Дело №2-1219/2021
УИД 92RS0002-01-2021-000799-32
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 апреля 2021 года Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Гавуры О.В.,
при секретаре Нежмединовой Д.С.,
при участии:
истца ФИО1,
представителя истца ФИО5,
ответчика ФИО2,
представителя ответчика ФИО6,
прокурора ФИО7,
представителя третьего лица ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда города Севастополя гражданское дело по иску ФИО1 к ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3, третьи лица: Департамент капительного строительства города Севастополя, Департамент образования и науки города Севастополя, об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, выселении, о вселении,
у с т а н о в и л :
ФИО1 обратился в суд с иском к ФИО2, согласно которому просит устранить препятствие в пользовании жилым помещением (квартирой), расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>, помещения с № (квартира), вселив его в указанную квартиру, выселить ФИО2 и ФИО3 из жилого помещения (квартиры) без предоставления другого жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что на основании договора найма служебного помещения от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ним и ГУ МЧС Украины в г. Севастополе, он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между истцом и Департаментом капительного строительства города Севастополя заключен договор социального найма. В договоре социального найма адрес жилого помещения значится как г. Севастополь, <адрес>, № (квартира). Согласно условиям указанного договора, истец один вселен в жилое помещение, зарегистрирован в квартире также один. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец состоял в браке с ФИО2, от брака имеет дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. С февраля 2020 года совместное ведение хозяйства с ФИО2 прекращено. ДД.ММ.ГГГГ брак расторгнут.
Кроме того, истец указывает, что в июне 2020 года ФИО2 самовольно ставила замок в межкомнатную дверь, захватив две комнаты, в сентябре 2020 года сменила замки на входной двери квартиры, в связи с чем, лишила истца возможности пользоваться жилым помещением. ДД.ММ.ГГГГ истец направил в адрес ответчика требование об освобождении жилого помещения, которое оставлено без ответа, в связи с чем, ФИО3 вынужден обратиться в суд с настоящими исковыми требованиями.
Истец и его представитель в судебном заседании исковые требования поддержали в полном объеме, настаивали на их удовлетворении по тем основаниям, что право проживания ответчиков в указанной квартире не возникло и они проживают в ней незаконно.
Ответчик и его представитель в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражали по доводам представленного отзыва.
Представитель Департамент образования и науки города Севастополя в суде возражала относительно исковых требований, просила оставить их без удовлетворения.
Представитель Департамента капительного строительства города Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом,
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Заслушав пояснения истца и его представителя, ответчика и его представителя, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующему.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ФИО1 и ГУ МЧС Украины в г. Севастополе заключен договор найма служебного жилого помещения, расположенного по адресу: г. Севастополь, <адрес>, общей площадью 38,10 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 зарегистрировал брак с ФИО2 От брака стороны имеют дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ между Департаментом капитального строительства города Севастополя и ФИО1 заключен Договор социального найма жилого помещения № <данные изъяты>, согласно условиям которого, Наймодатель передает Нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование жилое помещение, находящееся в государственной собственности города Севастополя, состоящее из жилых помещений с № (квартира) в изолированной квартире, общей площадью 71,6 кв.м, по адресу: г. Севастополь, <адрес>, жилые помещения с № (квартира), для проживания в нем.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Материалами дела подтверждается, что ФИО2 несет обязанности нанимателя перед коммунальными службами по оплате их услуг.
ДД.ММ.ГГГГ решением Гагаринского районного суда г. Севастополя брак между ФИО1 и ФИО2 расторгнут, место жительства несовершеннолетнего ребенка ФИО3 определено с матерью ФИО2, единственным жильем которой является квартира с № по <адрес> г. Севастополе.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании пояснила, что между сторонами сложится порядок пользования квартирой, истец ФИО1 пользовался одной комнатой, в которую имеется вход с общего коридора, а она с дочерью пользуется остальной частью квартиры
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с письменным предупреждением о выселении из жилого помещения. Ответа на предупреждение от ответчика не последовало.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
С учетом положений международно-правовых актов в статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Конституционное право граждан на жилище относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
По смыслу ст.ст. 49, 60 ЖК РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда, наймодателем является собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо.
Положениями ст. 70 ЖК РФ установлено, что наниматель с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, вправе вселить в занимаемое им жилое помещение по договору социального найма своего супруга, своих детей и родителей или с согласия в письменной форме членов своей семьи, в том числе временно отсутствующих членов своей семьи, и наймодателя - других граждан в качестве проживающих совместно с ним членов своей семьи.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 26 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», по смыслу находящихся в нормативном единстве положений ст. 69 ЖК РФ и ч. 1 ст. 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного ч. 1 ст. 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Учитывая, что ответчик ФИО2 не отрицает отсутствия у истца доступа в квартиру, суд приходит к выводу, что по данному делу доказано наличие препятствий, выражающееся в невозможности пользования жилым помещением со стороны истца ФИО1
Принимая во внимание, что истец ФИО1 является нанимателем жилого помещения по адресу: г. Севастополь, <адрес>, жилые помещения с № (квартира), он имеет право беспрепятственно пользоваться жилым помещением, в связи с чем, требования истца об устранении препятствий в пользовании жилым помещением путем вселения последнего в жилое помещение, подлежат удовлетворению.
Относительно выселения ответчика и несовершеннолетнего ребенка из занимаемого жилого помещения следует указать следующее.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса РФ никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным Кодексом и другими федеральными законами.
Пунктом 5 части 3 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита жилищных прав осуществляется путем прекращения или изменения жилищного правоотношения.
Согласно ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
В соответствии с ч. 4 ст. 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает пользоваться жилым помещением, за ним сохраняются такие, же права, какие имеют наниматель и его члены семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из договора социального найма.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», членами семьи собственника/нанимателя жилого помещения являются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. При этом супругами считаются лица, брак которых зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Для признания названных лиц, вселенных в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, регулирование прав на жилое помещение должно осуществляться на основе баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников соответствующих правоотношений, в тех случаях, когда имущественные права на спорную вещь имеют другие, помимо собственника, лица, этим лицам также должна быть гарантирована государственная защита их прав; признание приоритета прав собственника жилого помещения либо проживающих в этом помещении иных лиц, как и обеспечение взаимного учета их интересов, зависит от установления и исследования фактических обстоятельств конкретного спора, то есть не исключается необходимость учета особенностей: конкретных жизненных ситуаций: при разрешении соответствующих гражданских дел (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П, от ДД.ММ.ГГГГ №-П и определение этого же суда от ДД.ММ.ГГГГ N 455-0).
Согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 7 п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от от ДД.ММ.ГГГГ N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» для признания других лиц членами семьи нанимателя требуется выяснить содержание волеизъявления нанимателя в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении, как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы).
В п. 26 Постановления Пленума указано на то, что, по смыслу находящихся в нормативном единстве положений статьи 69 ЖК РФ и части 1 статьи 70 ЖК РФ, лица, вселенные нанимателем жилого помещения по договору социального найма в качестве членов его семьи, приобретают равные с нанимателем права и обязанности при условии, что они вселены в жилое помещение с соблюдением предусмотренного частью 1 статьи 70 ЖК РФ порядка реализации нанимателем права на вселение в жилое помещение других лиц в качестве членов своей семьи.
Поскольку судом установлено и сторонами по делу не оспаривалось, что ответчик ФИО2, будучи вселена в спорное жилое помещение на законных основаниях в качестве члена семьи истца, проживает в квартире с 2011 года, неоднократно пыталась внести изменения в Договор социального найма жилого помещения № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ФИО1 и Департаментом капительного строительства города Севастополя, само по себе то обстоятельство, что решением Гагаринского районного суда г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ брак между ФИО1 и ФИО2 расторгнут, по смыслу вышеприведенных законоположений не лишает ее права на проживание в данной квартире.
<данные изъяты>
Статьей 10 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных этим кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими антами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства несовершеннолетних детей, не достигших четырнадцати лет признается место жительства их законных представителей – родителей, усыновителей или опекунов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 о выселении ФИО2 и ФИО3, поскольку, ответчик ФИО2 вселена на спорную жилую площадь в качестве члена семьи нанимателя, впоследствии перестала быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, следовательно, в силу ст. 69 ЖК РФ, за ней сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи, в том числе и право на проживание в спорной квартире.
В связи с изложенным, исковые требования ФИО1 в данной части не подлежат удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении иска о выселении ответчиков, суд исходит из того, что ответчик имеет равные с истцом и права на спорное жилое помещение, вытекающие из пользования жилым помещением на условиях договора социального найма. Отсутствие семейных отношений с истцом в рамках ведения общего хозяйства не прекращает право пользования жилым помещением ответчика.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд -
р е ш и л :
Исковое заявление ФИО1 к ФИО2, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО3 об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, выселении,о вселении – удовлетворить частично.
Устранить препятствие в пользовании жилым помещением, расположенным по адресу: г. Севастополь, <адрес>, помещения с № (квартира).
Вселить ФИО1 в жилое помещение, расположенное по адресу: г. Севастополь, <адрес>, помещения с № (квартира).
В остальной части иска – отказать.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Гагаринский районный суд города Севастополя.
Решение в окончательной форме составлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий (подпись) О.В. Гавура
Решение не вступило в законную силу.
Копия верна.
Судья О.В. Гавура