Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 июня 2022 года г. Шилка
Шилкинский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Сатиной И.П.,
при секретаре Тимаковой О.В.,
с участием истца ИНВ,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ИНВ к администрации городского поселения «Шилкинское», администрации муниципального района «Шилкинский район», Министерству строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края о признании права на получение выплаты на приобретение жилого помещения, включении в список, обязании произвести выплату, обращении решения суда к немедленному исполнению,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с рассматриваемым иском, ссылаясь на то, что она со своей семьей фактически проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, иного жилья в собственности не имеет.
Указанный дом оказался в зоне чрезвычайной ситуации, возникшей на территории Шилкинского района Забайкальского края в июле 2021 года, в результате наводнения дом, в котором они проживали, был признан непригодным для дальнейшей эксплуатации и подлежащим сносу.
При обращении в установленном порядке с заявлением в администрацию городского поселения «Шилкинское» о включении истца в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации на территории Забайкальского края в период 2021 года по городскому поселению «Шилкинское», ей было отказано.
С данным решением истец не согласна, поскольку фактически она проживает в утраченном жилом помещении на правах собственника, иного жилья не имеет.
В связи с изложенным, истец просит суд:
- признать за ней право на получение выплаты на приобретение жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году;
- обязать администрацию городского поселения «Шилкинское» включить ее в список граждан, жилое помещение которых утрачено в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории Забайкальского края, вызванной паводковыми явлениями в 2021 году;
- обязать Министерство строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края произвести истцу выплату на приобретение жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 № 362 «О некоторых вопросах финансового обеспечения реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями»;
- обратить решение суда к немедленному исполнению.
В судебном заседании истец ИНВ поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в иске, дополнительно пояснила суду, что жилой дом по ул. Чапаева она приобрела в 2005 году без оформления документов, бывший собственник обещал все оформить и ничего не сделал, право собственности на дом не зарегистрировано, заявлением о включении в список граждан, утративших жилое помещение она обратилась в апреле 2022 года, поскольку фактически проживает в г. Чите и в связи с занятостью на работе не могла приехать в г. Шилка и своевременно обратиться в администрацию. В пострадавшем доме проживает ее сын с семьей.
Глава муниципального района «Шилкинский район» Воробьев С.В. в письменном отзыве на иск, вопрос по требованиям оставил на усмотрение суда, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
Представители администрации городского поселения «Шилкинское», Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Забайкальского края в судебное заседание не явились, о времени и месте слушания дела уведомлены должным образом.
С учетом мнения истца, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения участника судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно абз.1 ст.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Закон о защите от чрезвычайных ситуаций) чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии со ст.18 Закона о защите населения от чрезвычайных ситуаций граждане Российской Федерации, кроме прочего, имеют право: на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций (п.1). Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п.1 ст.18 устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (п.2).
Постановлением Правительства Забайкальского края от 14.09.2021 №362 (далее - постановление № 362) утверждены Правила предоставления мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями (далее - Правила).
Как следует из подпункта 1 пункта 3 Правил, мерой социальной поддержки гражданам, указанным в подпунктах1-3 и 5 пункта 4 Правил, утратившим жилые помещения, является предоставление выплат на приобретение ими одного или нескольких жилых помещений.
Согласно пункта 4 Правил, право на получение мер социальной поддержки имеют граждане, признанные пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации:
- граждане, являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, которые не были застрахованы по программе организации возмещения ущерба, причиненного расположенным на территории Забайкальского края жилым помещениям граждан, с использованием механизма добровольного страхования в соответствии с п.1 ст.11.1 Закона о защите от чрезвычайных ситуаций, или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.1);
- граждане, не являющиеся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющие регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях либо признанные в судебном порядке постоянно проживающими на день введения режима чрезвычайной ситуации, относящиеся к членам семей граждан, указанных в подп.1 п.4 Правил, и не имеющие на день введения режима чрезвычайной ситуации в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания (подп.3).
При этом согласно пункта 9 Правил, условием оказания мер социальной поддержки гражданам, указанным в подп.1 и 5 п.4 Правил, являющимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения, признанного непригодным для проживания, является данное такими гражданами обязательство о безвозмездном отчуждении указанного жилого помещения в муниципальную собственность.
Как следует из пункта 19 Правил, гражданин не позднее 5 месяцев со дня введения режима чрезвычайной ситуации обращается в администрацию с заявлением о включении его и членов его семьи в Список семей и граждан, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в результате террористических актов и (или) при пресечении террористических актов правомерными действиями на территории Забайкальского края. В заявлении указывается выбранная гражданином мера социальной поддержки в соответствии с постановлением № 362 - получение выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, предоставление жилого помещения посредством приобретения или строительства.
В соответствии с пунктом 22 Правил администрация муниципального образования в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления осуществляет проверку документов, представленных в соответствии с пунктами 19-21 Правил и принимает решение о включении гражданина и членов его семьи в соответствующий Список либо об отказе во включении его и членов его семьи в соответствующий Список и уведомляет гражданина о принятом решении в течение 5 рабочих дней с даты принятия соответствующего решения.
Пунктом 23 Правил предусмотрены основания для отказа гражданам отказывается во включении в соответствующий Список в случае, к которым относится, в том числе, несоответствие граждан категориям, указанным в п.4 Правил; непредставления документов, указанных в п.19, 20 Правил.
Согласно пункта 28 Правил, размер выплаты на приобретение или строительство жилых помещений рассчитывается исходя из следующей нормы общей площади жилого помещения, причитающегося взамен утраченного жилого помещения: для одиноко проживающих граждан - 33 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; на семью из 2 человек - 42 кв. метра, но не более общей площади утраченного жилого помещения; по 18 кв. метров на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более, но не более общей площади утраченного жилого помещения.
Администрация муниципального образования в течение 5 рабочих дней после принятия решения о включении гражданина в соответствующий Список направляет в Министерство строительства утвержденный Список по муниципальному образованию, на основании Списков по муниципальным образованиям, утвержденных главами муниципальных образований, представленных администрациями, Министерство в соответствии с п.12 Правил формирует соответствующие Списки по Забайкальскому краю и в течение 3 рабочих дней со дня их утверждения Губернатором Забайкальского края направляет их в Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (п. 34-36 Правил).
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 17.06.2021 № 46 «О введении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями» в связи с выпадением большого количества осадков, приведших к повышению уровня воды в реках Забайкальского края и к возникновению паводковых явлений, в результате которых произошло подтопление территорий и населенных пунктов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации с 18.06.2021 в границах нескольких муниципальных районов, в том числе муниципального района «Шилкинский район» Забайкальского края, введен режим чрезвычайной ситуации с установлением регионального уровня реагирования на территории Забайкальского края (п.1). Чрезвычайная ситуация классифицирована как чрезвычайная ситуация регионального характера (п.3).
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 22.07.2021 №262 на территории городского поселения «Шилкинское» введен режим чрезвычайной ситуации.
Постановлением главы администрации городского поселения «Шилкинское» от 24.07.2021 №266, (с Постановлениями о внесении изменений от 26.07.2021 №267, №270, 29.07.2021 №271, 02.08.2021 №272, 07.08.2021 №278, 27.09.2021 №351), определены границы зоны действия режима «Чрезвычайная ситуация» в городском поселении «Шилкинское».
Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> находился в зоне затопления 22.07.2021.
Постановлением администрации городского поселения «Шилкинское» от 23.09.2021 №342 назначена межведомственная комиссия по вопросам признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу или реконструкции на территории городского поселения «Шилкинское».
Заключением межведомственной комиссии № 822 от 15.10.2021, четырехквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>А признан непригодным для проживания в результате произошедшей чрезвычайной ситуации в период с ДД.ММ.ГГГГ.
Из материалов дела следует, что по данным Управления Росреестра, право собственности на помещение по адресу: <адрес>А, <адрес> не зарегистрировано.
В обоснование требований, истцом в подтверждение доводов о том, что она является фактическим собственником жилого помещения предоставлены копии расписок от имени ЛВС, датированные маем и августом месяцами 2005 года о том, что он не имеет претензий к ИНО по поводу продажи квартиры по адресу: <адрес>; что он получил 20000 рублей за продажу дома, общая стоимость которого, 40000 рублей.
Однако, предоставленные истцом расписки не являются основанием для возникновения права собственности ИНВ на утраченное помещение, поскольку сделка не оформлена в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, у истца не возникло правовых оснований претендовать на включение в Список граждан, утративших жилые помещения, поскольку такое право предоставлено только собственникам или нанимателям утраченных жилых помещений.
В соответствии с пунктом 2 указанных выше Правил, установлен предельный срок для предоставления гражданином, жилое помещение которого утрачено или повреждено в результате чрезвычайной ситуации, режим которой введен постановлением Губернатора Забайкальского края от 17 июня 2021 года № 46 «О ведении на территории Забайкальского края режима чрезвычайной ситуации, вызванной паводковыми явлениями», заявления и документов на оказание ему мер социальной поддержки, 1 декабря 2021 года включительно.
Из предоставленной в материалы дела копии заявления Измайловой Н.В. следует, что она обратилась с заявлением о включении ее в рассматриваемый Список только 19 апреля 2022 года.
Из пояснений истца следует, что она фактически проживает в г. Чита и в связи с занятостью на работе не имела возможности своевременно обратиться в администрацию городского поселения «Шилкинское» с заявлением о включении ее в Список.
Доводы истца в данной части являются не убедительными.
С учетом установленных судом обстоятельств, суд приходит к выводу, что у истца не возникло права претендовать на включение в рассматриваемый Список, поскольку она не является собственником утраченного жилого помещения, а также ею пропущен срок для обращения с соответствующим заявлением.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, – ░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 03 ░░░░ 2022 ░░░░
░░░░░ ░.░. ░░░░░░