Дело № 2-481/2024
11RS0009-01-2024-000681-35
Решение
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Степанова И.А.,
при секретаре судебного заседания Гофман Я.Н.,
с участием посредством видеоконференц-связи Ужгалова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве 03 июля 2024 года гражданское дело по исковому заявлению Ужгалова В. С. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, должностным лицам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Хмара О. Н., Ковалевой Е. Н. об оспаривании действий (бездействия) и присуждении денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, о возмещении вреда, причиненного здоровью, возложении обязанности провести необходимые обследования и оказать надлежащую медицинскую помощь,
установил:
Ужгалов В.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России. В обоснование требований указал, что отбывает уголовное наказание в ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми (далее – ФКУ ИК-42). По имеющимся заболеваниям: <данные изъяты>, – Ужгалову В.С. не оказывалась необходимая медицинская помощь, что повлекло вред здоровью. В ИК-42 с 16.03.2023 по 22.03.2023 он не был обеспечен повышенной нормой питания в связи с имеющимися заболеваниями. В феврале 2023 года было назначено лечение лекарственным препаратом <данные изъяты>), от которого он чувствовал себя плохо, по этому поводу неоднократно обращался к медработникам, но они бездействовали, не соблюдали рекомендации врачей об избегании переохлаждения, отказывали в просьбе иметь дополнительное одеяло. 04.05.2023 на приеме у врача-терапевта отсутствовала медкарта, что повлекло оказание ненадлежащей медицинской помощи. Также несвоевременно и нерегулярно брались анализы крови, что препятствовало назначению необходимого лечения.
Ужгалов В.С. просил признать действия ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России незаконными, взыскать денежную компенсацию в размере 500 000 рублей, обязать провести надлежащее лечение по всем заболеваниям и рекомендациям в медкарте. В ходе рассмотрения дела он уточнил требования – просил обязать провести необходимое лечение по заболеваниям: «<данные изъяты>» рассмотреть вопрос о назначении противовирусной терапии «<данные изъяты>» провести общий анализ крови для установления нуждаемости в назначении лекарственной терапии препаратами железа.
Определением суда от 02.06.2023 к участию в деле в качестве административного соответчика привлечена ФСИН России.
Определением суда от 29.06.2023 по делу назначена судебно-медицинская экспертиза, производство по делу приостановлено. Определением суда от 30.11.2023 производство по делу возобновлено.
Определением суда от 21.03.2024 к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены ФКУ ИК-42, должностные лица ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Хмара О.Н. и Ковалева Е.Н.
Определением суда от 16.05.2024 к участию в деле в качестве административного ответчика привлечено ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми.
Определением от 16.05.2024 суд перешел к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением суда от 03.07.2024 прекращено производство по делу в части иска Ужгалова В.С. к ФСИН России и ФКУ ИК-42 ОУХД УФСИН России по Республике Коми об оспаривании действий (бездействия) и присуждении денежной компенсации в связи с необеспечением с 16.03.2023 по 22.03.2023 повышенной нормой питания.
Истец в судебном заседании исковое заявление поддержал.
Ответчики явку своих представителей не обеспечили, об отложении судебного разбирательства не просили.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) суд определил рассмотреть дело в отсутствие ответчиков.
Заслушав объяснения Ужгалова В.С., исследовав материалы дела, суд находит иск, подлежащим частичному удовлетворению в силу следующего.
Судом установлено и из материалов дела следует, что административный истец Ужгалов В.С. прибыл в ФКУ ИК-42 <ДД.ММ.ГГГГ>, в связи с чем медицинское наблюдение осуществляет ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России.
Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285 утвержден Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы (далее – Порядок).
Указанный Порядок устанавливает правила организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу в следственных изоляторах, а также осужденным, отбывающим наказание в виде лишения свободы в исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы, в соответствии с пунктами 1, 2, 4 части 2 статьи 32, частью 1 статьи 37 и частью 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ).
Осужденные при поступлении в учреждения УИС осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Осужденным, прибывающим в колонии-поселения из зала суда, с целью выявления туберкулеза, ВИЧ-инфекции, заболеваний, передающихся половым путем, и других заболеваний проводятся флюорография легких или рентгенография органов грудной клетки (легких) и клиническая лабораторная диагностика. При наличии показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов (пункт 30 Порядка).
В период содержания осужденного в учреждении УИС осуществляется динамическое наблюдение за состоянием его здоровья, включающее ежегодное лабораторное исследование (общий анализ крови, мочи), осмотр врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера, которые проводятся один раз в год, а также флюорографию легких или рентгенографию органов грудной клетки (легких), которые проводятся не реже одного раза в шесть месяцев в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза (пункт 31 Порядка).
Медицинская помощь в условия исправительного учреждения осуществляется в плановом порядке.
Медицинская помощь, оказываемая в плановом порядке, то есть плановая медицинская помощь, как это определено в пункте 3 части 4 статьи 32 Закон № 323-ФЗ, - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
При разрешении требований об оспаривании действий (бездействия) и присуждении денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении суд исходит из следующего.
В силу части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
В силу пункта 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 № 47 при рассмотрении административных дел, связанных с непредоставлением или ненадлежащим оказанием лишенному свободы лицу медицинской помощи, судам с учетом конституционного права на охрану здоровья и медицинскую помощь следует принимать во внимание законодательство об охране здоровья граждан, а также исходить из того, что качество необходимого медицинского обслуживания, предоставляемого в местах принудительного содержания, должно быть надлежащего уровня с учетом режима мест принудительного содержания и соответствовать порядкам оказания медицинской помощи, обязательным для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, и стандартам медицинской помощи (статья 41 Конституции Российской Федерации, статья 4, части 2, 4 и 7 статьи 26, часть 1 статьи 37, часть 1 статьи 80 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
Суд, оценивая соответствие медицинского обслуживания лишенных свободы лиц установленным требованиям, с учетом принципов охраны здоровья граждан может принимать во внимание, в частности, доступность такого обслуживания (обеспеченность лекарственными препаратами с надлежащими сроками годности), своевременность, правильность диагностики, тождественность оказания медицинской помощи состоянию здоровья, лечебную и профилактическую направленность, последовательность, регулярность и непрерывность лечения, конфиденциальность, информированность пациента, документированность, профессиональную компетентность медицинских работников, обеспечение лишенного свободы лица техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида (статья 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», часть 7 статьи 101 УИК РФ).
При этом необходимо учитывать, что само по себе состояние здоровья лишенного свободы лица не может свидетельствовать о качестве оказываемой ему медицинской помощи. Доказательствами надлежащей реализации права на медицинскую помощь, включая право на медицинское освидетельствование, в том числе в случаях, когда в отношении лишенного свободы лица в установленном порядке применялись меры физического воздействия, могут являться, например, акты медицинского освидетельствования и иная медицинская документация. Отсутствие сведений о проведении необходимых медицинских осмотров и (или) медицинских исследований может свидетельствовать о нарушении условий содержания лишенных свободы лиц (статья 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», статья 84 КАС РФ).
Для оценки качества оказания медицинской помощи судом назначена судебно-медицинская экспертиза, производство которой поручено ГБУЗ Республики Коми «Бюро судебно-медицинской экспертизы».
Заключением экспертов № 03/407-23/507-23 (п) установлено следующее.
Обследование и лечение Ужгалова В.С. по имеющимся заболеваниям в период с 16.03.2023 по 16.05.2023 проводилось не в полном объеме, при этом были выявлены следующие дефекты оказания ему медицинской помощи в ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России:
- <данные изъяты> <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>.
Оснований сомневаться в правильности этого заключения у суда не имеется, так как приведенные в нем выводы ясные и понятные, основаны на оценке медицинских документов истца и его доводов. Заключение соответствует требованиям закона и признается судом допустимым доказательством.
Доводы Ужгалова В.С. о недостатках медицинской помощи 04.05.2023 ввиду проведения приема врачами в отсутствие его медицинской карты не нашли своего подтверждения. Комиссией экспертов недостатков в спорный период не было обнаружено. Кроме того вопреки утверждениям истца 04.05.2023 по итогам посещения истцом дерматолога и терапевта осуществлялись медицинские назначения. Эти записи имеются в медицинских документах.
Учитывая приведенные выше недостатки медицинской помощи, доводы Ужгалова В.С. о незаконности действий (бездействия) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России являются обоснованными, что влечет необходимость присуждения денежной компенсации.
Согласно подпункту 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности.
Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» утверждено Положение о Федеральной службе исполнения наказаний. В соответствии с подпунктом 6 пункта 7 данного Положения ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, интересы Российской Федерации при рассмотрении настоящего дела представляет ФСИН России, которое является надлежащим ответчиком по данным требованиям.
Учитывая, что нарушение условий содержания административного истца в исправительном учреждении нашло свое подтверждение в части нарушения права на охрану здоровья с 16.03.2023 по 16.05.2023, принимая во внимание продолжительность нарушений, обстоятельства, при которых допускались нарушения, их последствия для административного истца, который претерпевал нравственные и физические страдания, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и взыскании в его пользу компенсации в размере 10 000 рублей.
С учетом характера и существа требований решение в этой части суд определяет привести к немедленному исполнению.
Оснований для удовлетворения требований к должностным лицам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Хмара О.Н., Ковалевой Е.Н. об оспаривании действий (бездействия) и присуждении денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении не имеется.
Суд также отклоняет доводы Ужгалова В.С. о нарушении его прав ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в связи с невыдачей разрешения на дополнительное одеяло. Истец необходимость выдачи одеяла связывал с рекомендацией врача исключить переохлаждение и низкой температурой в жилых помещениях.
Хмара О.Н. в судебном заседании от 29.06.2023 подтвердила, что <данные изъяты>, тогда как Ужгалов В.С. не работал. О низкой температуре в жилых помещениях Хмара О.Н. не известно.
В судебном заседании не было установлено обстоятельств нарушения температурного режима. Соответствующих доказательств Ужгалов В.С. не представил, с жалобами в администрацию или надзирающие органы по этому поводу не обращался, поэтому приведенные доводы суд находит надуманными.
При разрешении иска в части возмещения вреда здоровью суд учитывает следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющей общие основания гражданско-правовой ответственности за причинение вреда, вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.01.2010 № 1 «О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни и здоровью гражданина» разъяснено, что по общему правилу, установленному статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, ответственность за причинение вреда возлагается на лицо, причинившее вред, если оно не докажет отсутствие своей вины. Установленная статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
В материалах рассматриваемого дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт увечья или иного повреждения здоровья. Нарушение стандартов оказания медицинской помощи, которые уже повлекли присуждение денежной компенсации в пользу истца, сами по себе не свидетельствуют о причинении такого вреда. Заключением судебно-медицинской экспертизы указанный вред также не установлен.
Принимая во внимание изложенное, оснований для удовлетворения иска в части возмещения вреда здоровья не имеется.
Исковые требования Ужгалова В.С. о возложении на ответчиков обязанности провести необходимые лечение и обследования не подлежат удовлетворению.
Требования истца носят общий характер и фактически касаются соблюдения клинических рекомендации и стандартов при оказании медицинской помощи. Заключение экспертов каких-либо выводов об этом также не содержат.
Исполнение обязанности лицом не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе на будущее время. Следует отметить, что сотрудники ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России обязаны руководствоваться действующим стандартом и клиническим рекомендациям, предписывающими проведение лечебно-диагностических мероприятий при оказании медицинской помощи по заболеваниям, имеющимся у истца. Судебного решения для этого не требуется.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Ужгалова В. С. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России удовлетворить частично.
Признать незаконными действия (бездействие) ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России в части условий содержания в исправительном учреждении Ужгалова В. С. с 16.03.2023 по 24.05.2023.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказания за счет казны Российской Федерации в пользу Ужгалова В. С. компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
В удовлетворении иска Ужгалова В. С. к ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, должностным лицам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Хмара О. Н., Ковалевой Е. Н. об оспаривании действий (бездействия) и присуждении денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении отказать.
В удовлетворении иска Ужгалова В. С. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, должностным лицам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Хмара О. Н., Ковалевой Е. Н. о возмещении вреда, причиненного здоровью, отказать.
В удовлетворении иска Ужгалова В. С. к ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России, ФКЛПУ Б-18 УФСИН России по Республике Коми, должностным лицам ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России Хмара О. Н., Ковалевой Е. Н. о возложении обязанности провести необходимые обследования и оказать надлежащую медицинскую помощь отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Княжпогостский районный суд Республики Коми.
Судья И.А. Степанов
Мотивированное решение составлено 10 июля 2024 года.