Дело № 2-145/2019 |
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Елизово, Камчатского края | 21 января 2019 года |
Елизовский районный суд Камчатского края в составе председательствующего судьи Соловьёва А.Н., при секретаре судебного заседания Карикоза И.Д., с участием помощника Камчатской межрайонной природоохранной прокуратуры ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Камчатского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределённого круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Никольская управляющая организация» о запрете эксплуатации свалки в Алеутском районе до внесения в государственный реестр размещения отходов в срок до 02.10.2019,
у с т а н о в и л:
Камчатский межрайонный природоохранный прокурор (далее по тексту истец) обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц к муниципальному унитарному предприятию «Никольская управляющая организация» (далее по тексту ответчик) с требованием запретить ответчику эксплуатацию свалки в Алеутском районе с кадастровым номером № до внесения в государственный реестр размещения отходов в срок до 02.10.2019.
В обоснование своих требований истец указал, что Камчатской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства Российской Федерации регулирующего сбор, обработку и утилизацию опасных и не опасных коммунальных и производственных отходов, а также эксплуатацию поселковой свалки в Алеутском районе, в ходе которой было установлено, что на территории Алеутского района находится объект размещения отходов: эксплуатирующей организацией является МУП «Никольская управляющая организация». Свалка твердых бытовых отходов МУП «Никольская управляющая организация» расположена в границах Алеутского района, <адрес>. Постановлением администрации Алеутского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Никольская управляющая организация» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 11250 кв.м., предназначенный для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, захоронение отходов потребления и промышленного производства, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения. В нарушение требований части 6 статьи 12 Закона об отходах свалка в Алеутском районе не внесена в государственный реестр размещения отходов. Ранее Управлением Росприроднадзора ответчику выдавались предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости осуществлять размещение отходов на свалке, внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов. Предписания не исполнены в установленный срок 02.10.2018, по настоящее время. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью защиты конституционных прав неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду (л.д.4-7).
В судебном заседании помощник Камчатского межрайонного природоохранного прокурора Красильникова Е.Н. поддержала заявленные требования и просила запретить МУП «Никольская управляющая организация» эксплуатацию свалки в Алеутском районе с кадастровым номером № до внесения в государственный реестр размещения отходов в срок до 02.10.2019.
Представитель ответчика МУП «Никольская управляющая организация» в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив исковое заявление, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный закон от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей природной среды и сохранения биологического разнообразия установлен статьей 3 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно статьи 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.
В силу статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается захоронение отходов в границах населенных пунктов, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон, а также водоохранных зон, на водосборных площадях подземных водных объектов, которые используются в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов - специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В силу ч.2 статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно части 6 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно части 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что МУП «Никольская управляющая организация» является юридическим лицом, зарегистрировано в инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петропавловску-Камчатскому, расположена по адресу: Камчатский край, Алеутский район, село Никольское, <адрес>, осуществят сбор и вывоз твёрдых бытовых отходов от населения и организаций с последующим захоронением на выделенном администрацией Алеутского муниципального района земельном участке (л.д.11-24).
На территории Алеутского района находится объект размещения отходов: эксплуатирующей организацией является МУП «Никольская управляющая организация». Свалка твердых бытовых отходов МУП «Никольская управляющая организация» расположена в границах Алеутского района, <адрес>.
Постановлением администрации Алеутского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ № МУП «Никольская управляющая организация» предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок с кадастровым номером №, общей площадью 11250 кв.м., предназначенный для эксплуатации свалки твердых бытовых отходов, захоронение отходов потребления и промышленного производства, категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (л.д.8, 9-10).
Согласно статьи 8 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу статьи 56 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных главой 7 данного Закона природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в нарушение требований части 6 статьи 12 Закона об отходах свалка в Алеутском районе не внесена в государственный реестр размещения отходов.
Управлением Росприроднадзора ответчику выдавались предписания № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости осуществлять размещение отходов на свалке, внесенной в государственный реестр объектов размещения отходов. Предписания не исполнены в установленный срок 02.10.2018, по настоящее время (л.д.25-26, 27-28,29-30).
Таким образом, до настоящего момента ответчиком в нарушение вышеуказанных требований законодательства свалка в Алеутском районе с кадастровым номером № не внесена в государственный реестр размещения отходов.
При таких обстоятельствах дела, исходя из приведенных в настоящем решении положений законодательства Российской Федерации в сфере охраны окружающей среды, суд находит исковое заявление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии с частью 2 статьи 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Причин не согласиться со сроком, указанным истцом, у суда не имеется.
В нарушения требований ст. 56 ГПК РФ ответчиком не представлено доказательств выполнения требований прокурора.
В силу ст.103 ГПК РФ подлежит взысканию с ответчика государственная пошлина в размере, установленном п.п.3 ч.1 ст.333.19 НК РФ в размере 6000 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд,
р е ш и л:
исковое заявление Камчатского межрайонного природоохранного прокурора, поданное в защиту интересов неопределённого круга лиц, к муниципальному унитарному предприятию «Никольская управляющая организация» о запрете МУП «Никольская управляющая организация» эксплуатации свалки в Алеутском районе с кадастровым номером № до внесения в государственный реестр размещения отходов в срок до 02.10.2019, - удовлетворить.
Запретить муниципальному унитарному предприятию «Никольская управляющая организация» эксплуатацию свалки в Алеутском районе с кадастровым номером № до внесения в государственный реестр размещения отходов в срок до 02.10.2019.
Взыскать с МУП «Никольская управляющая организация» государственную пошлину в доход местного бюджета в сумме 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме - 26 января 2019 года.
Судья | А.Н. Соловьёв |