Дело № 2-1983/2022
УИД 33RS0011-01-2022-002695-14
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Ковров 4 августа 2022 года
Ковровский городской суд Владимирской области в составе председательствующего судьи Рябининой М.В.,
при секретаре Алфимовой В.А.,
с участием помощника Ковровского городского прокурора Пяткина Д.А.,
ответчика (истца) по встречному иску Шаронова А.А.,
ответчиков Шароновой Н.А., Шароновой А.А.,
представителя ответчиков по устному ходатайству Позднякова В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Министерства обороны Российской Федерации к Шаронову А. А.овичу, Шароновой Н. А., Шаронову Д. А., Шароновой А. А.вне о выселении из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, и по встречному иску Шаронова А. А.овича к Министерству обороны РФ в лице ФГАУ «Росжилкомплекс» территориальный отдел «Владимирский» Филиала «Западный» о признании решения <№> от <дата> об отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением незаконным; признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ,
УСТАНОВИЛ
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к Шаронову А. А.овичу, Шароновой Н. А., Шаронову Д. А., Шароновой А. А.вне о прекращении права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> <адрес>, выселении из данного жилого помещения без предоставления другого жилого помещения и снятии ответчиков с регистрационного учета.
В обоснование исковых требований указано, что ответчики незаконно удерживают служебное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>. Данная квартира является собственностью Российской Федерации и состоит на балансе ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, была предоставлена Шаронову А.А. на основании ордера <№> от <дата> в связи с прохождением военной службы в войсковой части <№>. Шаронов А.А. военнослужащим войсковой части <№> не является и в трудовых отношениях не состоит. Ответчики проживают в специализированном жилищном фонде Минобороны РФ без наличия на то законных оснований. Уведомление о необходимости освобождения специализированного жилого помещения ответчиками не исполнено.
Не согласившись с иском Министерства обороны РФ Шаронов А.А. обратился в суд со встречным исковым заявлением к Министерству обороны РФ в лице ФГАУ «Росжилкомплекс» территориального отдела «Владимирский» филиала «Западный» о признании решения ответчика <№> от <дата> об отказе в восстановлении истца на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением незаконным и признании за истцом права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ, исходя из состава семьи истца в количестве 4 человек.
В обоснование встречных исковых требований указано, что истец проходил военную службу в должности командира взвода обеспечения войсковой части <№> с апреля 1991 года по <дата>, уволен досрочно с занимаемой должности в связи с проведением организационно-штатных мероприятий. Общая выслуга лет по военной службе составила 21 год 8 месяцев. В период военной службы истцу неоднократно предоставлялись служебные жилые помещения, поскольку он являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий. В 1995 году истец обратился в жилищную комиссию с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. <дата> на основании ордера истцу предоставлена служебная квартира по адресу: <адрес> <адрес>. Вместе с Шароновым А.А. в указанную квартиру вселены члены его семьи жена Шаронова Н.А., дети Шаронов Д.А., Шаронова А.А., отец Шаронов А.А., который умер <дата>. Остальные члены семьи продолжают быть зарегистрированными в квартире по месту жительства и проживают в ней, за исключением Шаронова Д.А., который является военнослужащим войсковой части <№> <адрес>, участвует в специальной военной операции по защите Донбасса. При увольнении из рядов ВС РФ истец жильем, либо государственным жилищным сертификатом не обеспечен. <дата> Шаронову А.А. выдано требование о выселении из спорной квартиры. В марте 2022 года Шаронов А.А. обратился к ответчику по встречному иску с заявлением о предоставлении занимаемой квартиры на основании договора социального найма. Решением от <дата> <№> Шаронову А.А. в удовлетворении данного заявления отказано. Решением от <дата> <№> Шаронову А.А. отказано в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением. Истец полагает, что поскольку иного жилого помещения не имеет, на момент увольнения с военной службы проживал в служебном жилом помещении, является нуждающимся в улучшении жилищных условий, на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий был поставлен в 1997 году, подав соответствующий рапорт, своего согласия на исключение из реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий не давал, об исключении из реестра нуждающихся в улучшении жилищных условий не уведомлялся, он имеет право на получение жилого помещения за счет средств Министерства обороны РФ. Поэтому полагает решение от <дата> <№> незаконным. Одновременно с этим просит признать право истца на обеспечение жилым помещением за счет средств Минобороны РФ на состав семьи в количестве 4 человек.
В судебное заседание истец Министерство обороны РФ своего представителя не направило, ходатайствовали о рассмотрении дела без участия представителя истца, исковые требования поддержали.
Ответчик (истец по встречному иску) Шаронов А.А., ответчики Шаронова Н.А. и Шаронова А.А. в судебном заседании исковые требования Министерства обороны РФ не признали и указали, что, несмотря на отсутствие документальных доказательств, Шаронов А.А. с составом семьи из четырех человек состоял на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, и не может быть выселен из занимаемого жилого помещения без предоставления иного жилого помещения. Стаж военной службы Шаронова А.А. в Вооруженных силах РФ составляет более 20 лет, после увольнения из Вооруженных сил жильем не обеспечен, жилищную субсидию на приобретение жилья не получал, иного жилья в собственности, либо занимаемого по договору социально найма не имеют. В спорной квартире проживают с 2004 года. Встречное исковое заявление поддержали по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчиков (истца по встречному иску) Поздняков В.А. указал, что с иском Министерства обороны РФ не согласен, поддерживает встречные исковые требования Шаронова А.А. по изложенным в нем основаниям.
Ответчик Шаронов Д.А. в судебное заседание не явился, уведомлялся о дате и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Из пояснений Шаронова А.А. проходит службу в <адрес>, в настоящее время участвует в специальной военной операции на Украине, ему известно о нахождении в производстве суда настоящего гражданского дела.
Третье лицо ФГКУ "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ своего представителя в судебное заседание не направило, ходатайств об отложении рассмотрения дела не представило.
Третье лицо ФГАУ "Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) Министерства обороны РФ ("Росжилкомплекс") Территориальный отдел «Владимирский» филиала «Западный» своего представителя в судебное заседание не направило, из отзыва на исковое заявление следует, что иск Министерства обороны считают обоснованным и просят удовлетворить, поскольку ответчики занимают служебное жилое помещение в отсутствии наличия законных оснований, Шаронову А.А. и членам его семьи жилое помещение предоставлялось на время трудовых отношений с воинской частью, которые прекращены. На учете в качестве нуждающихся в обеспечении постоянным жилым помещением со своей семьей Шаронов А.А. не состоял, субсидия на приобретение (строительство) жилья ему не выплачивалась, так как он не обращался с письменным заявлением в соответствующий жилищный орган-территориальное отделение (<адрес>) Западного регионального управления жилищного обеспечения Минобороны РФ, ныне ФГАУ «Росжилкомплекс». Со встречным исковым заявлением Шаронова А.А. не согласились, поскольку требования не основаны на нормах жилищного законодательства и других нормативных правовых актах.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствии не явившихся участвующих в деле лиц.
Выслушав ответчиков, истца по встречному иску, их представителя, заключение прокурора, полагавшего исковое заявление Министерства обороны РФ о признании ответчиков прекратившими право пользования жилым помещением и об их выселении не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 12 п. 1 ст. 15 Закона предусмотрено, что военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационными-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными ст. 15.1 Закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 92 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (специализированным жилым помещениям).
В силу статьи 93 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (часть 1). Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным названным кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (часть 2 статьи 99 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 3 статьи 104 Жилищного кодекса Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
В силу части 1 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях:
1) члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;
2) пенсионеры по старости;
3) члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение или жилое помещение в общежитии и который умер;
4) инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы, семьи, имеющие в своем составе детей-инвалидов, инвалидов с детства.
Статьей 13 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ) установлено, что граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, статья 13 указанного закона дополняет определенный в пункте 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации перечень лиц, которые не могут быть выселены из специализированных жилых помещений без предоставления им других жилых помещений.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что статьей 13 Вводного закона предусмотрены дополнительные гарантии для граждан, проживающих в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. В соответствии с названной статьей указанные граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (часть 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации), или имеющие право состоять на данном учете (часть 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации), не могут быть выселены из служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Категории граждан, выселяемых из служебных жилых помещений и общежитий с предоставлением другого жилого помещения, были определены статьями 108 и 110 Жилищного кодекса РСФСР.
В соответствии со статьей 110 Жилищного кодекса РСФСР прекратившие работу сезонные, временные работники и лица, работавшие по срочному трудовому договору, а также лица, обучавшиеся в учебных заведениях и выбывшие из них, подлежат выселению без предоставления другого жилого помещения из общежития, которое было им предоставлено в связи с работой или учебой. Другие работники предприятий, учреждений, организаций, поселившиеся в общежитии в связи с работой, могут быть выселены без предоставления другого жилого помещения в случае увольнения по собственному желанию без уважительных причин, за нарушение трудовой дисциплины или совершение преступления.
Лица, прекратившие работу по иным основаниям, а также лица, перечисленные в статье 108 данного кодекса, могут быть выселены лишь с предоставлением им другого жилого помещения. К категориям граждан, указанных в ст. 108 ЖК РСФСР относятся: инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте; участники Великой Отечественной войны, пребывавшие в составе действующей армии; семьи военнослужащих и партизан, погибших или пропавших без вести при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы; семьи военнослужащих; инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей; лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение; лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"); пенсионеры по старости, персональные пенсионеры; члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение; инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц; одинокие лица с проживающими вместе с ними несовершеннолетними детьми.
Из содержания указанных норм следует, что условием выселения из служебного жилого помещения с предоставлением другого жилого помещения является не только отнесение лица к установленной категории граждан, определенной законом, но и факт состояния такого лица на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации реализация жилищных прав носит заявительный характер и осуществляется гражданами по их усмотрению.
В соответствии с п.п. «а» п. 6 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 № 1054, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются граждане, проходившие военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, вооруженных силах и других воинских формированиях государств - участников СНГ, с которыми заключены соответствующие договоры, и уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, а также сотрудники уголовно-исполнительной системы, прослужившие в учреждениях с особыми условиями хозяйственной деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации или Министерства юстиции Российской Федерации 10 лет и более в календарном исчислении, уволенные по следующим основаниям: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; по состоянию здоровья; в связи с организационно-штатными мероприятиями.
В силу п. 9 указанных Правил военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, продолжительность военной службы которых к моменту увольнения достигает 10 лет в календарном исчислении, ставятся на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий органами местного самоуправления по ходатайству командиров (начальников) воинских частей: не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями.
Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Пунктами 13-16,23 настоящих Правил предусмотрено, что военнослужащие подают рапорт по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, по форме согласно приложению N 4. Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих. Поставленные на очередь военнослужащие и граждане, уволенные с военной службы, регистрируются в журнале учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий, который ведется органом местного самоуправления.
В соответствии с ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Судом установлено, что приказом Министра обороны Российской Федерации <№> от <дата> старший прапорщик войсковой части <№> <адрес> Шаронов А.А. уволен с военной службы в запас досрочно в связи с организационно-штатными мероприятиями (подпункт «а» пункта 2 статьи 51 Федерального закона) и с <дата> исключен из списков личного состава войсковой части и всех видов обеспечения. Указанным приказом установлено, что выслуга лет Шаронова А.А. в вооруженных силах составила 21 год 08 мес., жилым помещением по нормам жилищного законодательства не обеспечен.
Решением Ковровского городского суда <адрес> от <дата> по делу <№>, вступившим в законную силу <дата>, исковые требования Шаронова А.А., действующего от своего имени и от имени несовершеннолетней дочери Шароновой А.А. к администрации <адрес>, Федеральному государственному учреждению «Западное региональное управление Жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о признании недействительным служебного ордера на право занятия жилого помещения, признании право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма, признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации оставлены без удовлетворения.
Настоящим решением установлено, что трехкомнатная <адрес>-<адрес> постановлением Главы администрации <адрес> от <дата> <№> отнесена к служебной жилой площади, и в соответствии со списком распределения жилых помещений по войсковой части <№> распределена Шаронову А.А. и членам его семьи супруге Шароновой Н.А., детям Шаронову Д.А., Шароновой А.А., отцу Шаронову А.А.
На основании указанного постановления исполкомом Ковровского городского Совета народных депутатов <дата> выписан ордер <№> на право занятия истцом и членами его семьи данного жилого помещения. На момент выделения семье Шароновых указанного жилого помещения <адрес>, в соответствии с утвержденным Распоряжением Правительства РФ от <дата> <№> Перечнем, являлся закрытым военным городком.
Распоряжением Правительства РФ от <дата> <№> статус военного городка в <адрес> изменен на «открытый».
Приказом Министерства обороны РФ <№> от <дата> прекращено право оперативного управления на имущество ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны, указанного в приложении к настоящему приказу. Указанное в приложении к приказу имущество передано в собственность муниципального образования <адрес>.
Согласно приложению к приказу Министерства обороны РФ <№> от <дата> в собственность муниципального образования <адрес> передан жилой <адрес>, за исключением служебных квартир <№> и приватизированных квартир.
Как в момент предоставления Шаронову А.А. данное жилое помещение для проживания, так и в настоящее время, оно находится в государственной собственности и в оперативном управлении Министерства обороны РФ.
В настоящее время Шаронов А.А., Шаронова Н.А., Шаронов Д.А. и Шаронова А.А. проживают в указанном служебном жилом помещении и состоят на регистрационном учете по данному адресу, занимают жилое помещение на основании договора служебного найма.
Решением Владимирского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, оставлено без удовлетворения заявление Шаронова А.А. об оспаривании решения начальника территориального отделения в <адрес> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от <дата> <№>, которым Шаронову А.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма.
Указанным решением установлено, что, обращаясь в суд с данным иском Шаронов А.А. указывал, что имея стаж военной службы более 10 лет, имеет право на получение жилого помещения по договору социального найма. Решение от <дата> полагал незаконным, поскольку на момент увольнения с военной службы был обеспечен лишь служебным жилым помещением, другим жильем ни он, ни члены его семьи не располагают.
Из исследованного в суде учетного (жилищного) дела Шаронова А.А. установлено, что с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, он обратился в территориальное отделение ЗРУЖО СО РФ в июле 2014 года. Истцу было отказано в принятии на упомянутый учет на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ в связи с тем, что с соответствующим заявлением он обратился после утраты статуса военнослужащего. При этом судом учтено, что Шароновым А.А. не представлено уважительных причин, не позволяющих ему своевременно, то есть в период прохождения военной службы, обратиться в жилищный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания.
По результатам исследования в судебном заседании персональной карточки учета военнослужащего, нуждающегося в жилье, оформленной на имя Шаронова А.А., установлено, что в период с <дата> по <дата> он состоял лишь на учете нуждающегося в получении служебного жилья и был снят с такого учета в связи с предоставлением соответствующего жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>. Сведений о нахождении Шаронова А.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, названная карточка не содержит. Более того, в ходе судебного заседания Шаронов А.А. пояснил, что перед увольнением с военной службы он намеренно не обращался в жилищный орган с заявлением о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях для постоянного проживания, поскольку занимал служебное жилое помещение, которое он последующем в судебном порядке намеревался перевести в жилищный фонд социального использования и приватизировать.
Кроме того, решением Ковровского городского суда от <дата> по делу <№> оставлены без удовлетворения исковые требования Шаронова А.А. к Министерству обороны Российской Федерации и Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации о признании права собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>-<адрес>, <адрес>, в силу приобретательной давности. Основанием к отказу в удовлетворении исковых требований явилось то, что Шаронов А.А., получая ордер на заселение в спорную квартиру, достоверно знал о принадлежности имущества Министерству обороны РФ, и о том, что титульный собственник не отказывался от имущества, что исключает признак добросовестности владения этим имуществом.
Решением Владимирского гарнизонного военного суда от <дата> отказано в удовлетворении административного искового заявления, которым Шаронов А.А. оспаривал решение начальника отделения ТО «Владимирский» ФГАУ «Росжилкомплекс» от <дата> <№> об отказе в заключении договора социального найма жилого помещения по адресу: <адрес>, <адрес>.
Из ответа ФГКУ «Центральный архив Министерства обороны РФ» от <дата> следует, что в приказах командира <№> гвардейского окружного учебного центра подготовки младших специалистов (по общим вопросам) за <№> годы сведений о постановке на учет нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, состоянии в жилищной очереди на получение постоянного жилья личным составом центра, в том числе и Шаронова А.А., не имеется. Книги учета прапорщиков и другие документы, в том числе и книги протоколов заседаний жилищной комиссии, листы учета жилой площади с отметками о постановке на учет <№> гвардейского окружного учебного центра подготовки младших специалистов за <№> годы на хранение в Центральный архив Министерства обороны РФ не поступали.
Согласно ответу администрации <адрес> от <дата> Шаронов А.А., Шаронова Н.А., Шаронова А.А., Шаронов Д.А. на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в администрации <адрес> не состояли и не состоят, по вопросам постановки на учет не обращались, нанимателями (членами семьи нанимателя) жилого помещения по договору социального найма на территории муниципального образования <адрес> не являются. Список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий с приложенными к нему документами, указанными в п. 13 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, в отношении старшего прапорщика Шаронова А.А. и членов его семьи в администрацию города в период с 2010 по 2013 годы не поступало.
Таким образом, исходя исследованных в судебном заседании доказательств, усматривается, что Шаронов А.А. с составом семьи из четырех человек на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении не состоял, перед увольнением военной службы с ответствующим заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения не обращался. Доказательств того, что уполномоченным органом принималось решение о признании ответчиков нуждающимися в улучшении жилищных условий, не имеется.
Обстоятельства, при которых ответчики не подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений и которые предусмотрены частью 2 статьи 102 и частью 2 статьи 103 Жилищного кодекса Российской Федерации либо относятся к категории лиц, указанных в статье 108 Жилищного кодекса РСФСР, материалами дела не подтверждаются, ответчиками отсутствие указанных обстоятельств не оспаривается.
Следовательно, исковые требования о признании ответчиков прекратившими право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>, и о выселении ответчиков из указанного жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.1 и подпунктом «е» п.31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от <дата> <№>, регистрационный учет устанавливается в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданами своих прав и свобод, а также исполнения ими обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом, снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства производится органами регистрационного учета в случае признания гражданина прекратившим право пользования жилым помещением на основании вступившего в законную силу решения суда.
Таким образом, настоящее решение суда после вступления его в законную силу является основанием для снятия ответчиков с регистрационного учета по вышеуказанному адресу.
Показания допрошенных в судебном заседании свидетелей Амосова Р.Ю. и Решетова С.А., которые указали, что Амосов Р.Ю. с 1994, а Решетов С.А. с 1999 года служили с ответчиком Шароновым А.А. в одной воинской части и состояли на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, но не смогли конкретно пояснить в какой очереди состояли на получение служебного жилья или на получение жилого помещения для постоянного проживания, не опровергают установленных по делу обстоятельств. Кроме того, свидетель Решетов С.А. не отрицал, что перед увольнением собирал необходимый перечень документов и обращался с заявлением о предоставлении ему и членам его семьи жилого помещения для постоянного проживания, чего исходя из установленных по делу обстоятельств Шароновым А.А. сделано не было.
Рассматривая встречное исковое заявление Шаронова А.А., суд исходит из следующего.
Решением <№> от <дата> ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса) « Министерства обороны РФ Шаронову А.А. и членам его семьи отказано в восстановлении на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в связи с тем, что до момента исключения из списков состава воинской части Шаронов А.А. в установленном законом порядке с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося не обращался, с заявлением в адрес ответчика обратился только после утраты статуса военнослужащего.
Как указывалось выше решением Владимирского гарнизонного военного суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата>, в удовлетворении заявления Шаронова А.А. об оспаривании решения начальника территориального отделения в <адрес> ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Минобороны РФ от <дата> <№>, которым Шаронову А.А. отказано в постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договору социального найма, отказано по тем же основаниям.
Поэтому решение об отказе в восстановлении на учете нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, предоставляемыми по договору социального найма, в отсутствии доказательств постановки на соответствующий учет, является законным.
В соответствии абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до <дата> (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и проживающим совместно с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, либо уполномоченными ими органом или учреждением предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом либо уполномоченными ими органом или учреждением - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Таким образом, право на обеспечение жилым помещением также возникает у военнослужащего, состоящего на учете в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения.
Однако как установлено в судебном заседании Шаронов А.А. на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения не состоял, поэтому встречные исковые требования Шаронова А.К. к Министерству обороны РФ в лице ФГАУ «Росжилкомплекс» территориальный отдел «Владимирский» Филиала «Западный» о признании решения <№> от <дата> об отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением незаконным; признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ удовлетворению не подлежат.
В силу ст. 103 ГПК РФ с ответчиков в доход бюджета муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере по 300 руб. с каждого.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Исковые требования Министерства обороны Российской Федерации к Шаронову А. А.овичу, Шароновой Н. А., Шаронову Д. А., Шароновой А. А.вне удовлетворить.
Прекратить право пользования Шаронова А. А.овича, <дата> рождения, паспорт серии <№> <№>, выдан <дата> <адрес> <адрес> в <адрес>, Шароновой Н. А., <дата> рождения, паспорт серии <№>, выдан <дата> <адрес> <адрес> в <адрес>, Шаронова Д. А., <дата> рождения, паспорт серии <№> <№>, выдан <дата> <адрес> <адрес> в <адрес>, Шароновой А. А.вны, <дата> рождения, паспорт серии <№> <№>, выдан <дата> <адрес> <адрес> <адрес> в <адрес>, жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, <адрес>.
Выселить Шаронова А. А.овича, Шаронову Н. А., Шаронова Д. А., Шаронову А. А.вну из служебного жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, без предоставления другого жилого помещения.
Настоящее решение суда является основанием для снятия Шаронова А. А.овича, Шароновой Н. А., Шаронова Д. А., Шароновой А. А.вны с регистрационного учета по адресу: <адрес>, <адрес>.
Встречное исковое заявление Шаронова А. А.овича к Министерству обороны РФ в лице ФГАУ «Росжилкомплекс» территориальный отдел «Владимирский» Филиала «Западный» о признании решения <№> от <дата> об отказе в восстановлении на учете в качестве нуждающегося в обеспечении жилым помещением незаконным; признании права на обеспечение жилым помещением за счет средств Министерства обороны РФ оставить без удовлетворения.
Взыскать с Шаронова А. А.овича, Шароновой Н. А., Шаронова Д. А., Шароновой А. А.вны в доход бюджета муниципального образования <адрес> государственную пошлину в размере по 300 руб. с каждого.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Владимирский областной суд через Ковровский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий М.В. Рябинина
Мотивированное решение изготовлено <дата>.