К делу № 2-718/2023
УИД: 61RS0022-01-2021-012065-93
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«30» января 2023 года г. Таганрог
Таганрогский городской суд Ростовской области в составе: председательствующего судьи Сенковенко Е.В., при секретаре Приходько В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Таганрога в интересах Веселов Д.А. к Администрации г. Таганрога, Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области об обязании обеспечить жильем лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Таганрога обратился в суд в интересах Веселов Д.А. к Администрации г. Таганрога и Министерству строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области, в котором просит обязать ответчиков предоставить Веселов Д.А., 15.09.2001 г.р., благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям в черте г. Таганрога, по договору найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв.м.
В обоснование иска указано, что на основании поступившего обращения Веселов Д.А., относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога жилищного законодательства и установлено, что Веселов Д.А., <дата> года рождения, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Таганроге на основании Постановления Администрации города Таганрога от 28.04.2016 г.
В рамках выделенных субвенций, Администрацией г. Таганрога в 2019 г. были размещены электронные аукционы на приобретение в муниципальную собственность г. Таганрога жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в целях предоставления детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений. По результатам электронных аукционов, между участником долевого строительства Администрацией г. Таганрога и застройщиком ООО «Дон-Строй и С» 25.10.2019 г. заключен муниципальный контракт № 221/19 для обеспечения Веселов Д.А. жилым помещением.
В соответствии с установленным контрактом, графиком строительства многоквартирного дома, застройщик должен был 15.08.2020 г. получить в установленном порядке разрешение на ввод в эксплуатацию, 15.09.2020 г. передать квартиру и получить оставшиеся 10% оплаты по муниципальному контракту.
В случае если средства федерального и (или) областного бюджетов направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, орган местного самоуправление обеспечивает предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства.
По состоянию на 31.12.2020 г. обязательства застройщика по передаче объекта, предусмотренного условиями контракта, не исполнены, квартира Веселов Д.А. не предоставлена, обязательства по обеспечению жильем не исполнены.
С 01.01.2021 г. вступили в законную силу изменения в части увеличения минимального размера общей площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам, лицам из их числа - не менее 33 квадратных метров на одного человека, до 1 января 2021 г. норма предоставления жилого помещения данной категории граждан составляла не менее 25 кв.м.
Согласно протоколу Областной межведомственной комиссии, кандидатура Веселов Д.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жильем в 2021 г. с пометкой «расчет но контракту 2019 г.».
На основании уведомления застройщика, 19.01.2021 г. осуществлена приемка квартир по <адрес> и подписан передаточный акт. Веселов Д.А. отказался от предоставления квартиры № по <адрес>, закупленной в рамках муниципального контракта, так как общая площадь жилья менее нормы предоставления в 2021 г. (33,0 кв. м), о чем 01.03.2021 г. собственноручно написал заявление. Согласно ответу Министерства строительства Ростовской области и постановлению Правительства Ростовской области, жилое помещение, ранее предоставленное детям-сиротам по более низким нормам предоставления (25 кв.м), в случае его освобождения уже не может быть использовано муниципальным образованием в целях исполнения переданных государственных полномочий и обеспечения детей-сирот. В такой ситуации муниципальное имущество подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения). Исходя из позиций министерств, дополнительные денежные средства на приобретение жилого помещения Веселов Д.А. выделены не будут. В соответствии с информацией Администрации г. Таганрога, Веселов Д.А., не обеспеченному в установленном порядке жилым помещением, будет предложена квартира по мере включения в муниципальный специализированный жилищный фонд благоустроенного жилого помещения необходимой площади. Указанные позиции Администрации г. Таганрога, Министерства строительства Ростовской области не основаны на нормах действующего законодательства, нарушают гарантированные государством права Веселов Д.А. на обеспечение его жильем в том объеме, который установлен с 01.01.2021 г., срок предоставления жилья не определен.
Таким образом, поскольку Веселов Д.А. до внесения изменений в законодательство в части площади, не менее которой должны быть жилые помещения, предоставляемые указанной категории граждан, не был обеспечен жилым помещением и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жильем в 2021 году, то жилое помещение должно быть предоставлено Веселов Д.А. в соответствии с требованиями Областного закона от 17.06.2020 г. № 328-3C «О внесении изменения в статью 15 Областного закона «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вступившими в законную силу 01.01.2021 г., не менее 33 квадратных метров на одного человека. Предоставление в 2021 году Веселов Д.А. жилого помещения площадью менее 33 кв.м. не отвечает указанным требованиям законодательства и нарушает его жилищные права. До настоящего времени ответчиками не принято мер для обеспечения Веселов Д.А. жилым помещением, отвечающим требованиям действующего жилищного законодательства, субвенции на данные цели не выделены. Поводом для предъявления иска послужило обращение Веселов Д.А. в прокуратуру г. Таганрога о нарушении жилищных прав.
В судебном заседании старший помощник прокурора г. Таганрога И.И.П. поддержал заявленные исковые требования по изложенным доводам, просил удовлетворить в полном объеме.
Веселов Д.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещался надлежащим образом.
Представитель ответчика - Администрации г. Таганрога К.М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Представитель ответчика - Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области Г.А.В., действующая по доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по доводам, изложенным в возражениях на исковое заявление.
Третье лицо - представитель Министерства общего и профессионального образования Ростовской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте слушания дела.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся сторон, в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, исследовав полно и всесторонне представленные доказательства, суд пришел к выводу об удовлетворении исковых требований исходя из следующего.
Конституция РФ провозглашает Российскую Федерацию социальным правовым государством, в котором гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина и политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (статья 1, часть 1; статья 7, часть 1; статья 18; статья 19, части 1 и 2).
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд РФ, провозглашенные в Конституции РФ цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования (Постановление от 16.12.1997 № 20-П, Определение от 15.02.2005 № 17-О). Если человек в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище, которое получило, в том числе международно-правовое признание в качестве одного из необходимых условий гарантирования права на достойный жизненный уровень (статья 25 Всеобщей декларации прав человека, статья 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах). Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище, Конституция РФ возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40).
Статьей 45 ГПК РФ предусмотрено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, которое может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.Из материалов дела следует, что прокуратурой г. Таганрога на основании поступившего обращения Веселов Д.А., относящегося к категории детей, оставшихся без попечения родителей, проведена проверка соблюдения Администрацией г. Таганрога жилищного законодательства. Установлено, что Веселов Д.А., <дата> года рождения, состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в городе Таганроге на основании постановления Администрации города Таганрога от 28.04.2016 г.
В рамках выделенных субвенций, Администрацией г. Таганрога в 2019 году были размещены электронные аукционы в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» на приобретение в муниципальную собственность г. Таганрога жилых помещений путем участия в долевом строительстве многоквартирного дома в целях предоставления детям-сиротам и лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений.
По результатам электронных аукционов, между участником долевого строительства - Администрацией г. Таганрога и застройщиком ООО «Дон- Строй и С» 25.10.2019 г. заключен муниципальный контракт № 221/19 для обеспечения Веселов Д.А. жилым помещением общей площадью 27,06 кв. м. по адресу: <адрес>, на сумму 917,5 тыс. рублей.
В соответствии с установленным контрактом графиком строительства многоквартирного дома, застройщик должен был 15.08.2020 г. получить в установленном порядке разрешение на ввод в эксплуатацию, 15.09.2020 г. передать квартиру и получить оставшиеся 10% оплаты по муниципальному контракту.
Действующим законодательством предусмотрено, что в случае если средства федерального и (или) областного бюджетов направлены органами местного самоуправления на долевое участие в строительстве или строительство дома, орган местного самоуправление обеспечивает предоставление жилых помещений по договорам найма специализированного жилого помещения детям-сиротам, лицам из числа детей-сирот, лицам, которые достигли возраста 23 лет, после ввода дома в эксплуатацию, но не позднее 30 сентября года, следующего за годом, в котором были выделены указанные средства.
По состоянию на 31.12.2020 г. обязательства застройщика по передаче объекта, предусмотренного условиями контракта, не исполнены, квартира Веселов Д.А. не предоставлена, обязательства по обеспечению жильем не исполнены.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», а также Областным законом от 17.06.2020 № 328-3C «О внесении изменения в статью 15 Областного закона «О социальной поддержке детства в Ростовской области», увеличена норма площади жилья, предоставляемого детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Так, с 01.01.2021 г. вступили в законную силу изменения в части увеличения минимального размера общей площади жилого помещения, предоставляемого детям-сиротам, лицам из их числа - не менее 33 квадратных метров на одного человека. До 1 января 2021 года норма предоставления жилого помещения данной категории граждан составляла не менее 25 кв.м.
Согласно протоколу Областной межведомственной комиссии № 8 от 14.04.2021 г. (письмо Министерства Образования Ростовской области от 23.04.2021 № 24/3.4-6138), кандидатура Веселов Д.А. включена в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жильем в 2021 году с пометкой «расчет но контракту 2019 года».
На основании уведомления застройщика 19.01.2021 г. осуществлена приемка квартир по <адрес>, в <адрес>, и подписан передаточный акт.
Веселов Д.А. отказался от предоставления квартиры № по <адрес>, закупленной в рамках муниципального контракта от 25.10.2019 № 221/19, так как общая площадь жилья менее нормы предоставления в 2021 году (33,0 кв.м.), о чем 01.03.2021 г., собственноручно написал заявление. В этой связи Администрацией г. Таганрога в Министерство строительства и Министерство образования Ростовской области направлено письмо с целью получения разъяснений сложившейся ситуации.
Согласно ответу Министерства Строительства Ростовской области и постановлению Правительства Ростовской области от 20.07.2021 г. № 570, жилое помещение, ранее предоставленное детям-сиротам по более низким нормам предоставления (25 кв.м.), в случае его освобождения уже не может быть использовано муниципальным образованием в целях исполнения переданных государственных полномочий и обеспечения детей-сирот. В такой ситуации муниципальное имущество на основании ч. 5 ст. 50. Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подлежит перепрофилированию (изменению целевого назначения).
Исходя из позиций министерств, дополнительные денежные средства на приобретение жилого помещения Веселов Д.А. выделены не будут.
В соответствии с информацией Администрации г. Таганрога, Веселов Д.А., не обеспеченному в установленном порядке жилым помещением, будет предложена квартира по мере включения в муниципальный специализированный жилищный фонд благоустроенного жилого помещения необходимой площади.
Суд находит, что позиции Администрации г. Таганрога, Министерства строительства Ростовской области не основаны на нормах действующего законодательства, нарушают гарантированные государством права Веселов Д.А. по обеспечению его жильем в том объеме, который установлен с 01.01.2021 г., срок предоставления жилья не определен.
В силу положений ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Условия и порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, регулируются ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее - ФЗ № 159), ст. 15 Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (далее Областной закон № 165-ЗС).
В соответствии с указанными нормативными актами, дополнительные гарантии прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отнесены к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 1 п. 1 ст. 8 ФЗ № 159 и ст. 15 Областного закона № 165-ЗС, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу п. 2 Приложения № 2 к постановлению Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539, расходование субвенций осуществляется Министерством строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области путем предоставления субвенций на осуществление полномочий по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, бюджетам муниципальных районов и городских округов Ростовской области в установленном для исполнения областного бюджета порядке на основании сводной бюджетной росписи областного бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств и заявок администраций муниципальных образований Ростовской области, составленных на основании заключенных договоров купли-продажи, долевого участия в строительстве, инвестиционных договоров, муниципальных контрактов.
В соответствии с Федеральным законом № 159-ФЗ, постановлением Правительства Ростовской области от 25.06.2012 № 539 «Об обеспечении жилыми помещениями и расходовании субвенций на осуществление полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и постановлением Правительства Ростовской области от 17.10.2018 № 642 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Территориальное планирование и обеспечение доступным и комфортным жильем населения Ростовской области», Администрация города Таганрога в рамках исполнения государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями лиц указанной категории приобретает в муниципальную собственность жилые помещения за счет средств областного бюджета и средств федерального бюджета, поступающих в областной бюджет на эти цели. Гражданам данной категории однократно предоставляются приобретенные благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Таким образом, как следует из содержания приведенных правовых норм, законом определены основания и условия предоставления жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом, законом не определен срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.
Поскольку Веселов Д.А. до внесения изменений в законодательство в части площади, не менее которой должны быть жилые помещения, предоставляемые указанной категории граждан, не был обеспечен жилым помещением и включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жильем в 2021 году, то жилое помещение должно быть предоставлено Веселов Д.А. в соответствии с требованиями Областного закона от 17.06.2020 № 328-3C «О внесении изменения в статью 15 Областного закона «О социальной поддержке детства в Ростовской области», вступившими в законную силу 01.01.2021, - не менее 33 квадратных метров на одного человека.
Предоставление в 2021 году Веселов Д.А. жилого помещения площадью менее 33 кв.м. не отвечает указанным требованиям законодательства и нарушает его жилищные права.
До настоящего времени ответчиками не принято мер для обеспечения Веселов Д.А. жилым помещением, отвечающим требованиям действующего жилищного законодательства.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что исковые требования является законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Обязать Администрацию г. Таганрога и Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области предоставить Веселов Д.А., <дата> года рождения, благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-техническим требованиям, в черте города Таганрога по договору социального найма специализированного жилищного фонда общей площадью не менее 33 квадратных метров.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Таганрогский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Сенковенко
В окончательной форме решение изготовлено 03.02.2023 г.