Судья Оляхинова Г.З. Дело № 33-504/2015
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Элиста 8 июня 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Кашиева М.Б.
судей Джульчигиновой В.К.
Дорджиева Б.Д.
при секретаре Эрендженове М.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Элисты, заявленного в интересах Симоновой Ф.В. к Министерству социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия о возложении обязанности предоставить жилое помещение по договору социального найма вне очереди по апелляционной жалобе представителя ответчика Додгаева Д.Л. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 марта 2017 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Дорджиева Б.Д., выслушав заключение прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
установила:
Прокурор г. Элисты обратился в суд с указанным иском мотивируя тем, что по результатам проверки обращения законного представителя Симоновой Ф.В. - Санджиевой Е.В., о нарушении жилищных прав Симоновой Ф.В., установлено, что постановлением Администрации г.Элисты от 10 сентября 2014 года № 4406 Санджиева Е.В. назначена опекуном недееспособной Симоновой Ф.В. Согласно справке МСЭ-2006 №0000337383 от 26 октября 2016 года Симонова Ф.В. является инвалидом I группы - инвалидом с детства. Из заключения врачебной комиссии БУ РК «Республиканский психоневрологический диспансер» №1310 от 28 ноября 2016 г. следует, что Симонова Ф.В. страдает заболеванием (диагноз ***), которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире и дает право на предоставление жилья во внеочередном порядке, и имеет право на дополнительную площадь по договору социального найма.
С 1 октября 2014 года Симонова Ф.В. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. До настоящего времени жилое помещение Симоновой Ф.В. не предоставлено.
Просил суд обязать Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Симоновой Ф.В. по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда общей площадью не менее 33 кв. м. с учетом права на дополнительную жилую площадь.
В судебном заседании опекун недееспособной Симоновой Ф.В. – Санджиева Е.В., исковые требования поддержала.
В судебном заседании прокурор Санджигоряев А.У., заявленные исковые требования поддержал.
Представитель Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Додгаев Д.Л., просил в иске отказать.
Представитель Администрации г. Элисты в судебное заседание не явился.
В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие не явившегося лица.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 марта 2017 года исковые требования прокурора г. Элисты, заявленные в интересах Симоновой Ф.В., удовлетворены. На Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия возложена обязанность предоставить Симоновой Ф.В. вне очереди по договору социального найма жилое помещение из государственного жилищного фонда Республики Калмыкия общей площадью не менее 33 кв.м., с учетом права на дополнительную площадь.
В апелляционной жалобе представитель ответчика Министерства социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия Додгаев Д.Л. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что статья 19 Жилищного кодекса Российской Федерации не дает четкого определения из какого жилищного фонда должны предоставляться жилые помещения по договору социального найма: жилищного фонда Российской Федерации, либо из жилищного фонда субъекта Российской Федерации. Согласно Положению о Министерстве социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 19 ноября 2013 года № 527, Министерство не является уполномоченным органом по управлению жилыми помещениями государственного жилищного фонда Республики Калмыкия предоставляемым по договорам социального найма. В связи с неурегулированностью в республиканском законодательстве вопроса по обеспечению жильем граждан у ответчика не возникло обязанности по предоставлению Симоновой Ф.В. жилого помещения. Действующим Законом Республики Калмыкия от 3 ноября 2011 года № 296-IV «О правовом регулировании отдельных вопросов в сфере жилищных отношений» определены категории граждан, которым предоставляются жилые помещения по договору социального найма из регионального жилищного фонда, однако в их числе не значатся лица, к которым относится Симонова Ф.В.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия не находит оснований для отмены решения суда.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», статей 51, 52, 57, 58 Жилищного кодекса Российской Федерации и исходил из того, что Симонова Ф.В. имеет право на внеочередное предоставление социального жилья с учетом дополнительной жилой площади, поскольку она признана малоимущей, состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма; страдает тяжелой формой хронического заболевания, при которой невозможно совместное проживание в одной квартире; имеет право на дополнительную жилую площадь; иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, не имеет.
С такими выводами суда следует согласиться, поскольку они соответствует требованиям материального закона и основаны на фактических обстоятельствах дела.
В силу части 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Определение категорий граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретных форм, источников и порядка обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства, отнесено к компетенции законодателя.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Данная норма направлена на защиту интересов указанных в ней граждан и охрану здоровья иных лиц, проживающих с ними в одной квартире.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Во исполнение статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 утвержден перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378).
В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817 утвержден перечень заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года № 817).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Постановлением Администрации г. Элиста от 10 сентября 2014 года № 4406 Санджиева Е.В. назначена опекуном недееспособной Симоновой Ф.В.
Согласно справке МСЭ-2006 № 0000337383 от 26 октября 2016 года Симонова Ф.В. является инвалидом I группы бессрочно.
Заключением врачебной комиссии БУ РК «Республиканский психоневрологический диспансер» №1310 от 28 ноября 2016 года установлено, что Симонова Ф.В. страдает заболеванием (диагноз с кодом ***), которое входит в Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
С 1 октября 2014 года Симонова Ф.В. состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в списке по болезни под № 477.
Согласно выписке из постановления администрации г.Элисты от 7 октября 2014 года № 4801 Симонова Ф.В. признана малоимущей, нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма и принята на учет.
Жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности, истец не имеет.
Таким образом, суд руководствуясь вышеуказанными нормами закона обоснованно пришел к выводу о том, что Симонова Ф.В. имеет право на внеочередное получение жилья по договору социального найма с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
Доводы жалобы о том, что у ответчика отсутствует законодательная возможность предоставления жилого помещения государственного жилищного фонда Республики Калмыкия гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, перечень которых установлен Правительством Российской Федерации от 16 июня 2006 года № 378 нельзя признать состоятельными.
В соответствии с частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
Между тем порядок обеспечения жилыми помещениями такой категории граждан, как граждане, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом, уже установлен Жилищным кодексом Российской Федерации, а потому они не могут быть лишены права быть обеспеченными жилыми помещениями в том порядке, который гарантирован им федеральным законодателем, в том числе ввиду отсутствия соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Согласно преамбуле Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации (часть 3).
Реализуя соответствующие дискреционные полномочия, федеральный законодатель в Жилищном кодексе Российской Федерации, вступившем в силу 1 марта 2005 года, предусмотрел институт социального найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда малоимущими гражданами, признанными по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, и иными определенными федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориями граждан, признанными по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях (части 1, 2, 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении. Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения. При этом предоставление им жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
В силу пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации органом.
Данная норма устанавливает особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанных в ней категории граждан и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления.
Следовательно, в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» и приведенными выше положениями Жилищного кодекса Российской Федерации обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 1 января 2005 года, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, с учетом того, что Симонова Ф.В. в установленном законом порядке признана малоимущей и состоит на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении, суд первой инстанции правильно пришел к выводу о возложении обязанности на Министерство социального развития, труда и занятости Республики Калмыкия предоставить Симоновой Ф.В. по договору социального найма вне очереди жилое помещение государственного жилищного фонда Республики Калмыкия с учетом имеющегося у нее права на дополнительную жилую площадь.
На основании изложенного оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 31 марта 2017 года оставить без изменения.
Председательствующий М.Б. Кашиев
Судьи В.К. Джульчигинова
Б.Д. Дорджиев