КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья: Аниськов М.В. № 2-940/2020
33-1927/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 апреля 2021 года г. Калининград
Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе:
председательствующего Мухарычина В.Ю.
судей Филатовой Н.В., Гарматовской Ю.В.
при секретаре Журавлевой М.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Калиниченко Натальи Владимировны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, по апелляционной жалобе Калиниченко Натальи Владимировны на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 15 декабря 2020 года.
Заслушав доклад судьи Филатовой Н.В., объяснения Калиниченко Н.В. и ее представителя Ахремцевой Г.Г., поддержавших доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Калиниченко Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное), указав, что решением Светлогорского городского суда от 06.02.2020 по её иску к УПФР суд обязал ответчика зачесть в её специальный страховой стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы в исчислении один год как один год шесть месяцев в Филиале № 1 ФГБУ «1409 военно-морской клинический госпиталь» в должности операционной медицинской сестры операционного отделения с 05.11.1996 по 31.10.2005, а всего 3 года 4 месяца 2 дня. При этом суд отказал в признании права на досрочное назначение страховой пенсии с момента обращения к ответчику с 13.06.2019. Указанным судебным решением было установлено, что на 18.04.2019 ее страховой стаж для досрочного назначения пенсии по старости составил 30 лет 3 месяца 6 дней. Решение суда подтвердило наличие у неё льготного медицинского стажа на определенную дату. Решение суда вступило в силу 18.03.2020, при этом специальный стаж был выработан ею 12.01.2019. В этой связи 22.04.2020 она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии. Однако в назначении пенсии ей было отказано. В ответе от 12.05.2020 Управление ПФР сообщило, что поскольку с заявлением о назначении страховой пенсии на основании судебного решения она обратилась в 2020 году, то приобретет право на досрочную страховую пенсию после 18.09.2021. Считает, что УПФР ей незаконно отказано в досрочном назначении страховой пенсии. По её мнению, исходя из положений п. 20 ч. 1, ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях», ч. 1 ст. 10 ФЗ РФ № 350-ФЗ от 03.10.2018, для назначения ей страховой пенсии по старости в 2019 году необходимо было наличие медицинского стажа продолжительностью 30 лет 6 месяцев при условии, что 30 лет данного стажа были выработаны после 01.01.2019 года. Таким образом, право на назначение досрочной пенсии возникло у неё с 13.07.2019 года.
Учитывая изложенное, просила признать за ней право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» с 13.07.2019 и обязать ответчика назначить ей страховую пенсию по старости с 13.07.2019.
Решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 15.12.2020 года в удовлетворении исковых требований Калиниченко Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Калиниченко Н.В., в целом повторяя доводы своего иска, просит отменить решение суда и принять новое решение об удовлетворении исковых требований.
Указывает, что вступившим в силу решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 06.02.2020 установлено, что по состоянию на 18.04.2019 ее страховой стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости составил 30 лет 3 месяца 6 дней. Таким образом, решение суда подтвердило наличие у нее льготного медицинского стажа на определенную дату – 12.01.2019 года. В этой связи, с учетом переходных положений, установленных ч. 3 ст. 10 ФЗ РФ от 03.10.2018 № 350-ФЗ, выработки ей 30-летнего специального стажа 12.01.2019, настаивает на наличии у нее права на назначение досрочной пенсии по старости с 13.07.2019.
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) в письменных возражениях на апелляционную жалобу полагает ее доводы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Ответчик, извещённый надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в суде апелляционной инстанции без участия представителя УПФР в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонного), в связи с чем судебная коллегия считает возможным в силу статьи 167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как следует из материалов дела, 01.08.1988 Калиниченко Н.В. была принята на работу в Днепропетровский горроддом на должность медсестры отделения новорожденных детей, уволена с данной должности 29.10.1990.
С 30.10.1990 по 12.09.1994 истец работала в должности медсестры детского отделения Никопольского роддома.
Указанные периоды работы Калиниченко Н.В. проходили на территории Украины. В дальнейшем ее трудовая деятельность проходила на территории Российской Федерации.
02.10.1996 Калиниченко Н.В. принята на работу на должность санитарки в войсковую часть 10450, а 05.11.1996 переведена на должность операционной медсестры. 01.11.2005 Калиниченко Н.В. переведена на должность медсестры кабинета гемодиализа отделения анестезиологии-реанимации, затем 07.08.2009 переведена в кабинет экстракорпорального лечения на должность медсестры. 27.08.2015 истец переведена на должность операционной медсестры хирургического отделения (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной), а 25.09.2017 – на должность старшей операционной медсестры хирургического отделения (с операционным блоком гнойной хирургии и стерилизационной).
Войсковая часть 10450 за время работы Калиниченко Н.В. неоднократно переименовывалась, а с 31.12.2015 переименована в Филиал № 1 ФГБУ «1409 военно-морской клинический госпиталь» МО РФ.
Полагая, что у неё имеется необходимый трудовой стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, 13.06.2019 Калиниченко Н.В. обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости.
20.06.2019 пенсионным органом принято решение об отказе в установлении пенсии в связи с отсутствием у истца требуемых 30 лет специального стажа.
При этом в специальный стаж истца ответчиком включены периоды её работы без применения льготного порядка исчисления стажа (как один год работы за год):
- в Днепропетровском роддоме № 1 в должности медицинской сестры отделения новорожденных с 01.08.1988 по 29.10.1990;
- в Никопольском родильном доме в должности медицинской сестры отделения новорожденных с 30.10.1990 по 12.09.1993,
- в филиале № 1 ФГБУ «1409 военно-морской клинический госпиталь» в должности операционной медсестры отделения «Искусственная почка» с 05.11.1996 по 19.07.1999, с 04.08.1999 по 17.07.2000, с 01.08.2000 по 23.07.2002, с 01.11.2004 по 25.01.2005, с 27.01.2005 по 02.03.2005, с 04.03.2005 по 10.04.2005, с 12.04.2005 по 12.05.2005, с 14.05.2005 по 31.10.2005, в должности медсестры кабинета гемодиализа и медсестры кабинета экстракорпорального лечения с 01.11.2005 по 07.11.2005, с 09.11.2005 по 14.12.2005, с 16.12.2005 по 05.06.2007, с 08.06.2007 по 28.10.2007, с 31.10.2007 по 26.08.2015.
Кроме того, ответчиком в специальный стаж истца включены периоды её работы с применением льготного порядка исчисления стажа (как один год работы за один год шесть месяцев):
- в филиале № 1 ФГБУ «1409 военно-морской клинический госпиталь» в должности операционной медсестры и старшей операционной медсестры хирургического отделения стационара с 27.08.2015 по 25.03.2018, с 07.04.2018 по 26.08.2018, с 05.09.2018 по 18.04.2019, а всего продолжительностью 26 лет 11 месяцев 4 дня.
Не согласившись с данным решением пенсионного органа, Калиниченко Н.В. обратилась в суд с иском к Управлению ПФР.
Решением Светлогорского городского суда Калининградской области от 06.02.2020, вступившим в законную силу 18.03.2020, исковые требования Калиниченко Н.В. удовлетворены частично. На ГУ – УПФР в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) возложена обязанность зачесть в специальный страховой стаж Калиниченко Н.В., дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, период работы в исчислении один год как один год и шесть месяцев в Филиале № 1 ФГБУ «1409 военно-морской клинический госпиталь» в должности операционной медицинской сестры операционного отделения: с 05.11.1996 по 19.07.1999, с 04.08.1999 по 17.07.2000, с 01.08.2000 по 23.07.2002, с 01.11.2004 по 25.01.2005, с 27.01.2005 по 02.03.2005, с 04.03.2005 по 10.04.2005, с 12.04.2005 по 12.05.2005, с 14.05.2005 по 31.10.2005. В удовлетворении исковых требований Калиниченко Н.В. об обязании ответчика назначить ей досрочную пенсию со дня обращения за ней – с 13.06.2019 – отказано.
22.04.2020 Калиниченко Н.В. вновь обратилась в Управление ПФР с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, представив указанное выше решение суда.
12.05.2020 года Управлением ПФР было принято решение об отказе в назначении Калиниченко Н.В. пенсии на том основании, что решение суда, которым ее специальный стаж определен 30 лет 3 месяца 9 дней, вступило в законную силу 18.03.2020, а поэтому право на досрочную страховую пенсию возникает у нее после 18.09.2021.
Впоследствии 25.06.2020 на обращение истца по вопросу срока назначения досрочной страховой пенсии ответчик направил в ее адрес ответ, в котором повторно изложил позицию пенсионного органа об исчислении срока назначения страховой пенсии только с момента вступления в силу решения суда. Кроме того, в данном ответе пенсионный орган указал на дополнительные основания для отказа в назначении пенсии. По мнению ответчика, из специального стажа подлежит исключению период работы с 01.01.1991 по 12.09.1993 в должности медсестры в Никопольском роддоме, поскольку данный период не подтвержден компетентным органом Республики Украина. По состоянию на 31.12.2019 специальный медицинский стаж с учетом периодов работы, засчитанных по решению суда, но без стажа работы в Республике Украина, составляет 28 лет 07 месяцев 18 дней, что составляет менее 30 лет и недостаточно для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Полагая отказ пенсионного органа в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости незаконным, Калиниченко Н.В. обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что примененный ответчиком порядок принятия к зачету специального стажа – с момента вступления решения суда в законную силу – противоречит закону.
При этом суд указал, что спорные правоотношения подлежат разрешению применительно к обращению истца с заявлением о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости 22.04.2020.
Однако такую позицию суда судебная коллегия считает основанной на неверном толковании норм материального права.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 01.01.2015 ФЗ РФ от 28.12. 2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 22 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (часть 1 статьи 22 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Исходя из части 2 статьи 22 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 № 2920-О, от 24.04.2018 № 948-О).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено ФЗ РФ № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 ФЗ РФ от 17.12. 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Данные разъяснения применимы и при разрешении споров, связанных с реализацией права на назначение страховой пенсии по старости, так как в ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» содержатся аналогичные нормы о порядке установления страховых пенсий и сроках их назначения (статьи 21, 22 названного Федерального закона).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию – с момента возникновения такого права.
На основании установленных по делу обстоятельств требования Калиниченко Н.В. о возложении на ответчика обязанности назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 13.07.2019 следует разрешать с учетом заявления истца о назначении пенсии от 13.06.2019, а не от 22.04.2020, как указал суд первой инстанции.
Разрешая требования иска Калиниченко Н.В. о необоснованном исключении ответчиком из ее специального стажа периода работы с 01.01.1991 по 12.09.1993 в должности медсестры в Никопольском роддоме, суд первой инстанции исходил из того, что в отношении правильности включения в специальный стаж данного периода работы Калиниченко Н.В. судом спор ранее не рассматривался, фактические обстоятельства, относящиеся к данному периоду работы истца, судом не устанавливались, доказательства обоснованности их зачета в специальный стаж не исследовались, а поэтому решение суда от 06.02.2020, на которое ссылается истец, преюдиции в данной части не образует. В этой связи суд пришел к выводу о том, что вопрос о возможности зачета данного периода в специальный стаж истца подлежит разрешению в настоящем споре.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, такой вывод является правильным.
Проверяя обоснованность исключения пенсионным органом спорного периода из подсчёта продолжительности специального стажа истца, суд первой инстанции со ссылкой на положения ст.ст. 1, 6 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992, п. 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (приложение № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего ССР»), пришел к выводу о том, что период работы Калиниченко Н.В. с 01.01.1991 по 13.03.1992 может быть принят к зачету в специальный страховой стаж без каких-либо дополнительных условий и факт осуществления трудовой деятельности в этот период времени на территории Украины не имеет значения.
Выводы суда в указанной части являются верными и сомнений у коллегии не вызывают.
Соглашаясь с решением пенсионного органа о необходимости исключения из подсчёта продолжительности специального стажа период работы истца с 14.03.1992 и до 12.09.1993, суд указал, что данный период может быть зачтен в специальный страховой стаж Калиниченко Н.В. только при условии представления документов о трудовом стаже и заработке, а также об уплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы Республики Украины, а поскольку истцом такие документы не представлены, данный период включению в специальный стаж не подлежит.
Однако судебная коллегия с позицией суда первой инстанции согласиться не может.
В силу положений статьи 1 Соглашения «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» от 13.03.1992 (далее – Соглашение) пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения (к которым относятся Российская Федерация и Республика Украина) осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Соглашение распространяется на все виды пенсионного обеспечения граждан, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников Соглашения (статья 5). Назначение пенсий гражданам государств-участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения (части 2 статьи 6 Соглашения), то есть до 13.03.1992 года.
Вместе с тем Письмом Министерства социальной защиты населения РФ от 31.01.1994 года № 1-369-18 разъяснено, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения, может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13.03.1992 года.
Трудовой стаж, имевший место в государствах-участниках Соглашения от 13.03.1992 года, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 года № 203-16).
Следует учитывать, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2011 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ (часть 1 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015.
При этом Постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» установлено, что при подсчете стажа лицам, прибывшим на жительство в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992, периоды работы до 01.01.2002 засчитываются независимо от уплаты страховых взносов как до, так и после распада СССР; периоды работы по найму после 01.01.2002 года (после вступления в силу ФЗ РФ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ) могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа, устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
При этом периоды работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения, за пределами Российской Федерации, после 01.01.2002 года могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства-участника Соглашения должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Периоды же работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13.03.1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 года (даты вступления в силу ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Представленные Калиниченко Н.В. письменные доказательства, в частности трудовая книжка, справка Коммунального учреждения «Никопольский родильный дом Днепропетровского областного Совета» № 162 от 02.04.2018, справка о заработной плате для исчисления пенсии Коммунального учреждения «Никопольский родильный дом Днепропетровского областного Совета» № 207 от 16.06.2016 подтверждают выполнение истцом в период с 30.10.1990 по 12.09.1994 работы в должности медсестры отделения новорожденных, нахождение в отпусках по уходу за ребенком с 29.06.1991 по 17.04.1993 и с 13.09.1993 по 12.09.1994.
В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06.10.1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.1992 № 3543-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации», с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 06.10.1992, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).
С учетом установленных по делу обстоятельств и приведённых правовых норм оснований для исключения из подсчета специального стажа истца периода работы с 01.01.1991 по 12.09.1993 в должности медсестры в Никопольском роддоме у пенсионного органа не имелось.
В соответствии с пунктом 20 части 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции ФЗ РФ от 03.10.2018 № 350-ФЗ, действующей с 01.01.2019) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1. настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19-21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
В силу ч. 3 ст. 10 ФЗ РФ от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19-21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 01.01.2019 года по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Таким образом, согласно указанным правовым нормам, а также с учетом норм приложения № 7 к ФЗ «О страховых пенсиях», назначение страховой пенсии по старости на основании п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в 2019 году возможно не ранее чем через 6 месяцев после выработки 30-летнего стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения при условии, что этот стаж был выработан после 01.01.2019.
Принимая во внимание, что Калиниченко Н.В. с включением в специальный стаж вышеуказанного спорного периода работы имеет необходимый стаж работы, дающий ей право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, - 30 лет, который был выработан ей 12.01.2019, обратилась в компетентный пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии 13.06.2019, у суда первой инстанции не имелось правовых оснований для отказа в удовлетворении иска Калиниченко Н.В. о признании за ней права на досрочное назначение пенсии по старости с 13.07.2019 (по истечении шести месяцев со дня выработки 30-ти летнего льготного стажа).
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 15 декабря 2020 года отменить и вынести новое решение, которым исковые требования Калиниченко Натальи Владимировны удовлетворить.
Признать за Калиниченко Натальей Владимировной право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 13 июля 2020 года.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное) назначить Калиниченко Наталье Владимировне досрочную страховую пенсию по старости с 13 июля 2019 года.
Председательствующий:
Судьи: