Решение по делу № 16-953/2022 - (16-10358/2021) от 22.02.2022

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

№ 16-953/2022

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

21 марта 2022 года                                город Самара

Судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции Кувшинов В.Е., рассмотрев жалобу защитника муниципального унитарного предприятия «Водоканал» ФИО4 на вступившие в законную силу постановление заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 21 июля 2021 года, решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 сентября 2021 года, решение судьи Кировского областного суда от 20 октября 2021 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением заместителя руководителя Управления Роспотребнадзора по Кировской области от 21 июля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 сентября 2021 года, решением судьи Кировского областного суда от 20 октября 2021 года, муниципальное унитарное предприятие «Водоканал» (далее – МУП «Водоканал») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 25 000 рублей.

В жалобе, поданной в Шестой кассационный суд общей юрисдикции, защитник МУП «Водоканал» ФИО5 просит обжалуемые акты отменить, ссылаясь на их незаконность, производство по делу прекратить.

Изучив материалы истребованного дела об административном правонарушении, доводы жалобы и дополнений к жалобе, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективная сторона правонарушения состоит в противоправных действиях, выразившихся в предоставлении потребителям питьевой воды через централизованную систему питьевого водоснабжения ненадлежащего качества, то есть в невыполнении норм действующего законодательства в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу статьи 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Федеральный закон № 52-ФЗ) индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции; проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания; своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения; осуществлять гигиеническое обучение работников.

Согласно части 1 и 2 статьи 19 Федерального закона № 52-ФЗ питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 3 утверждены СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684-21).

В соответствии с пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам. Качественной признается питьевая вода, подаваемая абонентам с использованием систем водоснабжения, если при установленной частоте контроля в течение года не выявлены: превышения уровней гигиенических нормативов по микробиологическим (за исключением ОМЧ, ОКБ, ТКБ, Escherichia coli), паразитологическим, вирусологическим показателям, уровней вмешательства по радиологическим показателям; превышения уровней гигиенических нормативов ОМЧ, ОКБ, ТКБ и Escherichia coli в 95% и более проб, отбираемых в точках водоразбора, при количестве исследуемых проб не менее 100 за год; превышения уровней гигиенических нормативов органолептических, обобщенных показателей, неорганических и органических веществ более, чем на величину ошибки метода определения показателей.

В пункте 78 СанПиН 2.1.3684-21 определено, что хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, должен информировать (в течение 2 часов по телефону и в течение 12 часов в письменной форме с момента возникновения аварийной ситуации, технических нарушений, получения результата лабораторного исследования проб воды) территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о возникновении на объектах и сооружениях системы водоснабжения аварийных ситуаций или технических нарушений, которые приводят или могут привести к ухудшению качества и безопасности питьевой и горячей воды и условий водоснабжения населения; каждом результате лабораторного исследования проб воды, не соответствующем гигиеническим нормативам по микробиологическим, паразитологическим, вирусологическим и радиологическим показателям, а по санитарно-химическим - превышающем гигиенический норматив на величину допустимой ошибки метода определения в контрольных точках «перед подачей в распределительную сеть» и «в распределительной сети».

Хозяйствующий субъект, осуществляющий эксплуатацию системы водоснабжения и (или) обеспечивающий население питьевой и горячей водой, обязан немедленно принять меры по устранению ситуаций, указанных в настоящем пункте Санитарных правил.

Согласно пункта 2.2.1.3, 2.2.1.4, 2.2.1.5 «МР 2.1.4.0176-20. 2.1.4. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Организация мониторинга обеспечения населения качественной питьевой водой из систем централизованного водоснабжения. Методические рекомендации» (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 30.04.2020) к точкам обязательного контроля в системе следует отнести:

- водоисточник - для водозаборных сооружений поверхностных водозаборов - вода на станции 1-го подъема, для подземных - вода из скважины. Для оценки качества питьевой воды важное значение имеют данные, характеризующие условия, формирующие качество воды источника. Информация о динамике качества воды водоисточника необходима для оценки антропогенного загрязнения воды и/или влияния сезонных факторов, формирующих неблагоприятное качество воды водоисточника, а также оценки эффективности очистки воды в системе холодного водоснабжения в целом с учетом применения наиболее эффективных методов водоподготовки;

- точку перед подачей в распределительную сеть. Информация о качестве воды в данной точке характеризует эффективность проведенных мероприятий по приведению качества воды в соответствие с гигиеническими нормативами, позволяет судить о дополнительных факторах, появляющихся в ходе технологической обработки (хлорирование, озонирование и др.), и является основой для комплексной оценки соответствия качества водопроводной воды требованиям гигиенических нормативов, необходимости проведения дополнительных мероприятий по повышению эффективности водоподготовки;

- точку в распределительной сети, включая кран потребителя. Информация о качестве питьевой воды в этих точках позволяет оценить возможность изменения ее качества за счет процессов, происходящих в водоводах наружных и внутренних сетей.

Выбор точек контроля осуществляется по ходу движения воды от станций водоподготовки до потребителя по схеме:

- подъем станции водоподготовки (1, 2 подъем);

- водовод;

- водопроводная наружная распределительная сеть;

- водопроводные внутренние сети (кран потребителя).

Общие принципы выбора точек контроля в распределительной сети:

- точки отбора проб должны обеспечивать хорошее географическое представление системы водоснабжения, быть равномерно распределены по системе водоснабжения и позволять ретроспективно сравнивать качество воды на отдельных участках системы;

- выделяются территории, которые обеспечиваются из одного водозаборного сооружения (на основании схемы водопроводной сети по данным водоснабжающей организации), схема разводящей сети уточняется с учетом последних проведенных ремонтов и реконструкций; внутри территорий выделяются участки, где используются однотипные материалы и покрытия, а сети эксплуатируются одной и той же организацией; на каждом выделенном участке организуется не менее одной точки для отбора проб воды;

- точки отбора проб зависят от того, в каком месте системы ожидается попадание загрязняющего вещества, и вероятности изменения концентрации или характера параметра в системе водоснабжения: после насосных станций и водоразборных колонок (характеристики технического состояния насосных станций, водоразборных колонок), точки на возвышенных и тупиковых участках водопроводной сети, зоны с наличием частых аварий, удаленностью от станции водоподготовки; выделяются участки со сроком эксплуатации сетей, превышающим 20 лет, с учетом материалов, из которых выполнены водоводы;

- мониторингом должно быть охвачено наибольшее количество населения, снабжаемого водой из конкретной сети; численность водоснабжаемого контингента уточняется с учетом последних статистических данных, определения числа проживающих в зонах влияния станций водоподготовки, распределения плотности населения в этих зонах, а также в зонах взаимного влияния нескольких станций водоподготовки;

- показатель первичной заболеваемости населения, ассоциированной с качеством питьевой воды на территории, выше среднерайонного уровня;

- точки контроля организуются в зонах населенного пункта, для которых имеются данные о наиболее высоких значениях показателей качества питьевой воды при наибольшей численности населения.

Согласно пунктам 2.4.1, 2.4.3., 2.4.4 МР 2.1.4.0176-20. 2.1.4. при проведении проверок и расследований в отношении индивидуальных предпринимателей или юридических лиц, осуществляющих эксплуатацию системы водоснабжения и/или обеспечивающих население питьевой водой, в том числе в многоквартирных жилых домах, должен проводиться лабораторный контроль качества и безопасности питьевой воды. При проведении проверок и расследований в отношении юридического лица, являющегося водоснабжающей организацией, лабораторный контроль осуществляется на станции 1 подъема, на выходе с станции водоподготовки, в разводящей сети (если она эксплуатируется организацией, в отношении которой проводится проверка или расследование). При проведении проверок и расследований в отношении юридического лица, осуществляющего транспортировку питьевой воды, отбор проб проводится в точках разграничения балансовой ответственности юридических лиц.

В таблице 3.5 СанПиН 1.2.3685-21, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 года № 2, установлены санитарно-микробиологические и паразитологические показатели безопасности воды систем централизованного питьевого водоснабжения.

Основанием для привлечения МУП «Водоканал» к административной ответственности послужило то, что, осуществляя водоснабжение населения <адрес>, допустило нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а именно: СанПиН 2.1.3684 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» (далее - СанПиН 2.1.3684) и Таблицы 3.5 СанПиН 2.1.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания (далее - СанПиН 2.1.3685-21).

Допущенные МУП «Водоканал» нарушения выявлены в рамках санитарно-эпидемиологического расследования с целью установления причин и условий возникновения инфекционного заболевания, зарегистрированного среди населения <адрес>, проведенного на основании распоряжения от 11 мая 2021 года.

14 мая 2021 года в пробе воды, отобранной 11 мая 2021 года на насосной станции перед поступлением в разводяющую сеть - ВНС (<адрес>), обнаружены РНК 2 генотипа (при норме - отсутствие) и РНК астровирусов (при норме - отсутствие), ОКБ (5КОЕ/100 куб.см при норме - отсутствие), ТКБ (5КОЕ/куб.см при норме - отсутствие), превышение ОМЧ (обнаружено 123 КОЕ/куб.см при норме 50 КОЕ/ куб.см) (нарушение пункта 75 СанПиН 2.1.3684 и Таблицы 3.5 СанПиН 2.1.3685 - 21);

-в пробе воды, отобранной в ВНС 2 подъема перед подачей в разводящую сеть, обнаружены ОКБ (при норме - отсутствие).

-в пробе воды, отобранной в <данные изъяты>, обнаружены РНК астровирусов;

-в пробе воды, отобранной 11 мая 2021 года в <данные изъяты> - (<адрес>), обнаружены РНК астровирусов (при норме - отсутствие), ОКБ (5КОЕ/100 куб.см при норме -отсутствие), ТКБ (5 КОЕ/100 куб.см при норме - отсутствие), превышение ОМЧ (обнаружено 96 КОЕ/ куб.см при норме - 50 КОЕ/куб.см) (нарушение пункта 75 СанПиН 2.1.3684, Таблицы 3.5 СанПиН 1.2.3685-21);

17 мая 2021 года установлено, что после обеззараживания системы водоснабжения в <данные изъяты> содержание остаточного хлора (свободного) ниже допустимого значения при диапазоне значений 0,3-0,5 мг/л, что не соответствует пункту 1230 таблицы 3.13 СанПиН 1.2.3685-21:

- в пробе воды, отобранной 13 мая 2021 года с ВНС и из разводящей сети, - 0,2 мг/л;

-в пробе воды, отобранной 13 мая 2021 года из водозаборной колонки по <адрес>, - 0,055мг/л;

-в пробе воды, отобранной 13 мая 2021 года в детском саду - 0,22 мг/л.

Судья районного суда, с выводами которого согласился судья областного суда, поддержал выводы должностного лица о виновности МУП «Водоканал», которая основывается на совокупности содержащихся в деле и исследованных доказательств.

Между тем, с судебными актами согласиться нельзя по следующим основаниям.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.

Методы санитарно-микробиологического контроля качества воды систем централизованного и нецентрализованного питьевого водоснабжения установлены Методическими рекомендациями МУК 4.2.1018-01 «Методы контроля. Биологические и микробиологические факторы. Санитарно­микробиологический анализ питьевой воды».

Для определения в питьевой воде общего числа мезофильных аэробных и факультативно анаэробных микроорганизмов (ОМЧ) из каждой пробы делают посев не менее двух объемов по 1 мл (пункты 8.1.1, 8.1.2 МУК), для определения общих (обобщенных) колиформных бактерий (ОКБ), термотолерантных колиформных бактерий (ТБК) исследуются 3 объема по 100 мл (пункты 8.2.1, 8.2.3.1 МУК), для определения колифагов исследуется проба воды объемом 100 мл (пункт 8.5.2.4 МУК).

В акте отбора проб (образцов) от 12 мая 2021 года не указаны объемы проб для проведения исследований, в том числе в графе №8 третьей строки (ВНС 2 подъема перед подачей в разводящую сеть).

На данном акте отбора основывается протокол лабораторных испытаний от 14 мая 2021 года, согласно которому ОКБ обнаружены в объеме 4КОЕ/100 куб.см.

Для правильности определения результатов исследования необходимо соблюдать объем проб, установленный МУК 4.2.1018-01.

Из данного акта отбора не усматривается, в каком объеме отобрана проба.

Данное обстоятельство имеет существенное значение для дела, поскольку влияет на объем обвинения.

При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица оценка данному доводу не дана.

В силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о возвращении дела на новое рассмотрение в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В рассматриваемом случае имеются основания для отмены решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 сентября 2021 года, решение судьи Кировского областного суда от 20 октября 2021 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвращения дела судье Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области на новое рассмотрение жалобы защитника муниципального унитарного предприятия «Водоканал» ФИО6 на постановление должностного лица.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Шестого кассационного суда общей юрисдикции

постановил:

решение судьи Ленинского районного суда г. Кирова Кировской области от 17 сентября 2021 года, решение судьи Кировского областного суда от 20 октября 2021 года, вынесенные в отношении муниципального унитарного предприятия «Водоканал» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Настоящее дело об административном правонарушении возвратить на новое рассмотрение в Ленинский районный суд г. Кирова Кировской области.

Судья                         В.Е. Кувшинов

16-953/2022 - (16-10358/2021)

Категория:
Административные
Ответчики
МУП "Водоканал"
Другие
Золотарева Елена Витальевна
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Статьи

6.5

Дело на странице суда
6kas.sudrf.ru
21.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее