РЎСѓРґСЊСЏ Шайдуллина Р .Р. Дело в„– 33Р°-3358/2019
Учет № 023а
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
5 марта 2019 года город Казань Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Татарстан в составепредседательствующего судьи Горшунова Д.Н.,
судей Сибгатуллиной Р›.Р., Гафиятуллина РЁ.РЁ.,
РїСЂРё секретаре судебного заседания Садиковой Р.Р¤.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании РїРѕ докладу СЃСѓРґСЊРё Р›.Р.Сибгатуллиной административное дело РїРѕ апелляционной жалобе исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РЅР° решение Зеленодольского РіРѕСЂРѕРґСЃРєРѕРіРѕ СЃСѓРґР° Республики Татарстан РѕС‚ 14 декабря 2018 РіРѕРґР°, которым постановлено:
административный иск удовлетворить.
Признать незаконным постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 1 ноября 2018года №2237 об отказе Романову А.Ю. и членам его семьи в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Романов А.Ю. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании постановления исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан об отказе в принятии его с семьей на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Заявленные требования мотивированы следующим.
В июне 2018года он обратился в исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан с заявлением о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с проживанием в аварийном доме, предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 1 ноября 2018года №2237 Романову А.Ю. в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении отказано в связи с непредставлением документов.
Административный истец просил признать указанное постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 1 ноября 2018 года №2237 незаконным.
Суд принял решение в вышеприведенной формулировке.
В апелляционной жалобе исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан ставится вопрос об отмене решения суда по мотиву его незаконности и необоснованности. Заявитель апелляционной жалобы считает, что суд нарушил нормы материального права, и настаивает на наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте настоящего судебного заседания.
Романов Рђ.Р®. РІ СЃСѓРґ РЅРµ явился. Рсполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан своего представителя РІ СЃСѓРґ РЅРµ направил.
В соответствии с частью 1 статьи 150 и частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся в судебное заседание участников судебного разбирательства.
Судебная коллегия считает, что обжалуемое решение подлежит оставлению без изменения.
На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации решение об отказе в принятии на учет выдается или направляется гражданину, подавшему соответствующее заявление о принятии на учет, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия такого решения и может быть обжаловано им в судебном порядке (часть 3 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
РР· материалов дела РІРёРґРЅРѕ, что 26 РёСЋРЅСЏ 2018РіРѕРґР° Романов Рђ.Р®. обратился РІ исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан СЃ заявлением Рѕ постановке его Рё членов его семьи РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилом помещении.
Решением общественной РєРѕРјРёСЃСЃРёРё РїРѕ жилищным вопросам РїСЂРё исполнительном комитете Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан РѕС‚ 5 октября 2018РіРѕРґР° в„–50 Романову Рђ.Р®. РІ постановке его Рё членов его семьи РЅР° учет РІ качестве нуждающихся РІ жилье РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ непредставлением документов, РІ частности, справки органа государственной регистрации Рѕ наличии или отсутствии жилых помещений РЅР° праве собственности РїРѕ месту постоянного жительства членов семьи, предоставляемая каждым дееспособным членом семьи заявителя, ведение которого осуществлялось РґРѕ 1 января 2000 РіРѕРґР° (БТР), Рё справки СЃ места жительства.
Постановлением исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан от 1 ноября 2018года №2237 Романову А.Ю. и членам его семьи отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении. Отказ мотивирован тем, что не представлен предусмотренный частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документ, обязанность по предоставлению которого возложена на заявителя.
Разрешая данное дело, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан не соответствует требованиям закона, в связи с этим пришел к выводу о его неправомерности и принял решение об удовлетворении заявленных требований.
Суд апелляционной инстанции также считает, что основания для удовлетворения административного искового заявления в данном случае имелись.
На основании части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий принятие на учет) на основании заявлений данных граждан (далее - заявления о принятии на учет), поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учет не по месту своего жительства. Принятие на указанный учет недееспособных граждан осуществляется на основании заявлений о принятии на учет, поданных их законными представителями.
В силу части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не представлены предусмотренные частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя; ответ органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в соответствии с частью 4 статьи 52 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе, за исключением случаев, если отсутствие таких запрашиваемых документа или информации в распоряжении таких органов или организаций подтверждает право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях; не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.
Решение об отказе в принятии на учет должно содержать основания такого отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи (часть статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно подпункту «в» пункта 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в частности, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами.
Как следует из материалов дела, отказ в принятии административного истца и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении мотивирован тем, что не представлен предусмотренный частью 4 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации документ, обязанность представления которого возложена на заявителя.
Таким образом, довод административного истца о том, что в оспариваемом решении отсутствует ссылка на конкретный отсутствующий документ, является состоятельным.
При таких обстоятельствах правовые основания для признания оспариваемого отказа незаконным по формальным основаниям в данном случае имелись, а потому решение суда в силу части 5 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не подлежит отмене, поскольку является правильным по существу.
Доводы апелляционной жалобы вышеизложенных установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств не опровергают и в связи с этим отмену решения суда повлечь не могут.
Пунктом 1 части 3 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что в резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться указание на признание оспоренных решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, на удовлетворение заявленного требования полностью или в части со ссылками на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), и на существо оспоренных решения, действия (бездействия). В случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
С учетом указанных положений закона резолютивная часть решения суда подлежит дополнению указанием на способ восстановления нарушенного права административного истца путем возложения на административного ответчика обязанности рассмотреть заявление Романова А.Ю. от 26 июня 2018 года о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении повторно.
Руководствуясь статьями 177, 309,311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Зеленодольского городского суда Республики Татарстан от 14 декабря 2018 года по данному административному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу исполнительного комитета Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан – без удовлетворения.
Дополнить резолютивную часть решения суда указанием на возложение на исполнительный комитет Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан обязанности рассмотреть заявление Романова А.Ю. от 26 июня 2018 года о постановке его и членов его семьи на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении повторно
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё