Мотивированное решение составлено 03 февраля 2020 года
Дело № 2а-368/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Ярославский районный суд Ярославской области в составе
председательствующего судьи Сайфулиной А.Ш.,
при секретаре Никулиной Г.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ярославле
23 января 2020 года
административное дело по административному иску Будариной Натальи Сергеевны и Крыжановской Ольги Александровны к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области о признании незаконным решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков,
у с т а н о в и л:
Административные истцы обратились в суд с административным иском к Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, КУМИ Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области, просили:
1. Признать незаконным распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославскою муниципального района от 04.09.2019 г. № 773 об отказе Будариной Н.С. и Крыжановской О.А. в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, площадью 327 кв.м., расположенного <адрес>
2. Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области заключить с Будариной Н.С. и Крыжановской О.А соглашение о перераспределении земельного участка из земель населенных пунктов, площадью 327 кв.м., расположенного <адрес>, в соответствии со схемой расположения земельных участков на кадастровом плане территории.
Свои требования административные истцы мотивировали тем, что они являются собственниками следующих объектов недвижимости: жилого дома № № в <адрес>., общей площадью 43,1 кв.м. по 1/2 доли каждая, а также земельного участка, расположенного под домом по указанному адресу с кадастровым номером № общей площадью 193 кв.м. по 1/2 доли каждая, земельного участка с кадастровым номером: № общей площадью 278 кв.м. (Крыжановская), земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 390 кв.м. (Крыжановская).
Бударина Н.С. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, общей площадью 287 кв.м., по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, общей площадью 296 кв.м., по адресу: <адрес>; земельного участка с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, общей площадью 487 кв.м., по адресу: <адрес>.
Рядом с указанным жилым домом находится земельный участок, который находится в муниципальной собственности. Данный земельный участок необходим им для эксплуатации жилого дома.
Для разрешения указанного вопроса они обратились в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района.
04.09.2019 г. Комитетом по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района им было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, площадью 327 кв.м., частично расположенного <адрес>, поскольку образование земельного участка перекрывает доступ к земельному участку с кадастровым номером №, кроме того, по мнению ответчика, испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования.
С вынесенным распоряжением административные истцы не согласны.
Административный истец Бударина Н.С., представитель административных истцов по доверенности Колесникова Ю.В. в суде заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчиков по доверенности Потапова И.В. против удовлетворения требований истцов возражала, ссылалась на законность принятого административным ответчиком решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Представитель заинтересованного лица Администрации Ивняковского сельского поселения Ярославского муниципального района по доверенности Капарулина А.Г.в суде против удовлетворения требований административных истцов не возражала, просила удовлетворить. Пояснила, что ранее на спорном земельном участке находился общественный колодец для жителей <адрес>, в связи с чем земельный участок, на котором находился общественный колодец, был отнесен к землям общего пользования. В 2019 году колодец был демонтирован ввиду его ветхости, сельским поселением в деревне установлен общественный колодец в другом месте.
Заслушав участников процесса, явившихся в судебное заседание, допросив свидетелей, исследовав и оценив письменные материалы дела, суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела усматривается, что Бударина Н.С. и Крыжановская О.А. являются собственниками следующих объектов недвижимости:
- жилого дома № № по адресу: <адрес>, общей площадью 43,1 кв.м., доля в праве каждой - 1/2,
- земельного участка с кадастровым номером №, общей площадью 193 кв.м., расположенного под домом по указанному адресу, доля в праве каждой - 1/2.
Крыжановской О.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 278 кв.м, и земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 390 кв.м.
Бударина Н.С. является собственником земельных участков:
- с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, общей площадью 287 кв.м., по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, общей площадью 296 кв.м., по адресу: <адрес>;
- с кадастровым номером №, категория земель: земли населенных пунктов, для личного подсобного хозяйства, общей площадью 487 кв.м., по адресу: <адрес>
Рядом с указанным жилым домом находится земельный участок, который находится в муниципальной собственности. Данный земельный участок необходим истцам для эксплуатации жилого дома.
29.07.2019 г. административные истцы обратились к административному ответчику с заявлением о перераспределении земельного участка и присоединении к принадлежащему им земельному участку (площадью 193 кв.м) расположенного рядом земельного участка площадью 134 кв.м. В результате перераспределения общая площадь принадлежащего им на праве собственности земельного участка должна была составить 327 кв.м.
К направленному в адрес административного ответчика заявлению административными истцами была приложена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Распоряжением № 773 от 04.09.2019 г. Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Ярославского муниципального района им было отказано в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером № и земель, государственная собственность на которые не разграничена из земель населенных пунктов, площадью 327 кв.м., частично расположенного <адрес>, поскольку образование земельного участка перекрывает доступ к земельному участку с кадастровым номером №, кроме того, по мнению ответчика, испрашиваемый земельный участок является территорией общего пользования.
Согласно пункту 3 статьи 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности установлены статьей 39.28 ЗК РФ.
Статьей 39.29 ЗК РФ предусмотрен порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности.
В течение десяти дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 2 настоящей статьи, подано в иной орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи. При этом должны быть указаны все причины возврата заявления о перераспределении земельных участков (пункт 7 статьи 39.29 ЗК РФ).
В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о перераспределении земельных участков уполномоченный орган по результатам его рассмотрения совершает одно из следующих действий: 1) принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю; 2) направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; 3) принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 настоящей статьи (пункт 7 статьи 39.29 ЗК РФ).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, перечисленных, в том числе, в пункте 12 статьи 39.29 ЗК РФ, если приложенная к заявлению о перераспределении земельных участков схема расположения земельного участка разработана с нарушением требований к образуемым земельным участкам или не соответствует утвержденным проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
Как следует из материалов дела и установлено судом, земельный участок с кадастровым номером № на праве собственности принадлежит административному истцу Крыжановской О.А.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.
Согласно ст. 304 ГК РФ право требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения, принадлежит собственнику.
Таким образом, ответственность по формированию и порядку использования земельного участка, в том числе по организации доступа к дому, хоз. постройкам на конкретном земельном участке лежит на собственнике, следовательно, отказ в заключении соглашения о перераспределении земель по этому основанию является незаконным.
Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 06.04.2018 г. по гражданскому делу № 2-16/18 по иску КУМИ Администрации ЯМР к Будариной Н.С. Беловой О.А., Попову С.Л. о демонтаже ограждения, установлено следующее:
«Решением Ярославского районного суда Ярославской области от 19.03.2010 г. было признано недействительным включение в договор купли-продажи, заключенный между Поповым В.М. и Беловой О.А., служебной постройки Г6 - колодца, согласно техническому паспорту на жилой дом № № в д<адрес>. Было установлено, что земельный участок под колодцем находится на землях общего пользования.
Определением Ярославского районного суда Ярославской области от 13.01.2011 г. решение Ярославского районного суда Ярославской области было разъяснено в части исключения служебных построек, в т.ч. Г6 из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Указанные судебные акты вступили в законную силу.
Согласно постановлению администрации Ивняковского сельского поселения ЯМР Ярославской области от 14.06.2016 года № 369, в состав казны муниципального имущества Ивняковского сельского поселения включен объект водоснабжения (колодец) в <адрес> площадью застройки 2,3 кв.м.
Таким образом, определив границы своих земельных участков, Поповы оформили права на те земельные участки, которые полагали должны находиться в их собственности. Остальная часть земельного участка осталась в общем пользовании. Данное обстоятельство им было известно при проведении межевания их земельных участков, поскольку смежная граница со спорным участком земли, на котором в настоящее время установлены ограждения, в межевых планах указана как граница с землями общего пользования».
Из пояснений стороны административного истца, показаний допрошенных в судебном заседании свидетелей ФИО1 ФИО2 следует, что ранее на спорном земельном участке находился общественный колодец, в 2019 году колодец был демонтирован, новый колодец построен в другом месте, в связи с чем, спорный участок перестал относиться к землям общего пользования.
Представитель сельского поселения Капарулина А.Г. в суде также пояснила, что в связи с демонтажем колодца спорный земельный участок перестал относиться к землям общего пользования, этим участком пользуются только жители дома № № в <адрес>.
На собрании жителей <адрес> 31.08.2017 г. было принято решение о прекращении существования муниципального имущества - шахтного колодца нецентрализованной системы водоснабжения, расположенного у дома № № в <адрес>
Постановлением Главы Ивняковского сельского поселения от 29.04.2019 г. № 112 «О ликвидации муниципального имущества шахтного колодца нецентрализованного системы водоснабжения у дома № № в <адрес>» постановлено исключить из состава муниципального имущества (казны) шахтный колодец нецентрализованного водоснабжения, расположенный по адресу: <адрес>
По состоянию на 05.07.2019 г. муниципальное имущество – шахтный колодец у дома № в <адрес> демонтирован (сняты железобетонные кольца, из ямы удален мусор, произведена отсыпка грунтом, произведено уплотнение грунта), на земельном участке произведены работы по благоустройству территории, о чем составлен Акт осмотра территории.
Оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что испрашиваемый участок не является землями общего пользования, поскольку не используется для прохода неограниченного количества лиц, используется в настоящее время только административными истцами для эксплуатации принадлежащего им жилого дома.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении административного иска в части признания незаконным распоряжения КУМИ Администрации Ярославского муниципального района № 773 от 04.09.2019 г. об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В то же время, суд находит требование административных истцов о возложения на ответчика обязанности заключить с ними соглашение о перераспределении земельных участков не подлежащим удовлетворению.
В рассматриваемом случае правовых оснований возлагать на административного ответчика обязанность заключить с административными истцами соглашение о перераспределении земельных участков у суда не имеется, поскольку суд не вправе подменять функции уполномоченного органа местного самоуправления, в ведении которого находится принятие указанных решений.
С учетом конкретных обстоятельств дела с целью устранения допущенных прав истцов суд вправе обязать ответчика в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Будариной Н.С. и Крыжановской О.А. о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 174-178 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Требования Будариной Натальи Сергеевны и Крыжановской Ольги Александровны удовлетворить частично.
Признать незаконным Распоряжение Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации Ярославского муниципального района Ярославской области от 04.09.2019 г. № 773 «Об отказе Н.С. Будариной и О.А. Крыжановской в заключении соглашения о перераспределении земельного участка».
Обязать Администрацию Ярославского муниципального района Ярославской области в установленный законом срок повторно рассмотреть заявление Будариной Натальи Сергеевны и Крыжановской Ольги Александровны о перераспределении земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, расположенных по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ярославский областной суд в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения.
Судья А.Ш. Сайфулина