ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
26 марта 2018 года г. Уфа РБ
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
при секретаре Даминовой Р.И.,
с участием Захаровой М.Л. – лица, привлеченного к административной ответственности,
Мустафиной Л.С. – представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Захаровой М.Л. на решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2018 года, которым:
постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 11 декабря 2017 г. №АА-330/17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.5 ст.19.8 КоАП РФ в отношении должностного лица ООО «...» - юрисконсульта ООО «...» Захаровой ... оставлено без изменения, ее жалоба – без удовлетворения,
У С Т А Н О В И Л А
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Саляхутдиновой Р.Ф. от 11 декабря 2017 г. №АА-330/17 должностное лицо ООО «...» - юрисконсульт ООО «...» Захарова М.Л. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.5 ст.19.8 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10000 руб.
По жалобе Захаровой М.Л. судьей Стерлитамакского городского суда РБ принято обжалуемое решение от 25 января 2018 года.
Не согласившись с решением судьи Стерлитамакского городского суда РБ от 25 января 2018 года, Захарова М.Л. обратилась с жалобой в Верховный Суд Республики Башкортостан с просьбой отменить решение судьи и постановление должностного лица УФАС, прекратить производство по делу.
В судебном заседании Захарова М.Л. поддержала доводы своей жалобы, представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан Мустафина Л.С.(далее УФАС по РБ) просила оставить решение судьи без изменения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва на нее, выслушав явившихся лиц, прихожу к выводу о необходимости отмены решения судьи первой инстанции по следующим основаниям.
Частью 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), предусмотренных антимонопольным законодательством Российской Федерации, в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов, за исключением случаев, предусмотренных частями 3, 4 и 7 настоящей статьи, а равно представление в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган заведомо недостоверных сведений (информации), за исключением случаев, предусмотренных частью 8 настоящей статьи - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, на основании приказа УФАС по РБ от 27 января 2017 года №49 в отношении ООО «...» торговая сеть «...» проведена внеплановая проверка.
Согласно требования от 02 февраля 2017 года №8/1001 о предоставлении необходимых документов и информации не позднее 3-х дней со дня получения уведомления, ООО «...» обязано было предоставить в УФАС по РБ 9 наименований документов о деятельности ООО «...».
08 февраля 2017 года от ООО «...» поступили только копии 36 договоров, оборотно-сальдовая ведомость и учредительные документы на 17 листах. Остальные документа представлены не были.
28 апреля 2017 года составлен акт проверки №62В, согласно которому в договорах поставки, представленных ООО «...», выявлены нарушения Закона о торговле, что явилось основанием для возбуждения 27 сентября 2017 года административного производства в отношении ООО «...» по ч.ч.1,3 ст.14.42 КоАП РФ.
18 октября 2017 года, на дату составления протокола об административном правонарушении, ООО «...» были предоставлены дополнительные соглашения к договорам, вступающими в силу с 01 января 2017 года.
Таким образом, информация, полученная в ходе проведения внеплановой проверки ООО «...» не являлась достоверной, что привело к составлению недостоверной отчетности в ФАС России.
Часть 1 статьи 25 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" обязывает коммерческие организации и их должностных лиц представлять в антимонопольный орган (его должностным лицам) по его мотивированному требованию в установленный срок необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями документы, объяснения, информацию соответственно в письменной и устной форме (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая акты, договоры, справки, деловую корреспонденцию, иные документы и материалы, выполненные в форме цифровой записи или в форме записи на электронных носителях.
Объективная сторона административного правонарушения, за совершение которого должностное лицо ООО «...» - юрисконсульт ООО «...» Захарова М.Л. привлечена к административной ответственности, выражена в непредставлении полных сведений (информации) по требованию Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан.
Согласно статье 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Примечанием к указанной норме предусмотрено, что под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.
В материалах административного дела №АА-330/17 и судебного дела не приложены доказательства того, что юрисконсульт ООО «...» Захарова М.Л. является должностным лицом и она обладает организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями в отношении работников и служащих ООО «...», может быть признана должностным лицом, которое подлежит привлечению к административной ответственности за совершение административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
В нарушение требований статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях соответствующие доводы Захаровой М.Л. и представленные в материалы дела доказательства судьей первой судебной инстанции исследованы не были.
Таким образом, при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не соблюдены: доказательств того, что юрисконсультом ООО «...» Захаровой М.Л. были допущены нарушения, связанные с непредставлением или несвоевременным представлением в федеральный антимонопольный орган, его территориальный орган сведений (информации), не добыто, а материалы дела об административном правонарушении не содержат документов и сведений, свидетельствующих о том, что Захарова М.Л. является должностным лицом, ответственным за выявленное нарушение.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
При таких обстоятельствах решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2018 года подлежит отмене с направлением дела об административном правонарушении на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.6, п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан
Р Е Ш И Л А
Решение судьи Стерлитамакского городского суда Республики Башкортостан от 25 января 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 5 ст. 19.8 КоАП Российской Федерации, в отношении Захаровой М.Л. отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение.
Жалобу Захаровой М.Л. удовлетворить частично.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Максютов Р.З.
дело №21-345/2018