Дело № 2-334/2015
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 апреля 2015 года г. Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе: председательствующего судьи Муковкиной Т.И.при секретаре Пугач О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Сортавала в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Сортавальского муниципального района и Муниципальному казенному образовательному учреждению Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Рускеальская основная общеобразовательная школа» о возложении обязанности совершить определенные действия,
установил:
Прокурор обратился в суд с иском к ответчикам по тем основаниям, что прокуратурой г.Сортавала была проведена проверка исполнения образовательными учреждениями Сортавальского муниципального района законодательства об антитеррористической защищенности, которая показала, что в МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ» необходимые меры по обеспечению комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, а также по предупреждению террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения не приняты. Здание МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ» не оборудовано системой видеонаблюдения, что подтверждается письмом Районного комитета образования администрации Сортавальского муниципального района от 26.02.2015 г. №99. Прокурор, ссылаясь на ст.2 Конституции РФ, п.п.1 и 7 ст.2 ФЗ от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму», ч.13 ст.30 ФЗ от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п.6.48 СП 118.13330.2012. «Свод правил. Общественные здания и сооружения. Приказ Министерства образования и науки РФ от 11.11.2009 №2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений», п.п.2, 15 ч.3 ст.28, п.8 ч.1 ст.41 ФЗ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п.7.1 ст.14, п.6.1 ст.15, п.3 ч.1 ст.17 ФЗ от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», просит обязать МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ» в срок до 01.09.2016 оборудовать здание образовательного учреждения, расположенного по адресу: <Адрес обезличен>, системой видеонаблюдения; обязать администрацию Сортавальского муниципального района в срок до 01.09.2016 года обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ», расположенного по адресу: <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения.
В судебном заседании прокурор Ковалев С.В. поддержал исковые требования по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчиков Кабаев В.А. в судебном заседании не возражал против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что в указанный прокурором срок они предпримут меры для установления систем видеонаблюдения.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, под «неопределенным кругом лиц» следует понимать круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.
Принимая во внимание, что школа является учреждением социального назначения, численный состав которого меняется, конкретизировать круг лиц, чьи права и законные интересы нарушаются, не представляется возможным. В данном случае, суд полагает, что прокурор, установив нарушение закона, вправе обратиться в суд с указанным заявлением.
Из материалов дела следует, что Прокуратурой г.Сортавала была проведена проверка соблюдения законодательства об антитеррористической защищенности в отношении МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ», в ходе которой установлено, что здание школы не оборудовано системой видеонаблюдения.
В силу ст.2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Федеральный закон от 06.03.2006 №35-ФЗ «О противодействии терроризму» устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
В силу положений п.п.1, 7 ст.2 указанного Федерального закона, одними из основных принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина и приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно ч.13 ст.30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях образовательных организаций должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий (пункт 1), в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения (пункт 2).
Согласно пункту 6.48 Свода правил СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», являющихся актуализированной редакцией объединенных СНиП 31-06-2009, утвержденного Приказом Министерства регионального развития РФ от 29.12.2011 г. № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Приказом № 2013 от 11.11.2009 Министерства образования и науки РФ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, увеличить объемы финансирования из собственных внебюджетных средств на реализацию мероприятий по комплексной безопасности; органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Также Министерством образования и науки РФ 04.06.2008 разработаны методические указания (письмо №03-1423), в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к новому учебному году. При этом при решении вопроса о готовности учреждения осуществлять образовательную деятельность необходимо учитывать наличие обеспечения охраной, инженерно-технических средств охраны, в том числе системы видеонаблюдения и контроля. Оборудование здания дошкольного образовательного учреждения системой видеонаблюдения, по своей сути, является одной из мер, направленных на обеспечение безопасности воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц и входит в систему профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с пп.2, 15 ч.3 ст.28 Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации. Пунктом 2 части 6 указанной статьи предусмотрена обязанность образовательной организации осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу ч.7 ст.28 данного закона образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в том числе, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п.8 ч.1 ст.41 Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Поскольку бездействие МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ» приводит к нарушению прав на охрану жизни и здоровья учащихся, а также его работников, суд находит, что заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению и следует возложить обязанность на МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ» оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу <Адрес обезличен>, системой видеонаблюдения.
Согласно с п.3 ст.5 Федерального закона «О противодействии терроризму», федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.
В силу п.7.1 ст.14, п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма на территории муниципального района. В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Согласно п.1.5 и п. 6.7 Устава МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ», учредителем образовательного учреждения является Сортавальский муниципальный район; функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация Сортавальского муниципального района, финансируется за счет бюджетных средств Сортавальского муниципального района.
Поскольку в силу Устава и вышеуказанных норм администрация обладает полномочиями по финансированию учреждения, поэтому на Администрацию Сортавальского муниципального района следует возложить обязанность обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания школы системой видеонаблюдения.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Прокурор просит установить срок для устранения нарушений до 01.09.2016. Указанный срок исполнения судебного решения является разумным и достаточным для устранения выявленных недостатков.
Согласно ст. 103 ГПК РФ, ст.ст. 333.17-333.19 НК РФ с ответчика МКОУ Сортавальского муниципального района РК «Рускеальская ООШ» подлежит взысканию в соответствующий бюджет государственная пошлина, от уплаты которой истец при подаче иска был освобожден. Учитывая социальную значимость учреждения, имеющиеся трудности с финансированием его деятельности, суд считает возможным уменьшить размер взыскиваемой госпошлины до <Данные изъяты> рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Обязать Муниципальное казенное образовательное учреждение Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Рускеальская основная общеобразовательная школа» в срок до 01.09.2016 оборудовать здание образовательного учреждения, расположенное по адресу <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения.
Обязать Администрацию Сортавальского муниципального района в срок до 01.09.2016 обеспечить финансирование мероприятий по оборудованию здания Муниципального казенного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Рускеальская основная общеобразовательная школа», расположенное по адресу <Адрес обезличен> системой видеонаблюдения.
Взыскать с Муниципального казенного образовательного учреждения Сортавальского муниципального района Республики Карелия «Рускеальская основная общеобразовательная школа» госпошлину в бюджет Сортавальского муниципального района в сумме <Данные изъяты> рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Т.И. МуковкинаМотивированное решение изготовлено 07.04.2015 года.