Дело № 3-33/14
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Якутск 21 августа 2014 г.
Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Посельского Ф.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление кандидата на должность Главы Республики Саха (Якутия) Березкина Э.Б. об отмене решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) о регистрации кандидата на должность Главы Республики Саха (Якутия) Максимова В.Ю.
установил:
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 ГС N 291-V на 14 сентября 2014 года назначены выборы Главы Республики Саха (Якутия). Названное постановление официально опубликовано в печатных изданиях "Якутия", N 102, 11.06.2014, "Ил Тумэн", N 23, 11.06.2014,"Саха сирэ", N 108, 21.06.2014.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) (далее – ЦИК РС (Я)) от 03 августа 2014 г. № 61/1-5 Березкин Э.Б. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Республики Саха (Якутия).
Постановлением ЦИК РС (Я)) от 08 августа 2014 г. № 63/3-5 кандидатом на должность Главы Республики Саха (Якутия) зарегистрирован также Максимов В.Ю.
Березкин Э.Б. обратился в суд с заявлением об отмене решения ЦИК РС (Я) о регистрации кандидата Максимова В.Ю. В обоснование доводов заявителем указано, что при уведомлении избирательной комиссии о выдвижении кандидата Максимовым В.Ю. среди необходимых документов был представлен диплом о высшем профессиональном образовании, который, как выяснилось впоследствии, выдан на имя другого лица. В связи с этим Максимовым В.Ю. было подано заявление в ЦИК РС (Я) о внесении изменений в соответствующие сведения об образовании кандидата путем указания на наличие у него среднего образования.
По мнению заявителя, данное обстоятельство указывает на несоответствие кандидата Максимова В.Ю. квалификационным требованиям, предъявляемым к должностям гражданской службы, установленным ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», а также является основанием утверждать об отсутствии у депутатов муниципальных образований, оказавших поддержку выдвижения кандидата Максимова В.Ю., полной и достоверной информации о кандидате, касающейся, в частности, отсутствия у последнего высшего профессионального образования.
Также заявитель полагает, что кандидатом Максимовым В.Ю. нарушены требования законодательства о политических партиях, ограничивающие право гражданина быть членом только одной политической партии, и запрещающие политической партии выдвигать кандидатами на выборные должности в органах государственной власти граждан, являющихся членами иных политических партий. Данные нарушения, как утверждает заявитель, выразились в том, что Максимов В.Ю. при выдвижении его кандидатом на должность главы РС (Я) региональным отделением Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в РС (Я), также является членом Регионального отделения Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» в РС (Я), поскольку входит в состав высших руководящих органов названых общественных объединений.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, являются основанием для отказа в регистрации кандидата Максимова В.Ю., однако ЦИК РС (Я) незаконно приняла решение о его регистрации.
В судебном заседании представители заявителя Седалищев Н.И., Еремеева Л.Н., Ходулова М.В., действующие на основании доверенности от 11.08.2014 г. № 3-3155, требования, изложенные в заявлении, поддержали в полном объеме. Просили отменить обжалуемое решение ЦИК РС (Я).
Представитель ЦИК РС (Я) Афанасьев С.А., действующий на основании доверенности от 08.04.2014 г. № 01-29/323, а также представитель заинтересованного лица Максимова В.Ю. – Томтосов А.А.. действующий на основании доверенности от 08.08.2014 г. № 1513-14, в судебном заседании с требованиями заявителя не согласились. Суду пояснили, что регистрация кандидата отвечает требованиям законодательства, исправление ранее представленных кандидатом сведений, в том числе в отношении образования, допускается законом. Не согласились с утверждением заявителя о принадлежности Максимова В.Ю. к членству двух политических партий, ссылаются на материалы дела в опровержение таких доводов. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении заявления отказать, приходит к следующему.
Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 ГС N 291-V на 14 сентября 2014 года назначены выборы Главы Республики Саха (Якутия). Названное постановление официально опубликовано в печатных изданиях "Якутия", N 102, 11.06.2014, "Ил Тумэн", N 23, 11.06.2014,"Саха сирэ", N 108, 21.06.2014.
Постановлением Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 03 августа 2014 г. № 61/1-5 Березкин Э.Б. зарегистрирован кандидатом на должность Главы Республики Саха (Якутия).
Постановлением ЦИК РС (Я)) от 08 августа 2014 г. № 63/3-5 кандидатом на должность Главы Республики Саха (Якутия) зарегистрирован также Максимов В.Ю.
В силу пункта 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно части 8 статьи 25 Закона Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" кандидат не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Главы Республики Саха (Якутия) представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) решение съезда политической партии либо конференции (общего собрания) регионального отделения политической партии о выдвижении кандидата, а также нотариально удостоверенную копию документа о государственной регистрации избирательного объединения, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений.
По правилам части 9 вышеназванной правовой нормы, одновременно с документами, указанными в части 8 настоящей статьи, кандидат представляет в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) заявление в письменной форме о согласии баллотироваться с обязательством в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую с замещением выборной должности. В заявлении указываются, в частности, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации.
В соответствии с частью 9.1 статьи 25 Закона РС (Я) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV к заявлению, предусмотренному пунктом 1 части 9 настоящей статьи, прилагаются также копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании.
Из материалов дела усматривается, что 27.06.2014 г., т.е. в установленный частью 8 статьи 25 Закона РС (Я) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV срок, Максимов В.Ю. обратился в ЦИК РС (Я) с заявлением о согласии баллотироваться на должность Главы РС (Я), представив необходимые сведения, в том числе о наличии высшего профессионального образования с квалификацией «юрист», и приложив копию диплома ВСГ 0755497, выданного ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов».
Согласно требованиям пункта 6 статьи 33 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, части 2 статьи 28 Закона РС (Я) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV ЦИК РС (Я) обратилась с представлением в соответствующие органы о проверке достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с названным Законом РС (Я), в отношении кандидата Максимова В.Ю.
В ходе данной проверки установлено, что Максимов В.Ю. в ГОУ ВПО «Российский университет дружбы народов» не обучался, диплом серии ВСГ № 0755497 по специальности «Юриспруденция» выдан другому лицу (Янковой Н.В.).
Результаты указанной проверки были доведены до сведения кандидата Максимова В.Ю. в соответствии с положениями пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, согласно которому при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), и их регистрации предусмотрено законом, соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем.
Вышеприведенной норме Федерального закона корреспондируют положения части 10 статьи 28 Закона РС (Я) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV.
На основании названных положений действующего избирательного законодательства кандидатом Максимовым В.Ю. 30.07.2014 г. в ЦИК РС (Я) направлены сведения об изменении ранее представленных сведений о кандидате на должность Главы РС (Я), а именно - замены сведений о наличии высшего образования на сведения о среднем образовании кандидата.
В связи с этим суд также учитывает разъяснения по некоторым вопросам указания и проверки сведений об образовании кандидата, содержащиеся в Постановлении ЦИК России от 11.06.2014 N 235/1488-6. Согласно пункту 1 названного акта, если у кандидата отсутствует профессиональное образование, то указание иных сведений об образовании (общем образовании), а также представление копий документов об образовании не требуется.
Из содержания пункта 4 названных разъяснений следует, что избирательные комиссии также должны учитывать положения пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ, согласно которому в случае несоответствия сведений об образовании, указанных в заявлении о согласии баллотироваться, копии представленного документа о профессиональном образовании, кандидат вправе внести уточнения в заявление либо представить копию соответствующего документа о профессиональном образовании не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.
Поскольку соответствующие действия со стороны избирательной комиссии и кандидата на должность Главы РС (Я) полностью согласуются с вышеприведенными правовыми нормами и осуществлены в рамках действующего избирательного законодательства, суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя об отмене решения о регистрации кандидата в связи с отсутствием у Максимова В.Ю. документа о высшем профессиональном образовании. При этом суд принимает во внимание, что ни положения Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, ни положения Закона РС (Я) от 28.06.2012 1084-З N 1075-IV не предусматривают в качестве обязательного условия выдвижения и регистрации кандидата на должность главы субъекта РФ наличие у кандидата высшего профессионального образования.
Доводы заявителя о принадлежности кандидата Максимова В.Ю. к членству двух политических партий, и нарушении тем самым требований законодательства о политических партиях, вопреки правилам статьи 56 Гражданского процессуального кодекса РФ какими-либо допустимыми и относимыми доказательствами не подтверждены, и более того, опровергаются материалами дела.
Так, по сведениям Регионального отделения Политической партии «Российская партия пенсионеров за справедливость» в РС (Я), изложенных в протоколе № 1 конференции регионального отделения политической партии от 12.06.2014 г., справке названной организации от 12.06.2014 г., списке членов партии, принявших участие в работе конференции от 12.06.2014 г., усматривается, что Максимов В.Ю. является членом указанной политической партии с 28 мая 2014 г.
В свою очередь, из информации Регионального отделения Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые» в РС (Я), представленной по запросу ЦИК РС (Я) 13.07.2014 г., следует, что Максимов В.Ю. не входил в состав членов политической партии, принимавших участие в тайном голосовании по выдвижению кандидата на должность Главы РС (Я), а участвовал в работе конференции названной организации 12.06.2014 г. в качестве приглашенного специалиста с правом совещательного голоса. Данное обстоятельство не указывает на членство в политической партии в смысле, придаваемом этому понятию Федеральным законом от 11.07.2001 N 95-ФЗ "О политических партиях", и положениями Устава Политической партии «Российская экологическая партия «Зеленые».
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Таких нарушений при рассмотрении дела судом не установлено.
В связи с этим суд считает обжалуемое решение избирательной комиссии правомерным и обоснованным, и не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198, 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
В удовлетворении заявления кандидата на должность Главы Республики Саха (Якутия) Березкина Э.Б. об отмене решения Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) о регистрации кандидата на должность Главы Республики Саха (Якутия) Максимова В.Ю., - отказать.
На решение могут быть поданы апелляционные жалобы, апелляционное представление прокурора в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение пяти дней со дня принятия решения суда.
Судья Л.А. Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 21.08.2014 г.