Решение по делу № 2-30/2023 (2-361/2022;) от 16.12.2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело <адрес>

Серафимовичский районный суд <адрес>

в составе председательствующего судьи Голованова С.В.,

с участием помощника прокурора Мажарова А.А.,

представителя ответчика Денисова И.В.,

при секретаре Антроповой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 13 февраля 2023 года гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределённого круга лиц к Администрации городского поселения <адрес> «О возложении обязанности ликвидировать несанкционированную место складирования твердых бытовых отходов»»,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с вышеуказанными требованиями, мотивируя их тем, проведенной прокуратурой района в июне 2022 года проверкой установлено, что на территории открытой местности в границах кадастрового квартала 34:27:160104, расположенного в южной части городского поселения <адрес>, примерно в точке с координатами: широта 49.573472; долгота 42.749982, на расстоянии 80 м от домовладения по <адрес>, имеется место стихийного складирования неизвестными лицами на площади примерно 39 м2 твердых бытовых отходов: беспорядочно размещаются отходы производства и потребления (полиэтиленовые пакеты, пленки, пластиковые бутылки, элементы тары и бумажные упаковки и т.п.).

По вышеуказанным фактам в адрес администрации городского поселения <адрес> дата внесено представление, которое администрацией рассмотрено дата, приняты меры к устранению выявленных нарушений.

Однако до настоящего времени выявленное несанкционированное место складирования отходов не ликвидировано.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками органа местного самоуправления возложенных обязанностей по охране окружающей среды, что нарушает Конституционные (социальные) права жителей городского поселения.

Согласно статье 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов граждан и неопределенного круга лиц.

Просит суд:

Обязать администрацию городского поселения <адрес> ликвидировать место стихийного складирования твердых бытовых отходов на территории открытой местности в границах кадастрового квартала 34:27:160104, расположенного в южной части городского поселения <адрес>, примерно в точке с координатами: широта 49.573472; долгота 42.749982, на расстоянии 80 м от домовладения по <адрес> «а», <адрес>, в течении 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании старший помощник прокурора <адрес> Мажаров А.А. исковые требования поддержал.

Представитель ответчика по доверенности Денисов И.В. не возражает против удовлетворения исковых требования, просит предоставить 3 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, для ликвидации места стихийного складирования твердых бытовых отходов с учетом климатических условий и зимнего сезона.

Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц, если нарушаются законные интересы и права граждан.

В соответствии с Федеральным законом от дата №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций, юридических и физических лиц должна направляться на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка в деятельности администрации городского поселения <адрес> законодательства об охране окружающей среды, в ходе которой выявлены нарушения.

В соответствии с п.п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к компетенции органа местного самоуправления городского поселения относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.

Положениями Федерального закона от дата № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от дата № 7-ФЗ) регламентированы отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, включая вопросы ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды.

Статьей 3 Федерального закона от дата № 7-ФЗ регламентирована ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на закрепленной территории.

Таким образом, органы местного самоуправления являются органами, осуществляющими, в том числе, организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях соответствующих муниципальных образований.

Организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского поселения, сбору, вывозу, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, независимо от формы собственности на землю, относится к компетенции органа местного самоуправления.

Аналогичная позиция предусмотрена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от дата -П.

Так, согласно названному постановлению, закрепление в пункте 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от дата № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в качестве вопроса местного значения участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортировке, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных образований предполагает необходимость реализации органами местного самоуправления ряда задач публично-властного характера по налаживанию устойчивой и согласованно функционирующей системы мер для предотвращения загрязнения территории муниципального района, а также позволяющих производить их утилизацию и переработку.

Согласно положениям ст. 21 Федерального закона от дата № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ), в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.

Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Положениями п. 17 «СанПиН дата-21. Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденного Главным государственным санитарным врачом РФ дата установлено, что вывоз и сброс отходов в места, не предназначенные для обращения с отходами, запрещен.

В соответствии с п. 18 «Правил обращения с твердыми коммунальными отходами», утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016     «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от дата », собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от дата -ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (абзацы четвертый и восьмой статьи 42).

В целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления (подпункт 2 пункта 2 статьи 13 этого же кодекса).

Статьей 1 Федерального закона от дата № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.

Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного закона).

Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, которых эти отходы находятся.

Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.

Исходя из предписаний пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона от дата № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

- органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных поименованным пунктом (абзац третий).

Однако в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что должностными лицами администрации городского поселения <адрес> возложенные обязанности по содержанию территории муниципального образования исполняется ненадлежащим образом.

Из материалов дела следует, что проведенной прокуратурой района в июне 2022 года проверкой установлено, что на территории открытой местности в границах кадастрового квартала 34:27:160104, расположенного в южной части городского поселения <адрес>, примерно в точке с координатами: широта 49.573472; долгота 42.749982, на расстоянии 80 м от домовладения по <адрес>, имеется место стихийного складирования неизвестными лицами на площади примерно 39 м2 твердых бытовых отходов: беспорядочно размещаются отходы производства и потребления (полиэтиленовые пакеты, пленки, пластиковые бутылки, элементы тары и бумажные упаковки и т.п.).

По вышеуказанным фактам в адрес администрации городского поселения <адрес> дата, прокуратурой внесено представление, которое администрацией рассмотрено дата, приняты меры к устранению выявленных нарушений.

Вместе с тем, до настоящего времени выявленное несанкционированное место складирования отходов не ликвидировано.

Выявленные нарушения свидетельствуют о ненадлежащем исполнении сотрудниками органа местного самоуправления возложенных обязанностей по охране окружающей среды, что нарушает Конституционные (социальные) права жителей городского поселения.

Неисполнение требований законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ведет к нарушению требований санитарных и экологических норм, увеличению количества несанкционированных свалок, а также негативно влияет на состояние окружающей среды в местах размещения отходов создает препятствия к их рациональной утилизации, что нарушает права неопределенного круга лиц.

Права неопределенного круга лиц, в том числе населения, проживающего в городском поселении <адрес>, а также лиц, временно находящихся на указанной территории (в связи с чем невозможно определенно установить данный круг лиц, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться), то есть субъектов, персонифицировать которых невозможно, нарушены по причине негативного влияния отходов, которые не собираются и не вывозятся надлежащим образом.

Учитывая вышеизложенное, а так же климатические условия суд считает возможным:

Обязать администрацию городского поселения <адрес> ликвидировать место стихийного складирования твердых бытовых отходов на территории открытой местности в границах кадастрового квартала 34:27:160104, расположенного в южной части городского поселения <адрес>, примерно в точке с координатами: широта 49.573472; долгота 42.749982, на расстоянии 80 м от домовладения по <адрес> «а», <адрес>, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать администрацию городского поселения <адрес> ликвидировать место стихийного складирования твердых бытовых отходов на территории открытой местности в границах кадастрового квартала 34:27:160104, расположенного в южной части городского поселения <адрес>, примерно в точке с координатами: широта 49.573472; долгота 42.749982, на расстоянии 80 м от домовладения по <адрес> «а», <адрес>, в течении 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме путём подачи апелляционной жалобы через Серафимовичский районный суд.

Решение в окончательной форме изготовлено дата.

Судья            подпись            Голованов С.В.

2-30/2023 (2-361/2022;)

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Серафимовичского района
Ответчики
Администрация городского поселения г. Серафимович
Суд
Серафимовичский районный суд Волгоградской области
Судья
Голованов С.В.
Дело на странице суда
seraf.vol.sudrf.ru
16.12.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
16.12.2022Передача материалов судье
19.12.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.12.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.01.2023Судебное заседание
13.02.2023Судебное заседание
16.02.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее