№ 16-2978/2021
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
город Владивосток 13 октября 2021 года
Судья Девятого кассационного суда общей юрисдикции Римский Я.А., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества «Амурское пароходство» Якидовича Владислава Михайловича на вступившие в законную силу постановление мирового судьи судебного участка № 28 судебного района «Центральный район города Хабаровска» от 5 марта 2021 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 21 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества «Амурское пароходство»,
у с т а н о в и л:
постановлением мирового судьи судебного участка № 28 судебного района «Центральный район города Хабаровска» от 5 марта 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 21 апреля 2021 года, юридическое лицо - акционерное общество «Амурское пароходство» (далее - АО «АП») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО «АП» Якидович В.М. ставит вопрос об отмене вступивших в законную силу судебных актов и прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О Гражданской обороне» (далее - Федеральный закон от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ), организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в числе прочего планируют и организуют проведение мероприятий по гражданской обороне; проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время.
Федеральные органы исполнительной власти в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации принимают нормативные акты в области гражданской обороны, доводят их требования до сведения организаций, находящихся в их ведении, и контролируют их выполнение (статья 7 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ).
По правилам, установленным пунктами 3.2.1, 3.2.2, 3.5.1, 4.5.1, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых Приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583:
при эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - ЗС ГО) в режиме повседневной деятельности должны выполняться требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в ЗС ГО как в военное время, так и в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. При этом должна быть обеспечена сохранность: защитных свойств как сооружения в целом, так и отдельных его элементов: входов, аварийных выходов, защитно-герметических и герметических дверей и ставней, противовзрывных устройств; герметизации и гидроизоляции всего сооружения; инженерно-технического оборудования и возможность перевода его в любое время на эксплуатацию в режиме чрезвычайной ситуации (пункт 3.2.1);
при эксплуатации ЗС ГО в мирное время запрещается: перепланировка помещений; устройство отверстий или проёмов в ограждающих конструкциях; нарушение герметизации и гидроизоляции; демонтаж оборудования; применение сгораемых синтетических материалов при отделке помещений (пункт 3.2.2);
при эксплуатации ЗС ГО в части соблюдения противопожарных требований надлежит руководствоваться Правилами противопожарного режима в Российской Федерации, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2012 года № 390 «О противопожарном режиме», в зависимости от назначения помещений ЗС ГО в мирное время (пункт 3.5.1);
оценка технического состояния системы водоснабжения и канализации осуществляется путём оценки работоспособности вентилей, задвижек, кранов, насосов, трубопроводов и магистралей (пункт 4.5.1);
обозначению подлежат все ЗС ГО. Обозначение осуществляется путём нанесения установленного знака с определёнными данным пунктом Правил параметрами на видном месте при всех входах в ЗС ГО (пункт 6.2.1);
на всех защитных и защитно-герметических воротах, дверях и ставнях убежищ указывается порядковый номер, который наносится белой краской с наружной и внутренней стороны: «Дверь № 1», «Ставень № 2» и так далее. Маркировке подлежит и все внутреннее оборудование защитного сооружения (пункт 6.2.2);
маршруты движения к защитным сооружениям выбираются из условия минимально возможного времени подхода к ним от места работы или места жительства укрываемых. Маршруты обозначаются указателями в местах, где обеспечивается хорошая видимость в дневное и ночное время (в ночное время указатели подсвечиваются с учётом требований по светомаскировке). Указатели устанавливаются при каждом изменении направления маршрута движения (пункт 6.2.3).
В силу пунктов 15, 23, 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479:
руководитель организации обеспечивает проведение работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый предел огнестойкости и дымогазонепроницаемостъ, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пересечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, в том числе электрическими проводами, кабелями, трубопроводами (пункт 15);
при эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений (в части освещённости, количества, размеров и объёмно-планировочных решений эвакуационных путей и выходов, а также наличия на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) в соответствии с требованиями части 4 статьи 4 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (пункт 23);
запоры (замки) на дверях эвакуационных выходов должны обеспечивать возможность их свободного открывания изнутри без ключа. Для объектов защиты, для которых установлен особый режим содержания помещений (охраны, обеспечения безопасности), должно обеспечиваться автоматическое открывание запоров дверей эвакуационных выходов по сигналу систем противопожарной защиты здания или дистанционно сотрудником (работником), осуществляющим круглосуточную охрану (пункт 26).
Как следует из материалов дела, поводом для проведения проверки соблюдения АО «АП» исполнения требований действующего федерального законодательства при содержании сооружений гражданской обороны послужило решения коллегии прокуратуры Хабаровского края от 30 июня 2020 года.
11 декабря 2020 года помощником прокурора Центрального района города Хабаровска Шамаиловой З.А. на основании решения заместителя прокурора Центрального района города Хабаровска Балуевой А.А. от 4 декабря 2020 года № 355 проведена выездная проверка соблюдения АО «АП» исполнения требований действующего законодательства при содержании сооружений гражданской обороны.
По результатам проверки 11 декабря 2020 года составлен акт, согласно которому установлено, нарушение АО «АП» требований части 1 статьи 9 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ, пунктов 3.2.1, 3.2.2, 3.5.1, 4.5.1, 6.2.1, 6.2.2, 6.2.3 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утверждённых приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года № 583, пунктов 15, 23, 26 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479, пункта 7.74 СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», пункт 7.105 СП. 13330.2011 Свод правил «Естественное и искусственное освещение», что выразилось в не организации проведения работ по заделке негорючими материалами, обеспечивающими требуемый передел огнестойкости и дымогазононепроницаемость, образовавшихся отверстий и зазоров в местах пресечения противопожарных преград различными инженерными и технологическими коммуникациями, не обеспечении огнетушителями защитного сооружения, не обеспечении освещения на путях эвакуации, которое должно находиться в круглосуточном режиме работы или включаться автоматически при прекращении электропитания рабочего освещения, не обеспечении оснащения дверей выходов, ведущих к эвакуационному выходу, устройствами, позволяющими открыть их без ключа, не обеспечении герметизации устройства закрывания входной двери и люка, не проведении оценки технического состояния водоснабжения, не обеспечении возможности открытия вентиля ёмкости запаса воды, не обеспечении нанесении в защитном сооружении маркировки, указателей и обозначений.
Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения 5 февраля 2021 года в отношении АО «АП» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения АО «АП» указанного правонарушения полностью подтверждается собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В виду того, что АО «АП» не приняты все зависящие от него меры к недопущению нарушения требований действующего законодательства при содержании сооружений гражданской обороны, то есть не приняты меры к исполнению возложенной на Общество публично-правовой обязанности, в соответствии со статьёй 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, его бездействие правильно квалифицировано по части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Все доводы жалобы, являлись предметом проверки и оценки при рассмотрении дела об административном правонарушении и жалобы на постановление по делу и были обоснованно отклонены по мотивам, приведённым в соответствующих судебных актах. Не согласиться с выводами судебных инстанций, изложенными в обжалуемых судебных актах, оснований не имеется.
Несогласие заявителя с оценкой установленных в ходе производства по делу обстоятельств правовым основанием к отмене принятых по делу актов не является.
Каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые в соответствии со статьёй 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли быть истолкованы в пользу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, не усматривается.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении судебными инстанциями нарушений требований, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, не допущено.
Административное наказание АО «АП» назначено в пределах санкции части 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вынесено мировым судьёй с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы повлечь отмену обжалуемых судебных актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
постановление мирового судьи судебного участка № 28 судебного района «Центральный район города Хабаровска» от 5 марта 2021 года и решение судьи Центрального районного суда города Хабаровска от 21 апреля 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица - акционерного общества «Амурское пароходство», оставить без изменения, жалобу защитника акционерного общества «Амурское пароходство» Якидовича Владислава Михайловича – без удовлетворения.
Судья
Девятого кассационного суда
общей юрисдикции Я.А. Римский