Судья Волковская М.В. 7а-472/2022
РЕШЕНИЕ
г. Ставрополь | 21 сентября 2022 года |
Судья Ставропольского краевого суда Загорская О.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Ясониди Д.Н. на постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 02.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ясониди Д.Н.,
установил:
Постановлением судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 02.08.2022 Ясониди Д.Н. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15000 рублей (далее – постановление судьи от 02.08.2022).
В жалобе, поданной в Ставропольский краевой суд, Ясониди Д.Н. считает постановление судьи от 02.08.2022 незаконным и необоснованным.
Ясониди Д.Н. не отрицает факт совершения административного правонарушения, выразившегося в неразмещении в течение 4-х суток с момента прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных и муниципальных услуг сведений о вакцинации, однако, ссылаясь на положения ст. 2.9 КоАП РФ и п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», выражает несогласие с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания совершённого административного правонарушения малозначительным.
Указывает, что Ясониди Д.Н. прошла вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019 (срок действия сертификата до 23.07.2022), а совершённое административное правонарушение не повлекло существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений, а также наступление негативных последствий для окружающих.
Учитывая изложенное, а также данные о личности Ясониди Д.Н., просит постановление судьи от 02.08.2022 изменить, производство по делу прекратить на основании ст. 2.9 КоАП РФ в связи с малозначительностью совершённого административного правонарушения с объявлением устного замечания либо применить положения ч. 2.2, ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ и назначить административное наказание в виде штрафа в размере менее минимального размера, предусмотренного санкцией статьи 6.3 части 2 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, проверив законность и обоснованность постановления суда в соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, выслушав Ясониди Д.Н., поддержавшую и просившую удовлетворить жалобу, в отсутствие представителя административного органа, извещённого надлежащим образом, в том числе путём размещения информации на официальном сайте краевого суда в сети Интернет, о времени и месте судебного заседания, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со ст. 31 Закона № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) вводятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, на территории Российской Федерации, территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний; ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения; порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 51 Закона № 52-ФЗ главные государственные санитарные врачи и их заместители при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, наделяются полномочиями выносить мотивированные постановления о введении ограничительных мероприятий.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 г. № 715 «Об утверждении перечня заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» (в редакции Постановлений Правительства Российской Федерации от 13.07.2012 г. № 710, от 31.01.2020 г. № 66) коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
В связи с продолжающимся глобальным распространением, угрозой завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Российской Федерации, в соответствии со ст. 31, п. 6 ч. 1 ст. 51 Закона № 52-ФЗ Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации издано постановление от 18.03.2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (далее - Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации), которым определены правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации в целях нераспространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Так, в силу п. 2.1 Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации, гражданам Российской Федерации, прибывающим на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку) необходимо обеспечить заполнение анкеты прибывающего на территорию Российской Федерации до прибытия на территорию Российской Федерации в целях обеспечения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. В целях оперативного прохождения санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации обеспечить заполнение на ЕПГУ (https://www.gosuslugi.ru) анкеты для прибывающего в Российскую Федерацию в электронном виде «Регистрация прибывающих в Российскую Федерацию» (https://www.gosuslugi.ru/394604) до вылета в Российскую Федерацию (при приобретении билета, но не позднее регистрации на рейс).
Согласно п. 2.2 Постановления Главного санитарного врача Российской Федерации (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Ясониди Д.Н. к административной ответственности) гражданам предписано в течение трёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом полимезарной цепной реакции (далее - ПЦР). До получения результатов лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания).
При наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесённом в последние 6 месяцев заболевании COVID-19 проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется.
Сведения о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесённом заболевании или вакцинации в обязательном порядке размещаются в течение четырёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации на Едином портале государственных услуг путём заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесённом заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https:www.gosuslugi.ru/400705/1).
Такая обязанность предусмотрена для всех граждан Российской Федерации, прибывающих на территорию Российской Федерации воздушным транспортом (за исключением членов экипажа воздушного судна, осуществляющего воздушную перевозку), а не только для лиц, страдающих коронавирусной инфекцией (COVID-2019), либо лиц с подозрением на такое заболевание и контактировавших с больными инфекционными заболеваниями лицами, либо является носителем возбудителей инфекционных болезней.
Из диспозиции ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ следует, что административная ответственность наступает за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Из материалов дела следует, что основанием для возбуждения дела об административном правонарушении ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ послужили изложенные в протоколе № 272 об административном правонарушении от 30.05.2022 обстоятельства, согласно которым гражданка РФ Ясониди Д.Н., прибывшая 04.03.2022 из Вьетнама на территорию Российской Федерации, в нарушение пункта 2.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (далее - Постановление № 7) в течение четырёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации, т.е. до 08.03.2022 00 часов 00 минут не разместила в Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ) сведения о прохождении в течение трёх календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации лабораторного исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесённом заболевании или вакцинации.
Факт совершения Ясониди Д.Н. вышеуказанного административного правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: анкетой Ясониди Д.Н. от 04.03.2022, протоколом № 272 об административном правонарушении от 30.05.2022 и иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Требования статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьёй 26.1 данного Кодекса.
Обоснованность привлечения Ясониди Д.Н. к административной ответственности никаких сомнений не вызывает.
Ясониди Д.Н., прибыв на территорию Российской Федерации 04.03.2022, в установленные сроки, т.е. до 08.03.2022 не выполнила требования о размещении в ЕПГУ информации о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, перенесённом заболевании или вакцинации, в связи с чем правомерно привлечена к ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Обжалуемое постановление судьи от 02.08.2022 соответствует правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, отражённой в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19), № 1, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21.04.2020 (далее – Обзор № 1 от 21.04.2020), в соответствии с которой в случае нарушения Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, допущенного лицом, прибывшим на территорию Российской Федерации из иностранного государства, данное деяние необходимо квалифицировать по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, которая является специальной по отношению к ч. 1 ст. 20.6.1 КоАП РФ; привлечению к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) подлежат, в том числе, лица с подозрением на наличие заразной формы инфекционного заболевания, лица, прибывшие на территорию Российской Федерации, в том числе, из государства, эпидемически неблагополучного по коронавирусной инфекции.
Довод жалобы о том, что Ясониди Д.Н. прошла вакцинацию от новой коронавирусной инфекции, вызванной COVID-2019 (срок действия сертификата до 23.07.2022), не является основанием для освобождения заявителя от административной ответственности, поскольку факт прохождения лицом вакцинации против COVID-19, как в рассматриваемом случае, не освобождает его от обязанности, закреплённой в абз. 3 п. 2.2 Постановления № 7 о размещении в ЕГПУ информации о её прохождении.
Постановление о привлечении Ясониди Д.Н. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ, вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ч. 1 ст. 4.5 названного Кодекса для данной категории дел.
Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Как следует из материалов дела, Ясониди Д.Н. назначено наказание в виде штрафа в размере 15000 рублей, т.е. в минимальном размере штрафа, предусмотренном санкцией ст. 6.3 ч. 2 КоАП РФ, для граждан.
Вопреки доводам жалобы, не усматривается оснований для признания совершённого Ясониди Д.Н. правонарушения малозначительным и освобождения её от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Так, в соответствии с разъяснениями, содержащимися в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» при решении вопроса о назначении вида и размера административного наказания судье необходимо учитывать, что КоАП РФ допускает возможность назначения административного наказания лишь в пределах санкций, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение с учётом характера совершённого правонарушения, личности виновного, имущественного положения правонарушителя - физического лица (индивидуального предпринимателя), финансового положения юридического лица, привлекаемого к административной ответственности, обстоятельств, смягчающих и отягчающих административную ответственность (ст. ст. 4.1-.4.5 КоАП РФ). Поэтому судья не вправе назначить наказание ниже низшего предела, установленного санкцией соответствующей статьи, либо применить наказание, не предусмотренное ст. 3.2 КоАП РФ.
Вместе с тем, если при рассмотрении дела будет установлена малозначительность совершенного административного правонарушения, судья на основании ст. 2.9 КоАП РФ вправе освободить виновное лицо от административной ответственности и ограничиться устным замечанием, о чем должно быть указано в постановлении о прекращении производства по делу. Если малозначительность административного правонарушения будет установлена при рассмотрении жалобы на постановление по делу о таком правонарушении, то на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При этом необходимо иметь в виду, что с учётом признаков объективной стороны некоторых административных правонарушений, они ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны малозначительными, поскольку существенно нарушают охраняемые общественные отношения.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу чч. 2 и 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания (п. 21).
Оснований для признания правонарушения малозначительным или признания наказания чрезмерно суровым в рассматриваемом случае не имеется, с учётом характера административного правонарушения в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, совершённого при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
Иных доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для изменения или отмены обжалуемого судебного акта, заявителем не приведено.
Вместе с тем в рассматриваемом случае имеются основания для изменения состоявшегося по делу судебного постановления в части снижения размера административного штрафа, назначенного Ясониди Д.Н.
Федеральным законом от 31.12.2014 г. № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 2.2 и 2.3.
В соответствии с ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, личностью и имущественным положением привлекаемого к административной ответственности физического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее десяти тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее пятидесяти тысяч рублей, либо административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для граждан составляет не менее четырех тысяч рублей, а для должностных лиц - не менее сорока тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 2.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для граждан или должностных лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ).
Таким образом, суд вправе снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного для физических лиц административной санкцией при наличии исключительных обстоятельств, предусмотренных ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В рассматриваемом случае при назначении наказания суду первой инстанции надлежало учесть следующие имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства.
Так, в материалах дела не имеется сведений о совершении ранее Ясониди Д.Н. административных правонарушений. Кроме того, на иждивении Ясониди Д.Н. находится двое несовершеннолетних детей, которым присвоена группа инвалидности категории «ребёнок-инвалид», что подтверждается документами, приложенными к жалобе (л.д. 40, 41, 43-44, 45-46).
Учитывая вышеуказанные обстоятельства, в целях исключения избыточного ограничения прав указанного лица, прихожу к выводу о возможности применения положений частей 2.2, 2.3 ст. 4.1 КоАП РФ и снижения назначенного Ясониди Д.Н. административного наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Ясониди Д.Н. удовлетворить частично.
Постановление судьи Октябрьского районного суда г. Ставрополя от 02.08.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Ясониди Д.Н. изменить, снизив размер назначенного Ясониди Д.Н. административного штрафа с 15000 рублей до 7500 рублей.
В остальной части обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Судья
Ставропольского краевого суда О.В. Загорская