Решение по делу № 33-5487/2022 от 16.11.2022

Судья Шатрова Т.В. Дело № 2-3170/2022

     35RS0010-01-2022-002390-59

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 декабря 2022 года № 33-5487/2022

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе

председательствующего Вахониной А.М.

судей Образцова О.В., Махиной Е.С.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Хомяковой Е. В. по доверенности Голубевой Я. В. на решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 31 августа 2022 года.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Вахониной А.М., судебная коллегия

установила:

полагая свои права нарушенными, Хомякова Е.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее - ОПФР по Вологодской области, пенсионный орган) об оспаривании решения об отказе в назначении пенсии и возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 07 января 2020 года.

Исковые требования мотивированы тем, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области от 17 декабря 2019 года № 3179/95 ей отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (11 лет) и индивидуального пенсионного коэффициента (18,6 баллов) по статье 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ).

При этом пенсионный орган не включил в страховой стаж период ухода Хомяковой Е.В. за лицом, достигшим возраста 80 лет. Пенсия ей была назначена только 02 июня 2021 года.

Просила признать решение пенсионного органа от 17 декабря 2019 года № 3179/95 незаконным в части отказа в назначении страховой пенсии, возложить обязанность назначить страховую пенсию по старости с 07 января 2020 года, произвести перерасчет пенсии с 07 января 2020 года.

Решением Череповецкого городского суда Вологодской области от 31 августа 2022 года исковые требования Хомяковой Е.В. (паспорт ...) к ОПФР по Вологодской области об оспаривании решения Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области от 17 декабря 2019 года № 3179/95 оставлены без удовлетворения.

В апелляционной жалобе представитель Хомяковой Е.В. Голубева Я.В. просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности подтверждения периода ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, если имел место неоформленный надлежащим образом уход, для учета и включения данных периодов в стаж при назначении пенсии, по поводу которого истец обратилась в пенсионный орган в декабре 2019 года, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию. Полагает, что ответчик не исполнил обязанность по разъяснению Хомяковой Е.В. в 2019 году о возможности подтверждения неоформленного ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, не усматривает оснований для его отмены либо изменения.

Из материалов дела следует и судом установлено, что решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Череповце Вологодской области от 17 декабря 2019 года № 3179/95 Хомяковой Е.В., 07 июля 1964 года рождения, отказано в установлении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа (11 лет) и индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) (18,6 баллов) по статье 8 Закона № 400-ФЗ.

На дату определения права, 07 января 2020 года, страховой стаж заявителя составил 10 лет 04 месяца 11 дней, величина ИПК - 14,257.

Не согласившись с указанным решением, Хомякова Е.В. обратилась в суд с настоящим иском, указывая, что она сообщала пенсионному органу информацию о периоде осуществления ею ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, однако, указанный период не был включён в её страховой стаж.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении требований о признании решения пенсионного органа от 17 декабря 2019 года № 3179/95 незаконным в части отказа в назначении страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 07 января 2020 года, произвести перерасчет пенсии с 07 января 2020 года, суд сделал вывод о законности оспариваемого решения пенсионного органа, поскольку у истца на дату определения права – 07 января 2020 года отсутствовал требуемый ИПК и страховой стаж, а доказательств, подтверждающих, что Хомяковой Е.В. в заявлении о назначении страховой пенсии 10 декабря 2019 года был указан период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, и представлены соответствующие документы, не представлено.

Судебная коллегия с таким выводом суда соглашается.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом № 400-ФЗ вступившим в силу с 01 января 2015 года.

Согласно Закону № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным Федеральным законом (часть 1 статьи 4); при определении права на страховую пенсию и ее размера учитывается страховой стаж граждан, под которым понимается суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3).

В соответствии со статьей 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учётом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» лицам, которым в период с 01 января 2019 года по 31 декабря 2020 года исполнится 60 (мужчинам) и 55 (женщинам) лет, пенсия может быть назначена на 6 месяцев ранее достижения возраста, установленного приложением 6.

На основании частей 1, 2 статьи 35 Закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет.

Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 настоящего Федерального закона, начиная с 1 января 2016 года ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к настоящему Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона.

В силу части 3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ, с 01 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Следовательно, с учётом переходных положений, предусмотренных приложением 3 к Закону № 400-ФЗ, в 2020 году продолжительность необходимого страхового стажа составляет 11 лет.

В период с 2015 года по 2020 год максимальное учитываемое значение индивидуального пенсионного коэффициента за соответствующий календарный год, указанный в части 19 статьи 15 Закона № 400-ФЗ, определяется согласно приложению 4 к настоящему Федеральному закону (часть 4 статьи 35 Закона № 400-ФЗ). Таким образом, для лиц, обратившихся за назначением страховой пенсии по старости в 2020 году необходимо наличие ИПК 18,6.

Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют лица, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2011 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ), при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Согласно приведенным выше положениям Закона № 400-ФЗ для назначения страховой пенсии необходимо не только достижение установленного возраста, но и наличие минимального требуемого страхового стажа и минимальной величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Таким образом, в 2020 году с учётом указанных выше правовых норм страховая пенсия назначается при достижении женщиной возраста 55 лет и 6 месяцев, при наличии страхового стажа 11 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере 18,6.

Согласно пункту 6 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет.

Статьей 22 Закона № 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днём обращения за страховой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми для подтверждения права на страховую пенсию документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как усматривается из материалов дела, обратившись в пенсионный орган 10 декабря 2019 года за назначением страховой пенсии по старости, Хомяковой Е.В. были представлены следующие документы: трудовая книжка, архивные справки от 15 апреля 2019 года, от 11 апреля 2019 года, справка № 6663, свидетельство о рождении ребенка от 21 февраля 2008 года.

При этом в заявлении о назначении страховой пенсии по старости Хомякова Е.В. не указала об осуществлении ею ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, в период с 29 сентября 2009 года по 01 января 2016 год, а также не представила подтверждающие данное обстоятельство документы.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения стажа для установления страховых пенсий, в пункте 34 которых указано, период ухода, осуществляемого трудоспособным лицом за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет, устанавливается решением органа, осуществляющего пенсионное обеспечение по месту жительства лица, за которым осуществляется уход, принимаемым на основании заявления трудоспособного лица, осуществляющего уход, по форме согласно приложению N 3 и документов, удостоверяющих факт и продолжительность нахождения на инвалидности (для инвалидов I группы и детей-инвалидов), а также возраст (для престарелых и детей-инвалидов) лица, за которым осуществляется уход.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 21 Закона № 400-ФЗ установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Законом № 167-ФЗ по месту жительства лица, обратившегося за страховой пенсией.

Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), правила обращения за указанной пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе работодателей, их назначения (установления) и перерасчета их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, перевода с одного вида пенсии на другой, проведения проверок документов, необходимых для установления указанных пенсий и выплат, правила выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, правила ведения пенсионной документации, а также сроки хранения выплатных дел и документов о выплате и доставке страховой пенсии, в том числе в электронной форме, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).

Необходимые для установления страховой пенсии и выплаты страховой пенсии документы могут быть запрошены у заявителя только в случаях, если необходимые документы не находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов (часть 7 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).

Иные необходимые документы запрашиваются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в иных государственных органах, органах местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях и представляются такими органами и организациями на бумажном носителе или в электронной форме. Заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе (часть 8 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (часть 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).

Частью 3 статьи 22 Закона № 400-ФЗ закреплено, что в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые для подтверждения права на страховую пенсию документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.

В соответствии с частью 6 статьи 21 Закона № 400-ФЗ приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 ноября 2014 года № 884н утверждены Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила обращения за страховой пенсией). Данный документ утратил силу с 01 января 2022 года, действовал на день обращения Хомяковой Е.В. в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 10 декабря 2019 года.

Пунктом 20 Правил обращения за страховой пенсией предусмотрено, что при приеме заявления об установлении пенсии и документов, представленных заявителем для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации, в частности:

дает оценку содержащимся в документах сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов (пункт 22 подпункт «а»);

запрашивает документы (сведения), находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в случае если такие документы не представлены заявителем по собственной инициативе (пункт 22 подпункт «в»).

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (пункт 23 Правил обращения за страховой пенсией).

В пункте 31 Правил обращения за страховой пенсией установлено, что в том случае, когда к заявлению о назначении пенсии приложены не все документы, необходимые для ее назначения, обязанность по представлению которых возложена на заявителя, заявитель вправе представить на основании разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации недостающие документы. Днем получения заявителем соответствующего разъяснения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации считается в том числе день выдачи уведомления о приеме и регистрации заявления о назначении пенсии заявителю непосредственно при приеме заявления.

В силу части 2 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

По сведениям пенсионного органа и из материалов выплатного дела Хомяковой Е.А. следует, что при первоначальном обращении истца к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в декабре 2019 года Хомяковой Е.А. не было указано о том, что в период с 29 сентября 2009 года по 01 января 2016 года она осуществляла уход за лицом, достигшим возраста 80 лет, как и не были представлены документы, подтверждающие данное обстоятельство.

На индивидуальном лицевом счете Хомяковой Е.А. период ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, не отражен, поскольку истец осуществляла уход без надлежащего оформления, то есть без обращения к ответчику с соответствующим заявлением. С заявлением о компенсационной выплате истец и лицо, за которым осуществлялся уход, также не обращались.

С заявлением и документами, подтверждающими факт осуществления ухода, Хомякова Е.А. обратилась в пенсионный орган только 02 июня 2021 года. После обращения данный период был внесен ответчиком на индивидуальный лицевой счет истца и пенсия назначена с момента повторного обращения за ней – 02 июня 2021 года.

При указанных обстоятельствах ответчик на дату обращения истца с первоначальным заявлением о назначении пенсии – декабрь 2019 года и на дату принятия решения об отказе в назначении пенсии - 07 января 2020 года не располагал сведениями об осуществлении Хомяковой Е.А. ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет в период с 29 сентября 2009 года по 01 января 2016 года и не мог ими располагать, следовательно, пенсионным органом при принятии решения об отказе в назначении страховой пенсии Хомяковой Е.А. с 07 января 2021 года не было допущено нарушений приведенных выше норм пенсионного законодательства о порядке проверки представленных лицом документов, разъяснительной работе о необходимости представления дополнительных документов, сроках назначения пенсии. Права Хомяковой Е.А. при обращении ее в пенсионный орган были соблюдены.

Поскольку в материалах дела, в материалах выплатного дела отсутствуют сведения о том, что ответчик при обращении истца в пенсионный орган 10 декабря 2019 года располагал информацией о периоде осуществления Хомяковой Е.В. ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, и что ею были представлены подтверждающие данное обстоятельство документы, вина пенсионного органа в неназначении истцу пенсии на дату определения права, с 07 января 2020 года, отсутствует.

Ссылка автора жалобы на показания свидетеля Селивановой Н.В., которая пояснила, что истец сообщала 10 декабря 2019 года пенсионному органу о периоде осуществления ухода за лицом, достигшим возраста 80 лет, обоснованно отклонена судом, поскольку данные обстоятельства свидетельскими показаниями не подтверждаются.

Исходя из смысла приведенных правовых норм, следует, что пенсионные правоотношения носят заявительный характер, возникают на основании письменного заявления гражданина, обращающегося за назначением пенсии, предоставляющего необходимые документы. Назначение страховой (ранее трудовой) пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права в соответствии с требованиями закона.

При таких обстоятельствах основания для удовлетворения требований о признании решения пенсионного органа от 17 декабря 2019 года № 3179/95 незаконным в части отказа в назначении страховой пенсии, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с 07 января 2020 года и произвести перерасчет страховой пенсии у суда отсутствовали.

Поскольку судом полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Череповецкого городского суда Вологодской области от 31 августа 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Хомяковой Е. В. по доверенности Голубевой Я. В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

    

Судьи:    

Мотивированное апелляционное определение изготовлено <ДАТА>.

33-5487/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Хомякова Елена Вячеславовна
Ответчики
ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области
Другие
Голубева Елена Вячеславовна
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
17.11.2022Передача дела судье
07.12.2022Судебное заседание
14.12.2022Судебное заседание
19.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.12.2022Передано в экспедицию
14.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее