Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2785/2021 ~ М-2425/2021 от 13.07.2021

                                  УИД24RS0002-01-2020-004695-35

2-2785(2021)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 августа 2021 года Ачинский городской суд Красноярского края

в составе:

председательствующего судьи Панченко Н.В.,

с участием представителя истца Чиханчиной Е.Ю.,

представителей ответчиков Погонченковой М.А., Хлопиной С.В.,

при секретаре Лазаревой В.А.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №20 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №55» об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов,

УСТАНОВИЛ:

Ачинский городской прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №20 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» (далее МБДОУ «Детский №20»), Муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад №55» (далее МБДОУ «Детский сад №55») об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов. Исковые требования мотивированы тем, что Ачинской городской    прокуратурой    проведена    проверка    исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в МБДОУ «Детский сад №20», в МБДОУ «Детский сад №55», в ходе проверки установлено, что вопреки требованиям п.6 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, план здания, выполненных рельефно – точечными шрифтом Брайля и на контрастном фоне не обеспечено. Также в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 8.1.6 СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения при входе в указанное здание учреждения для инвалидов по зрению не предусмотрено наличие направляющих тактильно – контрастных указателей шириной от 0,15 до 0,30м. и высотой рифов 4,0 мм.

Также МБДОУ «Детский сад №20», расположенное по адресу: г. Ачинск, мкр. 2, стр. 28 и МБДОУ «Детский сад №55», расположенное по адресу: г. Ачинск ул. Кирова, 10Б, в нарушение требований п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также п.п. 65.1.1 и 5.1.2 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» при отсутствии пандусов не оборудованы кнопкой вызова персонала, что объективно лишает маломобильную группу граждан доступу в помещение учреждения. В связи с этим прокурор просит обязать МБДОУ «Детский сад №20», МБДОУ «Детский сад №55» разместить наружную вывеску о наименовании и режиме работы учреждения, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0мм., оборудовать у входа в здание учреждения наружное вызывное устройство ( л.д.2-3).

В судебном заседании представитель истца Ачинского городского прокурора Чиханчина Е.Ю. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила установить ответчикам срок для устранения выявленных нарушений до 31.12.2021 г.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №20 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» заведующая Погонченкова М.А., действующая на основании приказа от 07.06.2021 г. №31-л, в судебном заседании против исковых требований не возражала, просила предоставить срок для устранения нарушений, выявленных прокурором, в течение 12 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад №55» и.о. заведующей Хлопина С.В., действующая на основании приказа от 27.07.2021 г. №44-лс, в судебном заседании против исковых требований не возражала, просила удовлетворить их частично, поскольку отсутствует площадь для размещения на путях движения направляющих тактильно-контрастного указателя шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования Ачинского городского прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.

Согласно Федеральному закону от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Как установлено ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", социальная защита инвалидов - это система гарантированных государством экономических, правовых мер, и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей для участия в жизни общества.

Одной из мер социальной поддержки инвалидов является реабилитация инвалидов - система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной, профессиональной и иной деятельности (ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ).

Социально-средовая реабилитация, как следует из содержания частей 2 и 3 ст. 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ, - одно из направлений реабилитации инвалидов, предусматривающее, в том числе социально-бытовую адаптацию.

Согласно ст. 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям). Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, учитывая его социальную значимость, является одной из важнейших целевых задач при создании и ведении социальной политики в Российской Федерации.

К объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся, в числе прочего, здания социального значения, административные здания и сооружения. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

В соответствии со ст. 14 вышеуказанного Федерального закона государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.

Закрепленная в абз. 6 ст. 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ льгота предполагает дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.

Аналогичные положения содержит п. 3 ч. 4 ст. 19, действующего с 1 января 2015 года Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", согласно которому при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме или в стационарной форме должны быть обеспечены, в том числе дублирование текстовых сообщений голосовыми сообщениями, оснащение организации социального обслуживания знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, ознакомление с их помощью с надписями, знаками и иной текстовой и графической информацией на территории такой организации, а также допуск тифлосурдопереводчика, допуск собак-проводников.

    Приказом Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 предусмотрено наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, план здания, выполненных рельефно – точечными шрифтом Брайля и на контрастном фоне не обеспечено. Также в нарушение п. 6 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181 -ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и п. 8.1.6 СП 59.13330.2016 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения при входе в указанное здание учреждения для инвалидов по зрению не предусмотрено наличие направляющих тактильно –контрастных указателей шириной от 0,15 до 0,30м. и высотой рифов 4,0 мм.

Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.

Как следует из материалов дела, Ачинской городской прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства в сфере защиты прав инвалидов в деятельности МБДОУ «Детский сад №20», МБДОУ «Детский сад №55», о чем составлены акты проверки.

В результате проверки выявлены нарушения положений законодательства регламентирующих порядок раскрытия информации о деятельности учреждения, а именно в зданиях учреждений: МБДОУ «Детский сад №20», расположенном по адресу: г. Ачинск, мкр. 2, стр. 28 и МБДОУ «Детский сад №55», расположенном по адресу: г. Ачинск ул. Кирова, 10Б, в нарушение требований п. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а также п.п. 65.1.1 и 5.1.2 СП 59.13330.2016 «СНиП 35-01-2001 Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»: по размещению наружной вывески о наименовании и режиме работы учреждения, выполненной рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне; при отсутствии пандусов не оборудованы кнопкой вызова персонала, что объективно лишает маломобильную группу граждан возможности доступа в помещение учреждения.

    По фактам выявленных нарушений прокуратурой в адрес руководителей МБДОУ «Детский сад №20» и МБДОУ «Детский сад №55» были внесены представления об устранении выявленных нарушений, ущемляющих права инвалидов на получение равного доступа к деятельности учреждения и предоставляемых им услуг.

    Из отзывов заведующих МБДОУ «Детский сад №20 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» и МБДОУ «Детский сад №55», следует, что с целью устранения выявленных нарушений поданы заявки в Управление образования для приобретения оборудования (материалов) на бюджетные средства, потребность для устранения указанных нарушений составляет 24 949, 03 руб. Учитывая, что все образовательные организации работают в рамках лимитов бюджетных обязательств 2021 года, в предложенные прокурором сроки устранить нарушения не представляется возможным. Соответственно затраты на устранение нарушений будут внесены в дополнительную потребность на 2021 г. и плановый период 2022-2023г.г., просили предоставить время для исполнения требования прокурора не менее 12 месяцев.

При таких обстоятельствах заявленные требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Доводы представителей ответчиков о том, что невыполнение требований законодательства в сфере социальной защиты инвалидов вызвано отсутствием финансирования на эти цели, не могут быть приняты во внимание, поскольку не имеют правового значения и не освобождают учреждение от установленной законом обязанности, возложенной действующим законодательством.

Кроме этого, являются необоснованными доводы представителя МБДОУ «Детский сад №55» об отсутствии площадей в здании для размещения на путях движения направляющих тактильно-контрастного указателя шириной от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм., поскольку заключение об отсутствии по техническим характеристикам здания возможности размещения данного указателя не представлено.

Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, несоблюдение которого влечет применение в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа мер, предусмотренных федеральным законом.

Из содержания вышеприведенной нормы следует, что устанавливаемый судом срок должен отвечать принципу разумности и, кроме того, обеспечивать соблюдение баланса сторон.

С учетом конкретных обстоятельств дела, суд считает целесообразным установить срок исполнения решения суда в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Таким образом, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств и требований закона, суд считает необходимым исковые требования Ачинского городского прокурора удовлетворить, обязать МБДОУ «Детский сад №20», МБДОУ «Детский сад №55» разместить наружную вывеску о наименовании и режиме работы учреждения, выполненную рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу от 0,15 до 0,30 м с высотой рифов 4,0 мм, оборудовать у входа в здание учреждения наружное вызывное устройство в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Ачинского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №20 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №55»:

разместить при входе в здание учреждения вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Браиля и на контрастном фоне;

разместить на основных путях движения тактильную направляющую полосу от 0,15 м. до 0,30 м. с высотой рифов 4,0 мм.;

оборудовать у входа в здание учреждения наружное вызывное устройство в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №20 с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей», Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №55» в доход местного бюджета муниципального образования г. Ачинска госпошлину по 300 (триста) рублей с каждого.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ачинский городской суд.

Судья                                                   Н.В. Панченко

2-2785/2021 ~ М-2425/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ачинская городская прокуратура
Ответчики
МБДОУ "Детский сад №20"
МБДОУ "Детский сад №55"
Суд
Ачинский городской суд Красноярского края
Судья
Панченко Наталья Владимировна
Дело на странице суда
achinsk--krk.sudrf.ru
13.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.07.2021Передача материалов судье
19.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.08.2021Подготовка дела (собеседование)
10.08.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.08.2021Судебное заседание
17.08.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.08.2022Дело оформлено
18.08.2022Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее