Дело № 2а-471/2020
УИД 91RS0015-01-2020-000719-77
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 октября 2020 года пгт. Нижнегорский
Нижнегорский районный суд Республики Крым в составе:
председательствующего - судьи Брындя М.А.,
при секретаре - Чарушниковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Мельник С.В. к администрации Нижнегорского района Республики Крым и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым, о признании постановления незаконным и подлежащим отмене,
У С Т А Н О В И Л :
административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику о признании незаконным и отмене постановления №№-пр/2020 от 26.08.2020 об организации проведения индивидуальной профилактической работы.
Иск мотивирован тем, что Мельник С.В. является опекуном несовершеннолетних детей: ФИО5, ФИО6, ФИО10, ФИО7, ФИО8, опекунство осуществляется на основании договора об осуществлении опеки на возмездной основе. ДД.ММ.ГГГГ администрацией Нижнегорского района в отношении истца вынесено постановление №№-а/2020 о назначении наказания, на основании которого, было установлено, что последняя находилась по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в состоянии алкогольного опьянения в присутствии всех детей, в результате чего, ненадлежащим образом исполняла свои обязанности опекуна по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, выраженному в формировании искаженных морально-нравственных норм, недостаточном количестве приготовленной пищи, не соответствующим санитарно-гигиеническим требованиям ее качеств, по результатам чего, ей назначено наказание в виде 500 рублей. Отраженные в постановлении события являются искаженными, не соответствующими фактическим обстоятельствам дела, на основании чего ею подана жалоба в суд. Также, в этот же день в ее отсутствие было вынесено постановление №№-пр/2020 от ДД.ММ.ГГГГ об организации проведения индивидуальной профилактической работы с ней, данное постановление было вручено ей ДД.ММ.ГГГГ, в постановлении отсутствовали подписи лиц, вынесших данное постановление. При ознакомлении с постановлением ей стало известно, что постановление было вынесено на основании Постановления Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ №№-а/2020, которое не вступило в законную силу. Оснований для вынесения постановления у комиссии не имелось, так как до вступления в силу, данное постановление не является доказательством ее вины, не имеет юридической силы, а потому вынесено в нарушение норм действующего законодательства, также с нарушением материальных и иных гарантированных законных прав.
В соответствии с ч. 7 ст. 96 КАС РФ сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Административный истец и ее представитель в судебное заседание не явились, представили суду заявления об отложении дела, однако, заявляя ходатайство об отложении судебного разбирательства, не представили доказательств уважительных причин неявки в судебное заседание.
Учитывая, что о времени и месте судебного заседания административный истец был извещен надлежащим образом, его явка в судебное заседание не была признана обязательной, а также то, что в силу ч. 6 ст.226 КАС РФ его неявка в судебное заседание не препятствует рассмотрению дела, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя.
Представитель администрации Нижнегорского района Республики Крым в судебное заседание не явился, подал суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, по имеющимся в деле материалам, в поданных суду возражениях указал на несогласие с административным иском, в виду следующего. В соответствии с законодательством РФ устранение выявленных причин условий находится в компетенции ОМВД России по Нижнегорскому району, ГБУ РК «Нижнегорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», ГБУЗ РК «Крымский научно - практический центр наркологии», ОСФВ УДН и ЗП администрации Нижнегорского района Республики Крым. На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 5, п.3 ст. 6, ч.3 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ «Об основал профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района приняла постановление Комиссии от 26.08.2020г. №№-пр/2020, с указанием комиссионных решений, обязательных для исполнения субъектами системы профилактики безнадзорности и правонарушении несовершеннолетних Нижнегорского района. Согласно пп.7.1 п.7 Положения о комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым (далее - Положение) комиссия рассматривает материалы (дела) переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Республики Крым об административных правонарушениях. Согласно п. 6.24. Положения решения комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комиссии; п. 6.26. Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии. Согласно: п. 6.26. Положения результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии; п.6.27. - В протоколе заседания комиссии указываются: результаты голосования по вопросам, обсуждаемым на заседании комиссии (пп.ж); решение, принятое по рассматриваемому вопросу (пп.з). Результаты голосования членов комиссии ход рассмотрения вопроса и принятое решение внесены в протокол заседания комиссии 26.08.2020г. Нарушений закона выявлено не было. Согласно п.8.6. Положения постановление или представление комиссии подписываются председательствующим на заседании комиссии, оглашаются немедленно по окончании рассмотрения материалов (дел), вступают в силу со дня их принятия. Мельник С.В. присутствовала при оглашении постановлений Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (№№-а/2020 и №№-пр/2020). Согласно п.8.8. Положения копия постановления или представления комиссии либо выписка из него вручается под роспись несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям, другим заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в течение трех дней со дня его принятия. По причине того, что гр. Мельник С.В. после рассмотрения на заседании Комиссии вопросов относительно неё, сообщила, ответственному секретарю Комиссии, о том, что в пятницу - ДД.ММ.ГГГГ она уезжает и 31 августа её тоже не будет, на основании данной информации председателем Комиссии принято решение о вручении Мельник С.В. постановлений Комиссии ДД.ММ.ГГГГ. Согласно п.8.11. Положения неисполнение постановления или представления комиссии, непринятие мер по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, указанных в постановлении или представлении комиссии, а также оставление указанных правовых актов без рассмотрения влекут ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством Республики Крым. На основании данного пункта Положения субъекты системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Нижнегорского района (ОМВД России по Нижнегорскому району, ГБУ РК «Нижнегорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи», ГБУЗ РК «Крымский научно - практический центр наркологии», ОСФВ УДН и ЗП администрации Нижнегорского района Республики Крым) обязаны принять меры в рамках своей компетенции, о чем сообщить в сектор по обеспечению деятельности Комиссии в срок, указанный в постановлении. Решения, принятые комиссией на заседании ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мельник С.В. разработаны в целях координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, участвующих в проведении индивидуальной профилактической работы. Исходя из своей компетенции, каждый субъект определяет алгоритм действий принятия мер в работе с семьей.
Представитель Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым в судебное заседание не явился, подал суду заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя, по имеющимся в деле материалам, в удовлетворении иска просил отказать.
Суд, с учетом положения ч.6 ст. 226 КАС РФ, считает возможным проведение судебного разбирательства в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу предписаний статей 45 и 46 Конституции Российской Федерации, гарантирующих государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, в случае нарушения прав несовершеннолетних такие права подлежат судебной защите и восстановлению по основаниям и в процедурах, предусмотренных законом.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» для целей Закона определены следующие понятия: несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия; семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или иные законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними; индивидуальная профилактическая работа - деятельность по своевременному выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении; выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений, других противоправных и (или) антиобщественных действий, а также случаев склонения их к суицидальным действиям.
В силу положений ч. 1 ст. Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования (далее - органы, осуществляющие управление в сфере образования), органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел, учреждения уголовно-исполнительной системы (следственные изоляторы, воспитательные колонии и уголовно-исполнительные инспекции).
Из информации Управления по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Нижнегорского района Республики Крым от 12.08.2020 адресованной в том числе, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым следует, что Управлением ДД.ММ.ГГГГ проведена плановая проверка приемной семьи Мельник С.В. в составе: сын – ФИО9, приемные дети: ФИО7, ФИО10, ФИО11, ФИО5, ФИО6, в ходе которой установлено, что ни одна из предоставленных ранее рекомендаций, Мельник С.В. не выполнены, так, место для принятия водных процедур отсутствует, дети моются во дворе в грязно-зеленой воде бассейна либо в миске во дворе у летней кухни, действий по оздоровлению детей не проводила. Кроме того, в связи с отсутствием телефонной связи с Мельник С.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по 16.30 ч. ДД.ММ.ГГГГ, специалистами Управления было осуществлено посещение семьи ФИО12, в ходе которой установлено, что последняя находилась в состоянии алкогольного опьянения, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ в обеденное время выпила пиво. Начальником Управления были приглашены сотрудники полиции, которыми Мельник С.В. предложено пройти медицинское освидетельствование на состояние опьянения, с согласия последней, в сопровождении сотрудников полиции, Мельник С.В. доставлена в ГБУЗ РК «Нижнегорская районная больница», где прошла медицинское освидетельствование. Мельник С.В. была приглашена на беседу в Управление ДД.ММ.ГГГГ в 08 ч. 30 мин., в назначенное время последняя не явилась, о причинах отсутствия не сообщила, в связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ около 16 часов специалистами Управления вновь осуществлено посещение семьи Мельник С.В., в ходе которой установлено, что последняя находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения и курила во дворе, подопечные дети были в комнате и смотрели телевизор.
Из актов проверки условий жизни несовершеннолетнего подопечного, соблюдения опекуном прав и законных интересов несовершеннолетнего подопечного, обеспечения сохранности его имущества, а также выполнения опекуном требований к осуществлению своих прав и исполнению своих обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ в отношении несовершеннолетних ФИО5, ФИО8, ФИО6, ФИО10, ФИО7 усматривается, что права и законные интересы подопечных соблюдаются не в полной мере, содержание, воспитание и образование подопечных не в полной мере соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, имеются предложения о привлечении опекуна к ответственности за неисполнение, ненадлежащее исполнение им обязанностей, предусмотренных законодательством РФ, соответствующая информация будет направлена в ОМВД России по Нижнегорскому району. Также, ДД.ММ.ГГГГ при повторном посещении семьи Мельник С.В., последняя находилась в состоянии сильного алкогольного опьянения, пояснив, что ДД.ММ.ГГГГ выпила полбутылки водки, при этом, подопечные дети были в комнате дома и смотрели телевизор. Старшие приемные дети – ФИО7 и ФИО10 ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ видели приемную мать в состоянии сильного алкогольного опьянения, осознавали ее состояние и противоправность ее поведения.
ДД.ММ.ГГГГ ст. инспектором ОДН ОМВД России по Нижнегорскому району в отношении Мельник С.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ по факту того, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Мельник С.В., являясь приемной матерью, находилась по месту жительства в состоянии алкогольного опьянения в присутствии всех детей, а также ненадлежащего исполнения своих обязанностей опекуна по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, выраженном в формировании искаженных морально-нравственных норм и недостаточном количестве приготовленной пищи, не соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям ее качество.
Актом медицинского освидетельствования на состояние опьянения №№ от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Мельник С.В., установлено состояние опьянения Мельник С.В.
Из объяснений Мельник С.В. от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она ДД.ММ.ГГГГ в обеденное время употребила спиртное, а именно пиво марки «Крым» светлое, емкостью 1,5 литра, от чего немного опьянела, дети находились в доме и не видели, что она употребляла спиртное, однако старшие дети Петя и Никита видели ее выпившей, при этом из готовой еды в доме был суп гороховый и отварная вермишель, стоявшая на плите и прокисшая. ДД.ММ.ГГГГ из-за всех проблем она стала плакать, после чего в обеденное время стала употреблять спиртное, впив примерно 200 грамм водки, после чего сильно опьянела.
ДД.ММ.ГГГГ ГБУ «Нижнегорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района представлена информация о приемной семье Мельник С.В., в которой отмечаются как положительные так и отрицательные моменты работы с семьей. Помимо прочего в информации отмечено, что ДД.ММ.ГГГГ Мельник С.В. допустила нахождение несовершеннолетнего ФИО7 в состоянии алкогольного опьянения, за что ДД.ММ.ГГГГ была рассмотрена на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района и признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.22 КоАП РФ. ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Мельник С.В. находилась по месту жительства в состоянии алкогольного опьянения в присутствии детей.
Постановлением комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым №№-а/2020 от ДД.ММ.ГГГГ при рассмотрении дела об административном правонарушении №№ (протокол ОМВД России по Нижнегорскому району от ДД.ММ.ГГГГ), Мельник С.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35 КоАП РФ и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей. Также из постановления следует, что Мельник С.В. в заседании комиссии при рассмотрении дела вину не отрицала, давала признательные пояснения о нахождении ее ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства и о приготовленной некачественной пище.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым, рассмотрев материалы административного дела №№ в отношении Мельник С.В., вынесла постановление №№-пр/2020 «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.», которым постановлено:
- ОМВД России по Нижнегорскому району организовать проведение индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В., о чем сообщить в сектор по обеспечению деятельности Комиссии в течение 10 дней после получения постановления (п.1);
- ГБУ РК «Нижнегорский районный центр социальных служб для семьи, детей и молодежи» принять меры по усилению проведения индивидуальной профилактической работы с получателем социальных услуг – Мельник С.В. (п.2);
- ГБУЗ РК «Крымский научно-практический центр наркологии» в течении 10 дней организовать работу с Мельник С.В. по определению у нее алкогольной зависимости (п.3);
- ОСФВ УДН и ЗП администрации Нижнегорского района Республики Крым незамедлительно решить вопрос о целесообразности функционирования приемной семьи Мельник С.В. (п.4).
Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за исключением следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы и воспитательных колоний, проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, если они не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.
Как указывалось выше, в силу статьи Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к органам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних относятся комиссии по делам несовершеннолетних.
В силу п. 5 ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в пределах своей компетенции применяют меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Основаниями проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы среди прочего в постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (пункт 3 статьи 6 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»).
Статьей 7 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определены сроки проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, в частности проводится в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или достижения ими возраста восемнадцати лет, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В силу ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», родители или иные законные представители несовершеннолетних, должностные лица органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иные лица несут ответственность за нарушение прав несовершеннолетних, а также за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что органы управления социальной защитой населения в пределах своей компетенции осуществляют меры по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и организуют индивидуальную профилактическую работу в отношении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, содержанию несовершеннолетних и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;
Частью 3 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» определено, что комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав принимают постановления по отнесенным к их компетенции в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи вопросам, обязательные для исполнения органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
В постановлении комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав указываются выявленные нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, меры по их устранению и сроки принятия указанных мер.
Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних обязаны сообщить комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав о принятых мерах по исполнению данного постановления в срок, указанный в постановлении.
Согласно п. 19 Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 06.11.2013 № 995, комиссия принимает решения, за исключением решений, указанных в абзаце девятом подпункта «б» пункта 7 настоящего Примерного положения, оформляемые в форме постановлений, в которых указываются: а) наименование комиссии; б) дата; в) время и место проведения заседания; г) сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии; д) сведения об иных лицах, присутствующих на заседании; е) вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление; ж) содержание рассматриваемого вопроса; з) выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии); и) сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии); к) решение, принятое по рассматриваемому вопросу; л) меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие органы или учреждения системы профилактики; м) сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних.
Исходя из положений ч.1 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданные органами местного самоуправления, осуществляют деятельность на территориях соответствующих муниципальных образований субъектов Российской Федерации.
Пунктами 2,6,8 статьи 15 Закона Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» определено, что Комиссии рассматривают материалы (дела), в том числе: по собственной инициативе; переданные в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательством Республики Крым об административных правонарушениях; по иным основаниям, предусмотренным федеральным законодательством и законодательством Республики Крым.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» помимо прав, перечисленных в пунктах 1-5, 8 части 1 статьи 12 настоящего Закона, муниципальные комиссии вправе: наряду с проведением индивидуальной профилактической работы принять решение в отношении несовершеннолетних, указанных в подпунктах 2,4,6 и 8 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24 июня 1999 года N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», родителей или иных законных представителей несовершеннолетних в случаях совершения ими в присутствии несовершеннолетнего противоправных и (или) антиобщественных действий, оказывающих отрицательное влияние на поведение несовершеннолетнего, о проведении разъяснительной работы по вопросу о недопустимости совершения действий, ставших основанием для применения меры воздействия, и правовых последствиях их совершения.
Частью 2 статьи 16 Закона Республики Крым от 01.09.2014 № 58-ЗРК «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Республике Крым» предусмотрено, что деятельность муниципальной комиссии осуществляется на основании положения, утверждаемого главой местной администрации муниципального района или городского округа.
Постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым №№ от ДД.ММ.ГГГГ утвержден состав комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым.
Постановлением администрации Нижнегорского района Республики Крым «244 от ДД.ММ.ГГГГ утверждено положение о Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым (далее Положение).
В силу п. 5.13 Положения, комиссия применяет меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Крым.
Согласно п. 5.23 Положения комиссия координирует проведение органами и учреждениями системы профилактики индивидуальной профилактической работы в отношении категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
Согласно п. 5.24 Положения комиссия, помимо прочего, утверждает межведомственные планы (программы) индивидуальной профилактической работы.
Исходя из п.6.22 Положения заседание комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины ее членов.
Решение комиссии принимаются большинством голосов присутствующих на заседании комиссии (п.6.24 Положения).
Результаты голосования, оглашенные председателем комиссии, вносятся в протокол заседания комиссии (п.6.26 Положения).
В постановлении о применении мер воздействия, об устройстве несовершеннолетнего либо принятии иных мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего указываются: наименование и персональный состав комиссии; дата и место рассмотрения материала (дела); сведения о лице, в отношении которого рассматривается материал (дело); обстоятельства, установленные при рассмотрении материала (дела); мотивированное решение комиссии по рассмотренным материалам (делам); предлагаемые комиссией меры социальной помощи несовершеннолетнему и способы ее оказания; сведения о разъяснении сроков и порядка обжалования данного постановления (п. 8.5 Положения).
Постановление и представление комиссии подписываются председательствующим на заседании комиссии, оглашаются немедленно по окончании рассмотрения материалов (дел), вступают в силу со дня их принятия (п. 8.6).
Пунктом 8.8 Положения определено, что копия постановления комиссии либо выписка из него вручается под роспись несовершеннолетнему, его родителям или иным законным представителям, другим заинтересованным лицам или направляется в соответствующие органы или учреждения в течении трех дней со дня его принятия.
Вышеуказанные требования действующего законодательства Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым были соблюдены; поступившая в Комиссию информация содержалась в материалах дела об административном правонарушении, направленном ОМВД России по Нижнегорскому району, факт употребления Мельник С.В. алкогольных напитков был подтвержден, в том числе письменными объяснениями самой Мельник С.В. и устными пояснениями, данными при рассмотрении комиссией дела об административном правонарушении; следовательно, административный ответчик вправе был рассмотреть материалы, представленные органом внутренних дел, в отношении Мельник С.В. в целях защиты прав и законных интересов несовершеннолетних и принять в рамках индивидуально-профилактической работы с Мельник С.В. меры воздействия в отношении нее, поручив организациям провести соответствующие мероприятия, в связи с индивидуальной профилактической работой.
Порядок рассмотрения материалов Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым был соблюден.
Доводы административного истца относительно того, что оспариваемое постановление вынесено комиссией в ее отсутствие суд находит несостоятельным, поскольку в ходе заседания комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым ДД.ММ.ГГГГ велся протокол заседания, так из выписки из протокола №№ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в заседании Комиссии, на котором было принято оспариваемое постановление, Мельник С.В. принимала участие, реализуя в полной мере свои права.
При таких обстоятельствах, исходя из того, что постановление Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым в полной мере отвечает требованиям законодательства, регулирующего возникший вопрос проведения индивидуальной профилактической работы, вынесено в пределах предоставленных полномочий, без нарушения закона и прав административного истца.
Комиссией правомерно принято постановление в отношении Мельник С.В. об организации проведения индивидуальной профилактической работы в связи с не исполнением своих обязанностей по воспитанию и содержанию несовершеннолетних подопечных при указанных выше обстоятельствах, меры воздействия определены для целей защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, порядок рассмотрения материалов Комиссией соблюден.
Принимая во внимание изложенное, суд находит, что административный ответчик в рассматриваемых правоотношения действовал без нарушения прав и интересов административного истца, в пределах предоставленных полномочий и в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими спорные отношения, а потому исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении административного иска Мельник С.В. к администрации Нижнегорского района Республики Крым и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Нижнегорского района Республики Крым, о признании незаконным и отмене постановления №№-пр/2020 от ДД.ММ.ГГГГ «Об организации проведения индивидуальной профилактической работы с Мельник С.В.,- отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым, через Нижнегорский районный суд, путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение составлено в окончательной форме 27.10.2020.
Председательствующий: /