Дело №2-772/2022
76RS0008-01-2022-000987-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Переславль-Залесский 30 августа 2022г.
Переславский районный суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ивановой Ю.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой О.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Переславского межрайонного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Переславский межрайонный прокурор Ярославской области, действуя в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Департаменту дорожного хозяйства Ярославской области, ГКУ ЯО «Ярославская областная дорожная служба». С учетом уточнения требования, сделанного в ходе судебного заседания, просит обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области (ИНН 7604341976) в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда в ввести в соответствии с нормами ГОСТ Р 52289-2019 светофорное регулирование на участке автомобильной дороги регионального значения на транспортном пересечении М-8 Холмогоры (от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска) км 134+100 – км. 145+100, улиц Урицкого и Менделеева в г. Переславле-Залесском.
В обоснование требования указано, что в результате проведенной проверки исполнения законодательства о безопасности дорожного движения выявлен факт ненадлежащего содержания участка автомобильной дороги регионального значения на транспортном пересечении М-8 «Холмогоры» (от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска) км 134+100 - км 145+100, ул. Урицкого с ул. Менделеева в г. Переславль-Залесский. Данный участок дороги проходит вдоль территории детского учреждения - МОУ «Средняя школа № 6», расположенного по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Менделеева, д. 10, светофором не оборудован.
По информации ОГИБДЦ ОМВД России по городскому округу город Переславль-Залесский от 11.02.2022 № 3/8-70, проведен замер интенсивности движения транспортных средств и пешеходов в районе указанного перекрестка, в результате которого интенсивность движения составила (за 15 минут): по главной дороге в двух направлениях - 232 автомашины, по второстепенной дороге, в одном, наиболее нагруженном направлении - 43 автомашины, по пешеходному переходу - 3 человека, что составляет общую интенсивность по главной дороге в двух направлениях за 1 час 928 автомашин, за 8 часов 7424 автомашины. По второстепенной дороге в одном, наиболее нагруженном, направлении за 1 час 172 автомашины, за 8 часов 1376 автомашин. По пешеходному переходу за 1 час 12 пешеходов, за 8 часов 96 пешеходов.
Указанные обстоятельства и условия (близость детского учреждения, интенсивность движения), в силу ГОСТ Р 52289-2019 являются основанием для организации светофорного регулирования на пересечении улиц Урицкого и Менделеева, расположенном на участке автомобильной дороги регионального значения М-8 Холмогоры (от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска) км 134+100 – км. 145+100, находящейся в собственности Ярославской области. Обязанность по содержанию данной автодороги лежит на Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.
Согласно информации Департамента дорожного хозяйства Ярославской области от 01.04.2022 № их.49-1580/22, мероприятия по установке данного светофора в программные мероприятия по повышению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах областной собственности на 2022 год не включены по причине отсутствия достаточного финансирования и разработанной проектно-сметной документации. Рассмотрит вопрос о включении данного объекта в государственную программу Ярославской области «Развитие дорожного хозяйства в Ярославской области на 2021-2024 годы» при формировании перечней мероприятий в 2023 году.
В соответствии с Перечнем документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 243 8-р, применение ГОСТ Р 52289-2019 является обязательным. Нарушение норм законодательства о безопасности дорожного движения может способствовать возникновению аварийных ситуаций, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц, в том числе детей, осуществляющих передвижение по дороге и следующих в образовательное учреждение, чем, среди прочего, нарушается право несовершеннолетних на безопасные условия обучения.
Обращение прокурора в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц вызвано существованием опасности (угрозы) причинения вреда в будущем неопределенному кругу лиц случае возникновения дорожно-транспортных происшествий.
В судебных заседаниях помощники прокурора Киселев В.В., Сметанина Ю.С. указанные исковые требования поддерживали по доводам, изложенным в иске.
Представитель ответчика Департамента дорожного хозяйства Ярославской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, направил ходатайство о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 101), письменные возражения, которые приобщены к материалам дела (л.д. 49). Указал, что ввести светофорное регулирование на заявленном участке дороги не представляется возможным, поскольку из иска не ясно, какой тип светофора в соответствии с ГОСТ Р 52289-2004 необходимо установить. В случае удовлетворения иска, просит учесть, что введение светофорного регулирования займет срок около 3-х лет. Дополнительно указал, что Департамент не является собственником автодороги, не осуществляет работы по содержанию автомобильных дорог, а лишь выполняет функции главного администратора доходов областного бюджета и главного распорядителя средств областного бюджета, предусмотренных на реализацию полномочий в сфере дорожной деятельности. Функции государственного заказчика на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта и содержания автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения и искусственных сооружений на них, а так же технические функции выполняет Государственное казенное учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба». Данная служба осуществляет обследование автомобильных дорог регионального значения, формирует и выполняет мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах. Содержание региональных автомобильных дорог осуществляется подрядными организациями на основании государственных контрактов, заключенных с ГКУ ЯО «Ярдорслужба». 27.05.2020г. заключен государственный контракт между ГКУ ЯО «Ярдорслужба» и АО ЯРДОРМОСТ на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования государственной собственности Ярославской области и мостовых сооружений на них.
Представитель ответчика Государственного казенного учреждение Ярославской области «Ярославская областная дорожная служба» в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 104).
Судом к участию в деле в качестве третьего лица привлечена администрация городского округа города Переславля-Залесского (л.д. 56). Представитель администрации в судебном заседании не участвовал, в письменном отзыве решение по делу оставил на усмотрение суда, ходатайствовал о рассмотрении дела в своё отсутствие (л.д. 106).
Представитель третьего лица ОГИБДД ОМВД России по г.о. городу Переславль-Залесский в судебном заседании не участвовал, извещен надлежащим образом.
Заслушав сторону истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, основанием для обращения прокурора в суд с иском послужил выявленный им факт нарушения установленных законом требований к состоянию автомобильной дороги у нерегулируемого наземного пешеходного перехода, расположенного в непосредственной близости к образовательному учреждению, по адресу: Ярославская область, г. Переславль-Залесский, ул. Менделеева, д. 10. Данный наземный пешеходный переход располагается на пересечении улиц Урицкого и Менделеева, расположенном на участке автомобильной дороги регионального значения М-8 Холмогоры (от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска) км 134+100 – км. 145+100, находящейся в собственности Ярославской области.
Согласно статье 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее - Закон № 196-ФЗ) основными принципами организации безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Закона № 196-ФЗ к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности.
В силу пунктов 1,6 статьи 12 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о несении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог осуществления дорожной деятельности относятся осуществление регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, под которой понимается деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Как следует из статьи 12 Закона № 196-ФЗ, ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Статьей 17 Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Согласно требованиям статьи 21 Закона № 196-ФЗ мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог осуществляются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автодорог.
В силу пункта 1.1 Положения о Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области, утвержденного постановлением Правительства Ярославской области от 28.03.2018 № 195-п (далее - Положение), Департамент дорожного хозяйства Ярославской области является органом исполнительной власти Ярославской области, осуществляющим функции по разработке и реализации единой государственной и инвестиционной политики в сфере дорожного хозяйства на территории Ярославской области (далее - департамент).
В соответствии с пунктами 2.2 - 2.4 Положения в полномочия Департамента входит осуществление дорожной деятельности в отношении региональных автомобильных дорог, регионального государственного надзора за обеспечением сохранности региональных автомобильных дорог, мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на региональных автомобильных дорогах при осуществлении дорожной деятельности.
Статьей 1 Закона № 196-ФЗ определено, что его задачами являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
На основании статьи 5 Закона № 196-ФЗ обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: технических регламентов, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов.
Таким образом, обязанность по содержанию данной автодороги лежит на Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области.
Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 01.04.2020 утвержден Государственный стандарт «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств (далее - ГОСТ Р 52289-2019), разделом 7 которых предусмотрены Правила применения дорожных светофоров.
Пунктом 7.2.1 ГОСТ Р 52289-2019 предусмотрено, что светофорное регулирование транспортных средств и пешеходов вводят при выполнении одного из нижеперечисленных условий.
Условие 1. Интенсивность движения транспортных средств пересекающихся направлений в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели не менее значений, указанных в таблице 11.
Условие 2. Интенсивность движения транспортных средств по дороге составляет не менее 600 ед./ч (для дорог с разделительной полосой -1000 ед./ч) в обоих направлениях в течение каждого из любых 8 ч рабочего дня недели. Интенсивность движения пешеходов, пересекающих проезжую часть этой дороги в одном, наиболее загруженном, направлении в то же время составляет не менее 150 пеш./ч.
В населенных пунктах с числом жителей менее 10 000 человек значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 составляют 70% от указанных.
Условие 3. Значения интенсивности движения транспортных средств и пешеходов по условиям 1 и 2 одновременно составляют 80% или более от указанных.
Условие 4. На перекрестке или пешеходном переходе совершено не менее трех дорожно-транспортных происшествий за последние 12 месяцев, которые могли быть предотвращены при наличии светофорной сигнализации. При этом условия 1 или 2 должны выполняться на 80% или более.
Согласно справке ОМВД России по городскому округу город Переславль-Залесский от 11.02.2022 № 3/8-70, проведен замер интенсивности движения транспортных средств и пешеходов в районе указанного перекрестка, в результате которого интенсивность движения составила (за 15 минут): по главной дороге в двух направлениях - 232 автомашины, по второстепенной дороге, в одном, наиболее нагруженном направлении - 43 автомашины, по пешеходному переходу - 3 человека, что составляет общую интенсивность по главной дороге в двух направлениях за 1 час 928 автомашин, за 8 часов 7424 автомашины. По второстепенной дороге в одном, наиболее нагруженном, направлении за 1 час 172 автомашины, за 8 часов 1376 автомашин. По пешеходному переходу за 1 час 12 пешеходов, за 8 часов 96 пешеходов (л.д. 19-20).
Таким образом, при сопоставлении данных таблицы 11, ссылка на которую сделана в п. 7.2.1. ГОСТ Р 52289-2019 и сведении ОМВД, видно, что имеют место условия 1. 2 и 3, предусмотренные пунктом 7.2.1 данного ГОСТа. Тем самым, основания для введения светофорного регулирования имеются. С учетом изложенного надлежит сделать вывод, что Департамент дорожного хозяйства Ярославской области, в силу требований статьи 12 Закона № 196-ФЗ, должен обеспечить соответствие дороги при ее содержании вышеуказанным требованиям законодательства и ввести в светофорное регулирование на участке автомобильной дороги регионального значения на транспортном пересечении М-8 Холмогоры (от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска) км 134+100 – км. 145+100, улиц Урицкого и Менделеева в г. Переславле-Залесском.
Судом в Департаменте дорожного хозяйства Ярославской области запрашивалась информация относительно типа светофора, подлежащего установлению на рассматриваемом перекрестке (л.д. 115).
От проведения осмотра участка автомобильной дороги ответчик уклонился, в ответе на запрос указал, что тип и количество светофоров, необходимых для организации дорожного движения в спорном месте возможно определить на стадии проектно-сметной документации, на основании технического задания заказчика. В настоящее время указанной информацией Департамент не располагает.
Учитывая изложенное, суд полагает возможным обязать Департамент дорожного хозяйства Ярославской области ввести светофорное регулирование в соответствии с нормами ГОСТ Р 52289-2019.
Приходя к такому выводу, суд так же учитывает многочисленные обращения граждан, проживающих в домах на прилегающей территории и вынужденных ежедневно переходить дорогу в спорном месте, с просьбой ввести светофорное регулирование на перекрестке.
Процессуальный истец просит установить срок исполнения решения суда ответчиком – в течение одного года с даты вступления в законную силу решения суда.
Возражая против данного срока, представитель ответчика в письменном отзыве ссылается на 3 года, которые необходимы для введения светофорного регулирования.
По мнению суда, заявленный процессуальным истцом срок является разумным, учитывает характер и объем работ, необходимых для устранения выявленных недостатков. Время, необходимое для выполнения работ, соответствует условиям статьи 206 ГПК РФ. Возможность организовать проведение работ в течение заявленного периода у ответчиков имеется. Из письменных ответов на обращения гражданам 2023 год назывался в качестве срока выполнения работ, что соответствует сроку вступления в законную силу данного решения суда.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░ 7604341976) ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ 52289-2019 ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░-8 ░░░░░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░) ░░ 134+100 – ░░. 145+100, ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 06.09.2022░.