74RS0014-01-2024-000271-23
Дело № 2-425/2024
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Верхний Уфалей 14 мая 2024 года
Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Шубаковой Е.С.
при секретаре Емельяновой А.Е.
рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами по Челябинской области к Обществу с ограниченной ответственностью «Уфалейский лес» о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор г. Верхнего Уфалея обратился в суд в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами по Челябинской области с иском (с учетом уточненных требований) к Обществу с ограниченной ответственностью «Уфалейский лес» (далее – ООО «Уфалейский лес») о взыскании ущерба, причиненного незаконной рубкой лесных насаждений.
В обоснование ссылается на положения договора аренды лесных участков, заключенного между ответчиком и Главным управлением лесами Челябинской области (далее – ГУ лесами Челябинской области), по условиям которого (п. 3.4.22) при прекращении действия договора арендатор обязан сдать лесные участки арендодателю по акту в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования. Полагает, что из-за бездействия ООО «Уфалейский лес», не обеспечившего надлежащую охрану арендуемого им лесного участка, неустановленными лицами совершены незаконные рубки деревьев, в результате чего лесному фонду, то есть имуществу, находящемуся в федеральной собственности, причинён вред, подлежащий обязательному возмещению арендатором, которому это имущество было передано по договору. В силу положений статей 606, 615-616, 622 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), статей 72, 99 и 100 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ), статей 75, 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» обязанность обеспечивать борьбу с незаконными рубками в пределах арендуемой территории лесного участка связана с обязанностью возвратить арендованный участок в надлежащем состоянии. При установленных фактах незаконной рубки данные обязанности не могут считаться исполненными.
Просит взыскать с ООО «Уфалейский лес» вред, причиненный незаконной рубкой лесных насаждений, в размере 2 187 660 руб. в доход бюджета муниципального образования «Верхнеуфалейский городской округ» Челябинской области.
В судебном заседании помощник прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области Недоспелова Е.А., заместитель прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области Самойлова О.В. на уточненных исковых требованиях настаивали.
Представитель истца - Главного управления лесами по Челябинской области в судебном заседании участия не принимал, в письменном отзыве просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя, исковые требования поддерживает.
Представитель ответчика ООО «Уфалейский лес» - Петрушков А.Г. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения требований, указав, что все возложенные обязанности ООО «Уфалейский лес» исполняет надлежащим образом в соответствии с требованиями Лесного кодекса РФ и условиями договора аренды лесного участка. ООО «Уфалейский лес» не совершало противоправных действий в отношении окружающей среды, которые повлекли бы за собой вред. Вред, причиненный лесному фонду в следствии действий третьих лиц, не может порождать деликтное обязательство ответчика. Лесным законодательством не предусмотрена ответственность арендатора лесных участков за выявление фактов незаконной рубки древесины. В целях обеспечения охраны и предотвращения незаконных рубок ООО «Уфалейский лес» осуществляет патрулирование арендуемой территории ежедневно. В случае выявления незаконной рубки незамедлительно сообщает об этом в лесничество и правоохранительные органы, принимая меры к установлению виновных лиц. Сам по себе факт осуществления неустановленными лицами незаконной рубки лесных насаждений на лесном участке, находящемся в аренде у ООО «Уфалейский лес», не свидетельствует о ненадлежащими исполнении ответчиком условий договора аренды и не является безусловным основанием для взыскания денежных средств в возмещение причиненного вследствие незаконной рубки ущерба, поскольку незаконные рубки выявлены сотрудниками ООО «Уфалейский лес» в процессе патрулирования лесных участков.
Представитель ответчика – Голубков О.В. в судебном заседании возражал относительно удовлетворения требований.
Представитель третьего лица – администрации Верхнеуфалейского городского округа, в судебном заседании участия не принимал, о рассмотрении дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, на основании договора аренды № 321 от 24.11.2008 года (далее - Договор) (с последующими дополнительными соглашениями) Главное управление лесами Челябинской области в лице и.о. начальника управления ФИО7 предоставило ООО «Уфалейский лес» в аренду, для заготовки древесины, лесной участок, относящийся к землям лесного фонда, находящийся в собственности Российской Федерации.
Согласно п. 1.2 Договора ООО «Уфалей лес» переданы в аренду лесной участок площадью 66277,3 га, по Маукскому участковому лесничеству - Лесной участок с номером учетной записи 322-2008-11, кварталы: 1-163, площадью 21409,3 га, который является частью лесного участка с условным кадастровым номером №, площадью 31006 га, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ОГУ «Нязепетровское лесничество» Маукское участковое лесничество, кварталы: 1-170, 179, 180, 185, 186, 191, 192, 198, 199,204,205,210,211,216,217,223,224,230, 231,237, 238,244, 245, 248, 249, 252-269;
- по Нижнеуфалейскому участковому лесничеству - Лесной участок с номером учетной записи 323-2008-11, кварталы 1-49, 52-60, 64-70, 74-76, 80-86, 90-99, 103-253, площадь 44868 га, который является частью Лесного участка с условным кадастровым номером: №, площадью 47338 га, расположенного по адресу: Россия, Челябинская область, г. Верхний Уфалей, ОГУ «Нязепетровское лесничество», Нижнеуфалейское участковое лесничество, кварталы 1-253.
В соответствии с пунктами 3.4.1, 3.4.4, 3.4.8 Договора арендатор обязан использовать лесной участок по назначению в соответствии с лесным законодательством и нормативными правовыми актами и настоящим договором. Соблюдать условия настоящего договора и проекта освоения лесов. Собственными силами обеспечить охрану лесного участка от пожаров и незаконных рубок, своевременно информировать о них арендодателя и правоохранительные органы.
Согласно пунктам 3.4.22, 3.4.24 Договора при прекращении действия настоящего Договора арендатор обязан сдать лесные участки арендодателю по акту в состоянии, пригодном для ведения лесного хозяйства, с характеристиками, установленными проектом освоения лесов на момент завершения пользования. Выполнять другие обязанности, предусмотренные лесным законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами.
Договор заключен сроком до 22.12.2022, что предусмотрено п. 6.1 Договора.
Из представленных материалов уголовного дела следует, что 12.11.2021 года от лесничего Маукского участкового лесничества ФИО8 в дежурную часть ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области поступило заявление о привлечении виновных к ответственности по факту незаконной рубки деревьев в квартале 26 выделе 10, квартале 15 выделе 59 Маукского участкового лесничества. Сумма ущерба причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства РФ составила 963435 руб.
Постановлением следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 16.11.2021 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка деревьев в особо крупном размере), возбуждено уголовное дело.
Предварительным расследованием установлено, что в период времени с середины октября до 12.11.2021 года неустановленное лицо, действуя умышлено, из корыстных побуждений, имея умысел, направленный на незаконную рубку лесных насаждений, находясь в квартале 26 выдела 10, и в квартале 15 выдела 59 Маукского участкового лесничества расположенного в лесном массиве на административной территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области, совершило незаконную рубку лесных насаждений, принадлежащих лесному фонду РФ, причинив последнему особо крупный ущерб в сумме 963 435 рублей.
Постановлением старшего следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 25.08.2021 года предварительное расследование по делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Кроме того, 30.09.2021 года от лесничего Нижнеуфалейского участкового лесничества ФИО9 в дежурную часть ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области поступило заявление о привлечении виновных к ответственности по факту незаконной рубки деревьев в квартале 114 выделе 35 Нижнеуфалейского участкового лесничества. Сумма ущерба причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства РФ составила 217131 руб.
Постановлением следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 16.11.2021 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка деревьев в особо крупном размере), возбуждено уголовное дело.
Предварительным расследованием установлено, что в период до 30.09.2021 неустановленное лицо, действуя умышленно, из корыстных побуждений, находясь в квартале № 114 выдела 35 Нижнеуфалейского участкового лесничества, осуществило незаконную рубку деревьев породы «сосна», причинив лесному фонду материальный ущерб в особо крупном размере на общую сумму 217131 рублей.
Постановлением старшего следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 11.12.2021 года предварительное расследование по делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Кроме того, 09.06.2021 года от лесничего Нижнеуфалейского участкового лесничества ФИО9 в дежурную часть ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области поступило заявление о привлечении виновных к ответственности по факту незаконной рубки деревьев в квартале 21 выделе 17 Нижнеуфалейского участкового лесничества. Сумма ущерба причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства РФ составила 87383 руб.
Постановлением следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 09.06.2021 года по признакам преступления, предусмотренного п. «г» ч. 2 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка деревьев в крупном размере), возбуждено уголовное дело.
Предварительным расследованием установлено, что в период времени с октября 2020 г. по 04.06.2021г. неустановленное лицо, умышленно из корыстных побуждений совершило незаконную рубку деревьев породы береза в количестве 8 штук в квартале № выделе № Нижнеуфалейского участкового лесничества, причинив ущерб ГКУ территориальному отделу «Уфалейского лесничества» на сумму 87383 рубля, что является крупным размером.
Постановлением старшего следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 28.11.2021 года предварительное расследование по делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Кроме того, 01.09.2021 года от лесничего Маукского участкового лесничества ФИО8 в дежурную часть ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области поступило заявление о привлечении виновных к ответственности по факту незаконной рубки деревьев в квартале 58 выделах 12, 13, 14 Маукского участкового лесничества. Сумма ущерба причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства РФ составила 886363руб.
Постановлением следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 09.06.2021 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 статьи 261 Уголовного кодекса Российской Федерации (повреждение лесных насаждений с причинением крупного ущерба), возбуждено уголовное дело.
Предварительным расследованием установлено, что в один из дней августа 2021 года неустановленное лицо, действуя умышленно, из корыстных побуждений, находясь в квартале 58, выделах 12, 13, 14 Маукского участкового лесничества, повредило лесные насаждения породы «сосна» объемом 28,42 м3, причинив ГУ Управления лесами Челябинской области крупный материальный ущерб в размере 886363 рубля.
Постановлением старшего следователя СО ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 30.11.2021 года предварительное расследование по делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
Кроме того, 01.12.2021 года от лесничего Маукского участкового лесничества ФИО8 в дежурную часть ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области поступило заявление о привлечении виновных к ответственности по факту незаконной рубки деревьев в квартале 54 выделе 2, в квартале 41 выделе 22 Маукского участкового лесничества. Сумма ущерба причиненного лесному фонду вследствие нарушения лесного законодательства РФ составила 33348 руб.
Постановлением дознавателя ОД ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 29.12.2021 года по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 статьи 260 Уголовного кодекса Российской Федерации (незаконная рубка деревьев с причинением значительного ущерба), возбуждено уголовное дело.
Предварительным расследованием установлено, что неустановленное лицо, в период времени до 01 декабря 2021, находясь на административной территории Верхнеуфалейского городского округа Челябинской области в квартале 41 выделе 22 Маукского участкового лесничества умышленно осуществило незаконную рубку 8 деревьев, в том числе 7 деревьев породы «береза», одно дерево породы «Сосна», в квартале 54 выдела 2 Маукского участкового лесничества умышленно осуществило незаконную рубку 11 деревьев породы «береза». Общим объемом 3,579 м3, причинив общий ущерб лесному фонду в значительном размере 33348 рублей.
Постановлением дознавателя ОД ОМВД России по Верхнеуфалейскому городскому округу Челябинской области от 28.01.2022 года дознание по делу приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст. 208 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, то есть в связи с неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности.
В ходе судебного заседание установлено, что производство по указанным уголовным делам возобновлено, установлен срок предварительного следствия 1 месяц, по уголовным делам проводятся следственные действия.
Оценивая представленные по делу доказательства, доводы и возражения сторон, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, исходя из следующего.
В силу пункта 1 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
В силу статьи 309, пункта 1 статьи 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами.
Статьей 401 ГК РФ предусмотрено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несёт ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несёт ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
При этом в силу статьи 403 ГК РФ должник отвечает за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства третьими лицами, на которых было возложено исполнение, если законом не установлено, что ответственность несет являющееся непосредственным исполнителем третье лицо.
Согласно пункту 1 статьи 615 ГК РФ арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а если такие условия в договоре не определены, в соответствии с назначением имущества.
В силу части 3 статьи 71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом.
Статьей 622 ГК РФ предусмотрено, что при прекращении договора аренды арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором.
Как разъяснено в пункте 16 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18 октября 2012 года № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», незаконной является рубка лесных насаждений в объеме, превышающем разрешенный, либо с нарушением породного или возрастного состава, либо за пределами лесосеки.
Как разъяснено в пункте 2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», непривлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не исключает возможности возложения на него обязанности по возмещению вреда окружающей среде; равным образом привлечение лица к административной, уголовной или дисциплинарной ответственности не является основанием для освобождения лица от обязанности устранить допущенное нарушение и возместить причиненный им вред.
Таким образом, не привлечение арендатора к уголовной ответственности за рубку насаждений с нарушением требований законодательства не исключают возможности предъявления и удовлетворения иска о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, поскольку арендатором не выполнены договорные обязательства по охране арендуемого лесного участка от незаконной рубки.
В силу вышеприведенных положений закона, а также положений пунктов 3.4.22, 3.4.8 договора № 321 от 24.11.2008 арендатор обязан обеспечить сохранность переданного ему имущества и вернуть его арендодателю в том же состоянии, в котором он его получил. Несоблюдение этого требования влечет для арендатора обязанность возместить ущерб, причиненный арендодателю.
То обстоятельство, что в период нахождения соответствующего лесного участка в аренде у ООО «Уфалейский лес» в результате осуществленной неустановленным лицом незаконной рубки деревьев был причинен материальный ущерб в общей сумме 2187660 рублей, подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривалось.
Это свидетельствует о том, что в результате ненадлежащего выполнения арендатором своей обязанности по обеспечению сохранности переданного ему в аренду имущества права истца были нарушены, в связи с чем он в силу статьи 15 ГК РФ вправе требовать полного возмещения причиненных ему убытков.
Законом либо договором не предусмотрено освобождение арендатора от возмещения убытков либо их возмещение в меньшем размере, нежели это предусмотрено Особенностями возмещения вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2018 г. № 1730, на основании которых истцом рассчитан подлежащим возмещению размер ущерба.
Пунктом 3.4.8 договора аренды, предусмотрена обязанность арендатора собственными силами обеспечить охрану земельного участка от пожаров и незаконных рубок.
Прямого запрета привлекать к охране лесов, помимо органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, арендаторов лесных участков положения статьи 83 ЛК РФ не содержат.
Отсутствие у арендатора полномочий применять какие-либо меры к нарушителям лесного законодательства не свидетельствует об освобождении его от возложенной пунктом 3.4.8 договора обязанности собственными силами обеспечить охрану земельного участка от незаконных рубок.
Согласно пункту 1 статьи 74 ЛК РФ арендаторы находящихся в государственной или муниципальной собственности лесных участков, надлежащим образом исполнившие договоры аренды лесных участков, по истечении сроков действия этих договоров имеют право на заключение новых договоров аренды таких лесных участков без проведения торгов в следующих случаях: 1) лесные участки предоставлены в аренду без проведения торгов; 2) лесные участки предоставлены в аренду по результатам торгов на срок от десяти лет.
Пунктом 2 статьи 74 ЛК РФ предусмотрено, что гражданин или юридическое лицо, являющиеся арендаторами находящегося в государственной или муниципальной собственности лесного участка, имеют право на заключение договора аренды такого лесного участка на новый срок при наличии совокупности следующих условий: 1) заявление о заключении нового договора аренды такого лесного участка подано этим гражданином или этим юридическим лицом не ранее чем за три месяца и не позднее чем за два месяца до истечения срока действия заключенного ранее договора аренды лесного участка; 2) отсутствие сведений об арендаторе в реестре недобросовестных арендаторов лесных участков и покупателей лесных насаждений; 3) отсутствие случаев неоднократного нарушения условий заключенного ранее договора аренды такого лесного участка этим гражданином или этим юридическим лицом; 4) отсутствие случаев несвоевременного внесения арендной платы за три оплачиваемых периода подряд; 5) условия подлежащего заключению договора аренды лесного участка не противоречат лесохозяйственному регламенту лесничества; 6) лесной участок предоставляется для тех же видов использования лесов, для которых был предоставлен ранее; 7) на момент заключения нового договора аренды такого лесного участка имеются предусмотренные частью 3 статьи 73.1 ЛК РФ основания для предоставления без проведения торгов лесного участка, договор аренды которого был заключен без проведения торгов.
28.10.2022 между Главным управлением лесами Челябинской области и Обществом с ограниченной ответственностью «Уфалейский лес» заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, № 1385, дополнительное соглашение от 19.12.2022 (далее - Договор). Срок действия договора установлен с 22 декабря 2022 и составляет 49 лет, что предусмотрено п. 6.1 Договора.
Обстоятельства заключений нового договора сами по себе не могут служить основанием к отказу в удовлетворении заявленных исковых требований, поскольку факт уменьшения переданного арендатору имущества, ответственность за сохранность которого он несет в силу положений статьи 622 ГК РФ, и причинения тем самым ущерба арендодателю достоверно подтвержден.
Пунктом 22 статьи 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что платежи по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, а также платежи, уплачиваемые при добровольном возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением, субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, если иное не установлено настоящим пунктом.
Довод стороны ответчика о пропуске срока исковой давности судом отклоняются. В п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» разъяснено, что иски о компенсации вреда окружающей среде могут быть предъявлены в течение 20 лет (п. 3 ст. 78 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
В силу разъяснений, данных в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 № 43 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса РФ об исковой давности», по смыслу п. 1 ст. 200 ГК РФ при обращении в суд органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций или граждан с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц в случаях, когда такое право им предоставлено законом (в частности ч. 1 ст. 45 ГПК РФ), начало течения срока исковой давности определяется исходя из того, когда о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права, узнало или должно было узнать лицо, в интересах которого подано такое заявление.
Учитывая изложенное, юридически значимым обстоятельством при разрешении ходатайства о применении срока исковой давности является установление момента, когда о причинении ущерба государственному лесному фонду узнало лицо, в интересах которого прокурор обратился с исковым заявлением - Российская Федерация в лице Главного управления лесами по Челябинской области.
Уполномоченный орган, права которого нарушены причинением ущерба лесному фонду – Главное управление лесами по Челябинской области, узнал о нарушении своего права 12.11.2021 (л.д. 52), 30.09.2021 (л.д. 60), 09.06.2021 (л.д. 71), 01.09.2021 (л.д. 81), 01.12.2021 (л.д. 91), что подтверждено актами о нарушении лесного законодательства (лесонарушении). С исковым заявлением прокурор обратился в Верхнеуфалейский городской суд Челябинской области 21.02.2024, то есть в пределах срока исковой давности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 4 марта 2015 года, если требования о компенсации вреда, причиненного окружающей среде, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заявлены должностными лицами органов прокуратуры, они рассматриваются в судах общей юрисдикции независимо от того, в результате осуществления какого вида деятельности причинен вред. Указанный вывод вытекает из положений ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не относящей рассмотрение требований прокурора о компенсации вреда, причиненного окружающей среде, к ведению арбитражных судов.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора г. Верхнего Уфалея Челябинской области в интересах Российской Федерации в лице Главного управления лесами по Челябинской области о взыскании с ООО «Уфалейский лес» в счет возмещения ущерба, причинённого незаконной рубкой лесных насаждений суммы 2187660 рублей в бюджет муниципального образования «Верхнеуфалейский городской округ» Челябинской области.
Руководствуясь ст.ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Уфалейский лес» (ИНН 7402008732) в доход бюджета муниципального образования «Верхнеуфалейский городской округ» Челябинской области вред, причиненный незаконной рубкой лесных насаждений в размере 2 187 660 (два миллиона сто восемьдесят семь тысяч шестьсот шестьдесят) рублей.
Решение может быть обжаловано либо на него может быть принесено представление прокурором в апелляционном порядке в Челябинский областной суд путем подачи жалобы или представления через Верхнеуфалейский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда окончательной форме.
Председательствующий: Е.С. Шубакова
Решение принято в окончательной форме 20 мая 2024 года.
Судья: Е.С. Шубакова