Решение по делу № 2-1339/2016 от 04.08.2016

2-1339/16 г.             

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 августа 2016 г.                                    <адрес>

Малгобекский городской суд РИ в лице председательствующего

судьи Чапановой Х.А.,

при секретаре ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ о предоставлении жилищного сертификата во внеочередном порядке,

У С Т А Н О В И Л :

    ФИО2 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что ее супруг ФИО1 в 2001 году встал на учет на получение государственного жилищного сертификата на основании федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 2125-фз «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который умер ДД.ММ.ГГГГ. При обращении в Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ с заявлением о выдаче жилищного сертификата ей сообщили, что в льготном списке «Инвалиды 1-2 групп» ее семья значится за . Когда в 2003 году она обращалась в Министерство финансов РИ, которое ранее занималось вопросами по распределению жилищных субсидий, ее семья в льготном списке значилась под номером . С 2003 года их очередь к получению жилищного сертификата не продвинулась, а наоборот сместили с 9 на 23. Причину никто им не объяснил. Она и члены ее семьи не имеют собственного жилья, вынуждены проживать у родственников. Просит суд обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ выдать жилищный сертификат.

     В судебном заседании истица ФИО2 и ее представитель ФИО4 уточнили требования и просили суд обязать ответчика предоставить жилищный сертификат во внеочередном порядке. Пояснили, что на протяжении 15 лет их семья состоит на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 годы» в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Неоднократные обращения в адрес ответчика об обеспечении ее семьи жилым помещением остались без удовлетворения. Просили суд удовлетворить требование.

    Представитель ответчика по доверенности ФИО5 иск не признал, ссылаясь на то, что очередь истицы на получение жилищного сертификата ими не нарушена. Просил суд отказать в удовлетворении иска.

    Выслушав пояснения сторон, рассмотрев письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

    Как установлено в судебном заседании семья истицы ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете на получение государственного жилищного сертификата на основании Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных местностей» и в соответствии с федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы».

Данное обстоятельство представителем ответчика в судебном заседании не оспаривалось.

Согласно материалам дела и пояснениям истицы последняя неоднократно обращалась с заявлением о выдаче жилищного сертификата в соответствующие органы исполнительной власти ввиду жилищного необустройства.

Так из письма Министерства по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ №еу-672/35 от ДД.ММ.ГГГГ на имя истицы ФИО2 усматривается, что она числится в общем списке за и в льготном списке «Инвалиды 1-2 групп» на получение государственного жилищного сертификата в 2016 году под . Дата постановки на учет ДД.ММ.ГГГГ.

В первую очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным инвалидами I и II групп, во вторую очередь жилищные субсидии предоставляются пенсионерам, в третью очередь жилищные субсидии предоставляются гражданам, признанным в установленном порядке безработными и состоящим не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту жительства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в четвертую очередь жилищные субсидии предоставляются работающим гражданам. Количество сертификатов ежегодно предоставляемых <адрес> для данной категории граждан незначительно 2-3 сертификата в год, в связи с чем выдать жилищный сертификат во внеочередном порядке не представляется возможным. Вопрос жилищного обустройства в рамках подпрограммы будет рассмотрен в порядке установленной очередности по мере поступления сертификатов.

    Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 "О федеральной целевой программе "Жилище" на 2015 - 2020 годы" выпуск и реализация государственных жилищных сертификатов в рамках подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы осуществляется в порядке, установленном Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы".

Одним из наиболее эффективных способов обеспечения жильем категорий граждан, перед которыми государство имеет обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, является механизм предоставления за счет средств федерального бюджета социальных выплат для приобретения жилья посредством выдачи государственных жилищных сертификатов.

Государственным заказчиком указанной программы являются федеральные органы исполнительной власти.

В соответствии с п.5 Подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований осуществляют составление списков участников подпрограммы, представляют государственному заказчику подпрограммы сведения о необходимом количестве сертификатов и организуют работу по выдаче сертификатов в соответствии с правилами, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Государственным жилищным сертификатом является именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии и выдаваемый в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 2 статьи 4).

Пунктом 17 Положения, установлено, что одновременно с постановкой на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по категориям граждан: инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности); пенсионеры и т.д..

Очередность предоставления социальных выплат для каждой категории граждан, установленной статьей 2 Федерального закона " О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", определяется в зависимости от даты регистрации поданного заявления о постановке на учет, а в случае, когда даты совпадают, - от номера, за которым зарегистрировано заявление. В случае изменения условий, на основании которых указанные граждане были поставлены на учет, им предоставляются социальные выплаты для приобретения жилья в соответствии с изменившимися условиями (при этом очередность предоставления социальных выплат для приобретения жилья определяется с момента возникновения права на переход в другую категорию очередности) (пункт 20 Положения).
Пунктом 24 Правил установлено, что в целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году.

Из письма Министерства Финансов РИ от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что в 2003 году муж истицы ФИО1 был включен в льготный список очередников, имеющих право на получения жилищных субсидий. В этом списке очередников ФИО1 значился под . Распределение жилищных субсидий производился по мере поступления ассигнований из федерального бюджета на указанные цели согласно очередности.

Следовательно, семья истицы еще в 2003 году состояла в очереди на получение жилищной субсидии под .

Таким образом, доводы ответчика о том, что истица состоит в льготном списке «Инвалиды 1-2 группы» на получение жилищной субсидии под суд считает необоснованными, поскольку в течение 13 лет очередь в хронологическом порядке должна была идти на спад, а не продвигаться в сторону увеличения.

В соответствии со ст. 28 Конвенции ООН о правах инвалидов, ратифицированной Россией в мае 2012 года, государства-участники признают право инвалидов на достаточный жизненный уровень для них самих и их семей, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права без дискриминации по признаку инвалидности.

Государства-участники признают право инвалидов на социальную защиту и на пользование этим правом без дискриминации по признаку инвалидности и принимают надлежащие меры к обеспечению и поощрению реализации этого права, включая меры по обеспечению инвалидам доступа к программам государственного жилья.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ, в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

В соответствии со ст. 17 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» – инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Из ст. 31 Федерального закона № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» следует, что при наличии нескольких нормативно установленных форм реализации одного и того же права та или иная форма определяется инвалидом по его выбору.

Доводы ответчика о том, что внеочередное предоставление истице жилищного сертификата ущемит права и законные интересы других граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 ГК РФ – граждане по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.

Никто не вправе понудить лицо, которому принадлежит право, осуществлять его.

В силу ст. 11, 12 ГК РФ, ст. 11 ЖК РФ, выбор способа защиты права принадлежит истцу.

Истица выбрала способ защиты права путем участия в федеральной целевой программе «Жилище», как семья, выехавшая из районов Крайнего Севера и имеющая в своем составе инвалида. Выбранный истицей способ защиты своего права не ограничивает права и законные интересы других граждан, имеющих право на получение жилищного сертификата.

Права иных лиц могут быть нарушены не удовлетворением иска ФИО2, а тем, что органы исполнительной власти несвоевременно исполняют свою обязанность, вытекающую из обязанности обеспечения отдельных категорий граждан жильем.

Ввиду отсутствия финансирования, как ранее, так и в настоящее время, органы исполнительной     власти ограничивают реализацию прав граждан, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений в рамках федеральной целевой программы, предусмотренного федеральным законодательством, что в принципе, недопустимо.

Отсутствие финансирования принятых законов, связанных с предоставлением жилых помещений не может являться условием ограничения прав граждан предусмотренных федеральным законодательством, в том числе прав инвалидов и семей, имеющих в своем составе инвалидов.

Участие в программе добровольное, однако данная федеральная программа разработана в целях выполнения государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством.

В силу ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты применяются постольку, поскольку они не противоречат Жилищному кодексу Российской Федерации и настоящему Федеральному закону.

Жилищным кодексом Российской Федерации право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет.

Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).

Учитывая преклонный возраст истицы (66 лет) и тот факт, что ее семья состоит на учете, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий на протяжении 15 лет, суд считает требования истицы подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление ФИО2 к Министерству по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ удовлетворить.

Обязать Министерство по внешним связям, национальной политике, печати и информации РИ выдать ФИО2 во внеочередном порядке жилищный сертификат в целях реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы» в отношении граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца.

Председательствующий:

Копия верна:

Судья Х.А.Чапанова

2-1339/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Алмазова Т.Ю.
Ответчики
Миннац РИ
Суд
Малгобекский городской суд Республики Ингушетия
Дело на странице суда
malgobek.ing.sudrf.ru
04.08.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2016Передача материалов судье
08.08.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.08.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.08.2016Подготовка дела (собеседование)
15.08.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.08.2016Судебное заседание
05.09.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.10.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее