Дело №
РЕШЕНИЕ
ИФИО1
27 декабря 2016 года <адрес>
Советский районный суд <адрес> в составе: председательствующего - судьи Джалалова Д.А., при секретаре ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО2 к Комитету по управлению имуществом <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда
установил:
ФИО2 обратился в суд с иском к Комитету по управлению имуществом <адрес> о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда. В обоснование своих исковых требований ФИО2 сослался на то, что он не был заблаговременно (за два месяца) уведомлен о предстоящем сокращении, ему не была предложена вакантная должность в организации, вопрос о его преимущественном праве на оставление на работе работодателем не исследовался, сокращение численности и штата сотрудников фактически не имело место.
В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО5 иск поддержал, просил его удовлетворить в полном объёме по основаниям изложенным в иске.
Представитель Комитета по управлению имуществом <адрес> по доверенности ФИО6 иск не признала, просила отказать в его удовлетворении в полном объеме. Считает, что при расторжении трудового договора с ФИО2 Комитетом по управлению имуществом <адрес> были соблюдены все предусмотренные законодательством процедуры. Мероприятия, связанные с сокращением численности и штата сотрудников были осуществлены Комитетом по управлению имуществом <адрес> во исполнение Распоряжения Главы <адрес> от 28.06.2016г. №-р. ФИО2 знал о предстоящем сокращении, ему было направлено соответствующее уведомление. Комиссия, созданная Приказом Комитета по управлению имуществом <адрес> от 30.06.2016г. №-К определила сократить, в том числе, ФИО2
Выслушав объяснения стороны, заключение прокурора полагавшего ФИО7 необходимым восстановить, изучив и исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-К ФИО2 был принят на работу в юридический отдел Комитета по управлению имуществом <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ на должность главного специалиста.
Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-К ФИО2 был переведен из юридического отдела в отдел аренды земли.
Приказом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ №-К с ФИО2, замещавшим в Комитете по управлению имуществом <адрес> муниципальную должность главного специалиста отдела аренды земли, были прекращены трудовые отношения. Основанием прекращения трудовых отношений в соответствии с текстом названного приказа выступило сокращение численности и штата сотрудников.
Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р «О сокращении штатной численности муниципальных служащих Комитета по управлению имуществом Администрации <адрес>» (далее - Распоряжение Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р) Комитету по управлению имуществом <адрес> было поручено сократить с ДД.ММ.ГГГГ штатную численность муниципальных служащих Комитета на 8 единиц.
Указанным распоряжением Комитету по управлению имуществом <адрес> также было поручено разработать и представить в Управление муниципальной службы и кадров для утверждения новое штатное расписание Комитета по управлению имуществом <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ; образовать комиссию для анализа преимущественного права оставления на работе при сокращении штатной численности в срок до ДД.ММ.ГГГГ; уведомить муниципальных служащих Комитета по управлению имуществом <адрес> о сокращении должности персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения; уведомить органы службы занятости и профсоюзную организацию Комитета по управлению имуществом <адрес> о предстоящем высвобождении муниципальных служащих не менее чем за два месяца до даты прекращения трудовых договоров.
Приказом Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-К в связи с проведением организационно-штатных мероприятий и в соответствии с Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р было постановлено сократить численность и штат муниципальных служащих Комитета по управлению имуществом <адрес> по ряду должностей, в число которых вошли 2 штатные единицы отдела аренды земли.
Указанным приказом начальнику отдела кадров и делопроизводства Комитета по управлению имуществом <адрес> также поручено в срок до ДД.ММ.ГГГГ создать комиссию для определения преимущественного права оставления на работе служащих, подлежащих увольнению по сокращению численности и штата, подготовить уведомления о предстоящем сокращении и ознакомить под роспись каждого работника.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
В силу ч. 2 ст. 180 Трудового кодекса РФ, о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работники должны быть предупреждены работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
Согласно правовой позиции, содержащейся в Определении Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1242-О ч. 2 ст. 180 ТК РФ, является элементом правового механизма увольнения по сокращению численности или штата работников, позволяет работнику, подлежащему увольнению, заблаговременно, не менее чем за два месяца, узнать о предстоящем увольнении и с момента предупреждения об увольнении начать поиск подходящей работы.
Представленное ответчиком уведомление от ДД.ММ.ГГГГ № о предстоящем увольнении в связи с сокращением штата не подписано ФИО2, акт об отказе подписать уведомление ответчиком суду не представлен.
Порядок формирования, работы и компетенция комиссии по вопросам сокращения численности работников Комитета по управлению имуществом определены Положением о комиссии по вопросам сокращения численности или штата работников Комитета по управлению имуществом <адрес>, утвержденным Председателем комитета по управлению имуществом <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.3.1 указанного положения комиссия является органом по рассмотрению вопросов, возникающих при проведении мероприятий по сокращению численности работников в комитете.
Работник может обратиться в Комиссию в двухмесячный срок со дня, когда он узнал о сокращении его должности или со дня получения уведомления о сокращении (п.4.3 Положения).
На заседании комиссии ведется протокол, в котором указываются: дата проведения заседания; количество участвующих в заседании членов комиссии, специалистов, а также иных лиц, участвующих в заседании; принятые решения, а также результаты голосования при принятии решения (п.6.8 Положения).
Приказом Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-К была создана комиссия по высвобождению работников в связи с сокращением численности или штата.
Однако ответчиком не представлен протокол заседания комиссии, а также иные документы, подтверждающие работу комиссии и принятие ею решения о сокращении ФИО2
Согласно ст. 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией. При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком и др.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в т.ч. в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1540-О часть первая статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации относится к числу норм, регламентирующих порядок увольнения в связи с сокращением штата работников, определяя основанное на объективных критериях правило отбора работников для оставления на работе. Установив в качестве таких критериев производительность труда и квалификацию работника, законодатель исходил как из необходимости предоставления дополнительных мер защиты работникам, имеющим более высокие результаты труда и лучшие профессиональные качества, так и из интереса работодателя в продолжении трудовых отношений с наиболее квалифицированными и эффективно выполняющими трудовые обязанности работниками.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", расторжение трудового договора с работником по пункту 2 части первой статьи 81 Кодекса возможно при условии, что он не имел преимущественного права на оставление на работе (статья 179 ТК РФ)
Таким образом,при сокращении одной из аналогичных должностей работодатель должен провести анализ преимущественного права работников на оставление на работе с учетом положений ст. 179 ТК РФ.
Учитывая указанные выше нормы закона, стаж работы ФИО2 (6 лет 11 месяцев), наличии на его иждивении несовершеннолетнего сына – ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. (свидетельство о рождении от ДД.ММ.ГГГГ серии IV-БД №), а также отсутствие не снятых дисциплинарных взысканий вопрос о преимущественном праве на оставление на работе должен был быть рассмотрен работодателем. Этого сделано им не было.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 Трудового кодекса РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 части первой настоящей статьи (сокращение численности или штата работников), допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.
Пунктом 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" установлено, что судам следует иметь в виду, что работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. При решении вопроса о переводе работника на другую работу необходимо также учитывать реальную возможность выполнять предлагаемую ему работу с учетом его образования, квалификации, опыта работы.
При проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей статьи 81 настоящего Кодекса (ч.1 ст.180 Трудового кодекса РФ).
Представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому (муниципальному) служащему в случае сокращения замещаемой им должности все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки (п.17 Обзора судебной практики по спорам, связанным с прохождением службы государственными гражданскими служащими и муниципальными служащими (утв. Президиумом Верховного Суда РФ ДД.ММ.ГГГГ)
Таким образом, предложение вакантных должностей является одним из этапов процедуры увольнения по сокращению.
Распоряжением Главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-р в штатное расписание Комитета были введены две дополнительные единицы ведущих специалистов.
Как следует из Приказа Комитета по управлению имуществом <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ указанные дополнительные единицы были внесены в отдел единого реестра муниципальной собственности и отдел по муниципальным закупкам и торгам. Таким образом, сокращение замещаемой ФИО2 штатной единицы сопровождалось введением двух новых штатных единиц. Причем, ФИО2 не были предложены данные вакантные единицы для замещения.
В соответствии со ст. 3 ТК РФ, каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
В соответствии с разделом 2 Реестра должностей муниципальной службы городского округа «<адрес>», утвержденного Решением Махачкалинского городского Собрания от ДД.ММ.ГГГГ N 17-6б, должность главного специалиста в аппарате структурного подразделения администрации <адрес> отнесена к должностям муниципальной службы.
В соответствии с ч. 2 ст.23 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" при расторжении трудового договора с муниципальным служащим в связи с сокращением штата работников органа местного самоуправления муниципальному служащему предоставляются гарантии, установленные трудовым законодательством для работников в случае их увольнения в связи с сокращением штата работников организации.
В соответствии с п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2, при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 394 ТК РФ, в случае признания увольнения незаконным работник должен быть восстановлен на прежней работе органом, рассматривающим индивидуальный трудовой спор.
Орган, рассматривающий индивидуальный трудовой спор, принимает решение о выплате работнику среднего заработка за все время вынужденного прогула.
В соответствии с ч.4 ст.3 Трудового кодекса РФ лица, считающие, что они подверглись дискриминации в сфере труда, вправе обратиться в суд с заявлением о восстановлении нарушенных прав, возмещении материального вреда и компенсации морального вреда.
Пунктом 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 2 предусмотрено, что в соответствии с частью четвертой статьи 3 и частью девятой статьи 394 Кодекса суд вправе удовлетворить требование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требование работника, уволенного без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсации морального вреда.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" закреплено, что суд вправе обязать работодателя компенсировать причиненные работнику нравственные, физические страдания в связи с незаконными увольнением, так как незаконными действиями работодателя нарушаются личные неимущественные права работника и другие нематериальные блага.
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Суд находит справедливой и разумной сумму в 3000 рублей в качестве компенсации морального вреда, причиненного ФИО2 увольнением с нарушением установленного порядка.
Согласно ст.234 ТК РФ, работодатель обязан возместить работнику не полученный им заработок во всех случаях незаконного лишения его возможности трудиться. Такая обязанность, в частности, наступает, если заработок не получен в результате:
незаконного отстранения работника от работы, его увольнения или перевода на другую работу.
Таким образом, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за время вынужденного прогула (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), что составляет 39066 рублей, исходя из его среднемесячной заработной платы 28585,39 рублей )..
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Иск ФИО2 удовлетворить.
Восстановить ФИО2 в должности главного специалиста отдела аренды земли Комитета по управлению имуществом <адрес>.
Взыскать с Комитета по управлению имуществом <адрес> причитающуюся ФИО2 заработную плату за время вынужденного прогула с 15.11.2016г. по ДД.ММ.ГГГГ в размере 39066 рублей (тридцать девять тысяч шестьдесят шесть) рублей.
Решение в части восстановления на работе подлежит исполнению немедленно.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Дагестан в месячный срок со дня его вынесения.
Председательствующий Джалалов Д.А.