право).

Частью 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» установлено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В силу части 1 статьи 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 30 указанного Закона предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. Согласно части 4 указанной статьи периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Список № 781);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе, в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Закона № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Коренева Н.Ю. обратилась в ГУ – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ (л.д. 89-105).

Решением ГУ – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости ввиду отсутствия требуемого специального стажа на соответствующих видах работ 30 лет (л.д. 10-17, 81-84).

Специальный стаж истца рассчитан и признан ответчиком продолжительностью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

01.01.2023 ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) изменило наименование на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю.

Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ устранена ошибка при указании периодов, не входящих в специальный стаж, специальный стаж истца признан продолжительностью по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты>

При определении ответчиком продолжительности специального стажа ответчиком не учтены, в числе прочих периодов, спорные периоды.

Истцом заявлено требование о включении в специальный стаж периода ее работы в должности в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (в том числе с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебный оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов), в должности <данные изъяты> сестры с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Муниципальном <данные изъяты>

Ответчиком данные периоды работы исключены из специального стажа истца по причине несоответствия вида медицинского учреждения (предприятие), медицинскому учреждению, предусмотренному соответствующим спискам. Также дополнительно период работы в должности медицинского регистратора не включен в специальный стаж по причине того, что должность «медицинский регистратор» также не предусмотрена соответствующими списками.

Как следует из записей в трудовой книжке истца (л.д. 26-29, 107-113) истец ДД.ММ.ГГГГ принята на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты>; ДД.ММ.ГГГГ уволена переводом в <данные изъяты>»; ДД.ММ.ГГГГ принята переводом на должность участковой медсестры терапевтического отделения МУЗ «Городская поликлиника ».

Из уточняющей справки от ДД.ММ.ГГГГ, выданной <данные изъяты> (л.д. 38-40, 116-117), следует, что:

- 20.08.1992 Медсанчасть № 9 переименована в Муниципальное предприятие «Медсанчасть №9» на основании постановления администрации Индустриального района г.Перми № 400 от 20.08.1992.

- 20.08.1992 Муниципальному предприятию «Медсанчасть №9» присвоено имя М.А. Тверье на основании Постановления администрации г.Перми № 743 от 20.08.1992.

- 08.08.1997 Муниципальное предприятие «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» переименовано в муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» (Постановление администрации Индустриального района г. Перми № 325/2 от 08.08.1997).

- 01.01.2012 приказом Агентства по управлению учреждениями здравоохранения Пермского края № СЭД-28-01-04-289 от 23.12.2011г. Муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» переименовано в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медсанчасть № 9 им. М.А. Тверье».

- 28.12.2018 Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Медсанчасть № 9 им. М.А. Тверье» и Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница № 1» реорганизованы в форме слияния в Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Пермского края «Городская клиническая больница им. М.А. Тверье».

Данные обстоятельства подтверждаются копиями постановления администрации Индустриального района г.Перми № 400 от 20.08.1992 (л.д. 30-31), иных документов (32-37).

Приказом № 123 от 08.04.1997 Администрации города Перми постановлено, что с учетом того, что медицинские организации города, учрежденные и зарегистрированные в организационно-правовой форме «муниципальное предприятие», фактически являются медицинскими учреждениями, руководителям организаций здравоохранения до 01.07.1997 предписано внести соответствующие изменения в документы организаций (л.д. 35).

Принимая во внимание правовую позицию, изложенную Конституционным судом РФ в Постановлении № 2-П от 29.01.2004 в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1066 от 22.09.99 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

В данном Списке поименованы врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом в пункте 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 указано, что в стаж дающий право на пенсию за выслугу лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных названным Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Больничные учреждения относятся к лечебно-профилактическим.

Судом установлено, что, несмотря на переименование Медсанчасти № 9 в Муниципальное предприятие «Медсанчасть №9» на основании постановления администрации Индустриального района г.Перми № 400 от 20.08.1992, и Муниципального предприятия «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье», на Муниципальное учреждение здравоохранения «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье», его цели и задачи не изменились, как и должностные обязанности истца, что следует из трудовой книжки истца.

Из Устава Муниципального предприятия «Медсанчасть №9 им. М.А. Тверье» (л.д. 36-37) следует, что основным направлением деятельности является оказание медицинских услуг в соответствии с утвержденным стандартом качества в виде амбулаторно-поликлинической и стационарной помощи в соответствии с полученной лицензией.

Номенклатурой учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГ предусмотрено такое лечебное учреждение, как больница, медсанчасть.

Довод ответчика о том, что Списком муниципальное предприятие в качестве учреждения здравоохранения не поименовано, не может быть принято судом во внимание, поскольку данный нормативный акт принят позднее, придание обратной силы нормативному акту, ухудшающему положение граждан и, тем самым, отменяющему для этих лиц права, приобретенные ими в соответствии с ранее действовавшим законодательством и реализуемые в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из статей 1 (ч. 1), 2, 18, 54 (ч. 1), 55 (ч. 2 и 3) и 57 Конституции РФ.

Истолкование вышеуказанных нормативных актов, как позволяющих не включать спорный период в специальный стаж, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии, что недопустимо с учетом положений статей 19 (частей 1 и 2) Конституции РФ, а также приводило бы к неправомерному ограничению права граждан на социальное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции РФ).

Таким образом, ссылка в отзыве ответчика на Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии по старости, утвержденным Постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 правового значения по данному делу не имеет.

Согласно пункту 3 Постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» периоды работы до 01.11.1999 года засчитываются в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464.

Что касается спорного периода работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то работа в указанной должности подлежит включению в специальный стаж, так как осуществлялась истцом в период действия постановления Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» в силу следующего.

Пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет» было предусмотрено, что правом на досрочное назначение пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санаторно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности,

В соответствии с письмом Минтруда Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации от 29.09.2000 № 3948/1-17, № 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999 и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 № 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999, регистрационный № 1943).

Приказом Минздрава России от 20.12.2012 № 183 «Об утверждении номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» медицинский регистратор отнесены к должностям специалистов со средним профессиональным (медицинским) образованием (средний медицинский персонал).

Таким образом, должность <данные изъяты> относилась к должности среднего медицинского персонала в соответствии с Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим и средним профессиональным образованием учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздравсоцразвития РФ от 25.07.2011, и ранее действовавшим приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 № 377.

Период работы истца на условиях полной занятости подтвержден уточняющей справкой лечебного учреждения (л.д. 38-40).

Таким образом, рассматривая вопрос о включении в специальный стаж для назначения пенсии периода работы истца с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, суд считает необходимым применить положения пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1066, Списка, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464, который предусматривал, что правом на досрочное назначение пенсии имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санаторно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности, при этом на основании Приказа Минздравмедпрома России от 20.02.1995 № 35 к числу среднего медицинского персонала относится и должность медицинского регистратора.

Суд, рассматривая настоящий спор, установив, что в спорные периоды истец занимала должность медицинского регистратора, медицинской сестры, которые относятся к среднему медицинскому персоналу, полагает, что требования истца о включении указанных периодов работы в специальный стаж истца обоснованы.

Таким образом, периоды работы истца в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>), в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (<данные изъяты>) в Муниципальном предприятии «Медсанчасть им ФИО6» подлежат включению в специальный стаж истца. Общая продолжительность указанных периодов - <данные изъяты>

Решение ответчика в части исключения из специального стажа истца указанного периода работы истца следует признать незаконным.

Также суд считает обоснованным требование истца о включении в специальный стаж истца периодов ее нахождения в учебном отпуске с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – учебный оплачиваемый отпуск для сдачи экзаменов, а также периодов с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (данные периоды отражен работодателем без кода льготы).

Как следует из ответа на запрос суда <данные изъяты> (л.д. 146), в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец находилась в учебном оплачиваемом отпуске для сдачи экзаменов. Дополнительно <данные изъяты> представила копии лицевых счетов, из которых следует, что за Кореневой Н.Ю. в ДД.ММ.ГГГГ сохранялась средняя заработная плата (л.д. 147-150).

Также из ответа на запрос суда <данные изъяты> дало ответ, что приказом по учреждению от ДД.ММ.ГГГГ к Коренева Н.Ю. была направлена на цикл усовершенствования на период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с сохранением заработной платы, в то же время Приказом к от ДД.ММ.ГГГГ на период ее направления на цикл усовершенствования Кореневой Н.Ю. было разрешено работать на 0<данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с оплатой согласно штатного расписания (л.д. 58-59). Учреждением были представлены расчетные листки за ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 60-62) из которых следует, что в ДД.ММ.ГГГГ за истцом сохранялась средняя заработная плата и начислялась заработная плата по работе на <данные изъяты>

На основании пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии со ст.173 Трудового кодекса Российской Федерации работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно на обучение, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.

В соответствии со ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (далее - независимая оценка квалификации), с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование, на прохождение независимой оценки квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.

Таким образом, периоды нахождения истца в учебном отпуске и на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, за которую работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, в связи с чем, они подлежат включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости.

В связи с тем, что учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включен судом в специальный стаж истца внутри ранее указанного периода работы в должности <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, повторно он учету не подлежит, дополнительно в специальный стаж истца подлежит включению период нахождения на курсах усовершенствования (учебный отпуск) с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (29 дней).

Оспариваемое решение ответчика в части исключения из специального стажа вышеуказанных периодов, включенных судом в специальный стаж истца, следцет признать незаконным.

Однако не подлежит включению в специальный стаж истца период ее нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, предоставленного ей на основании приказа к от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 65), так как в силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Истец просит возложить на ответчика обязанность назначить досрочную пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Суд при рассмотрении указанного требования приходит к следующему.

Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).

Исходя из части 2 статьи 22 Федерального закона № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 года № 2920-О, от 24.04.2018 года № 948-О).

Из части 6 статьи 21 Федерального закона № 400-ФЗ следует, что правила обращения за страховой пенсией и ее назначения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 884н).

В силу пункта 19 Правил № 884н заявление о назначении пенсии по старости может быть принято территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации и до наступления пенсионного возраста гражданина, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Пунктом 23 Правил № 884н определено, что решения и распоряжения об установлении или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации.

В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в Федеральном законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного федерального закона).

Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.

Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.

При этом пунктом 3 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» закреплено, что гражданам, которые указаны в пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных Приложением 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

Согласно приложения № 7 к Федеральному закону № 400-ФЗ при возникновении права на назначение досрочной страховой пенсии в 2021 году срок назначения страховой пенсии по старости - не ранее чем через 36 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости, в 2022 году – через 48 месяцев, в 2023 и последующих – через 60 месяцев.

Из изложенных норм материального права следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с педагогической деятельностью указанной категории граждан считается отложенным.

С днем подачи заявления в пенсионный орган федеральный законодатель связывает срок назначения пенсии, но не возникновение на нее права.

Как было указано выше, специальный стаж истца рассчитан и признан ответчиком продолжительностью <данные изъяты> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

С учетом дополнительного включения в специальный стаж истца указанных периодов работы ее специальный стаж, рассчитанный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, дополнительно подлежит увеличению на <данные изъяты> и составит <данные изъяты>, что означает, что специальный стаж 30 лет не выработан истцом по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, выработан не ранее ДД.ММ.ГГГГ года. С учетом отложенного права для назначения пенсии у истца не возникло.

Таким образом, с учетом положений, предусмотренных частью 1.1. ст. 30 Закона № 400-ФЗ, ч. 3. ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» оснований для назначения пенсии истцу не имеется.

Истицей уплачена государственная пошлина при подаче иска в сумме <данные изъяты> рублей как при подаче требования неимущественного характера (л.д. 8), исковые требования удовлетворены частично, сумма государственной пошлины подлежит взысканию с ответчика.

Руководствуясь ст. ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Кореневой Н. Ю., дата рождения ДД.ММ.ГГГГ, место рождения <адрес>, СНИЛС , к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю (ОГРН 1035900505200) удовлетворить частично.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю включить в специальный стаж Кореневой Н. Ю., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» следующие периоды:

- периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;

- учебный отпуск с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пермскому краю от ДД.ММ.ГГГГ в части исключения из специального стажа Кореневой Н. Ю. указанных выше периодов.

Взыскать с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю в пользу Кореневой Н. Ю. понесенные при подаче иска расходы в виде государственной пошлины в сумме <данные изъяты>

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Свердловский районный суд г. Перми в течение одного месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено 20 марта 2024 года.

Судья:                                                                           О.П. Берсенёва

2-251/2024 (2-5162/2023;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Коренева Наталья Юрьевна
Ответчики
Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Пермскому краю
Суд
Свердловский районный суд г. Перми
Судья
Берсенёва Ольга Петровна
Дело на странице суда
sverdlov.perm.sudrf.ru
05.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.05.2023Передача материалов судье
10.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.05.2023Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
22.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.05.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
15.08.2023Предварительное судебное заседание
15.08.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
23.11.2023Предварительное судебное заседание
19.01.2024Судебное заседание
22.01.2024Судебное заседание
20.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее