Дело № 2а-3881/2021
91RS0024-01-2021-006387-72
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 октября 2021 года г.Ялта
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе: председательствующего - судьи Алтунина А.В., при секретаре Толстиковой Э.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Хрипушина Ивана Митрофановича к Администрации города Ялты Республики Крым, Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым о признании постановления незаконным,
установил:
Хрипушин И.М. обратился в суд с административным исковым заявлением к Администрации города Ялты Республики Крым (далее – Администрация), Департаменту имущественных и земельных отношений администрации города Ялты Республики Крым (далее – Департамент) со следующими требованиями: признать незаконным и отменить постановление Администрации от 13 августа 2021 года №2526-п «Об отказе в предоставлении в собственность Хрипушину Ивану Митрофановичу земельного участка площадью 668 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав»; обязать Администрацию и Департамент повторно рассмотреть его заявление о предоставлении в собственность земельного участка. В обоснование своих требований истец указал, что решением Ливадийского поселкового совета г.Ялта АР Крым от 17.03.2006 года №18 ей было дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,040 га, для строительства и обслуживания жилого дома по адресу: <адрес>. Решениями Ливадийского поселкового совета г.Ялта АР Крым от 17.11.2006 года №55, от 14.09.2010 года №26, от 29.12.2011 года №75 площадь отводимого земельного участка увеличена до 0,0667 га, утвержден генеральный план земельного участка. 09.11.2012 года разработанный и согласованный проект землеустройства направлен в орган местного самоуправления. До принятия Республики Крым в состав Российской Федерации проект землеустройства не утвержден, земельный участок в собственность истца не предоставлен. 27.10.2016 года он обратился в Администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления права. Однако постановлением Администрации от 13 августа 2021 года №2526-п ему было отказано в предоставлении земельного участка со ссылкой на несоответствие решения требованиям пункта 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2015 года №38-ЗРК. Истец считает данное постановление незаконным, нарушающим его права, свободы и законные интересы.
В судебное заседание истец Хрипушин И.М. не явился, представитель истца Гавриленко С.Г. представил письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Администрация и Департамент надлежащим образом извещались о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://yalta.krm.sudrf.ru/), однако явку в суд своих представителей не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
При таких обстоятельствах суд рассматривает дело в отсутствие неявившихся лиц в соответствии со статьей 150 КАС РФ.
Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Установлено, что решением Ливадийского поселкового Совета г.Ялта АР Крым от 17 марта 2006 года №18 Хрипушину И.М. дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,040 га, расположенного по адресу: <адрес>, для строительства и обслуживания жилого дома.
Решением Ливадийского поселкового Совета АР Крым от 17 ноября 2006 года №55 внесены изменения в решение от 17 марта 2006 года №18, размер отводимого Хрипушину И.М. участка увеличен до 0,07 га.
Решением Ливадийского поселкового Совета АР Крым от 29 декабря 2011 года №75 внесены изменения в решение Ливадийского поселкового совета АР Крым от 14 сентября 2010 года №26, его пункт 1.11 изложен в следующей редакции: «земельный участок площадью 0,0667 га по адресу: <адрес>, отводимый гр. Хрипушиным Иваном Митрофановичем».
Хрипушиным И.М. был заключен договор с ООО «Проектинвестстрой» Ялтинского филиала «КрымНииПроект» на разработку землеустроительной документации по отводу земельного участка в собственность.
Проект землеустройства по отводу земельного участка был разработан проектной организацией, однако не был согласован Управлением Главного архитектора в городе Ялта. В выданном архитектором замечании к документации указано на невозможность согласования проекта отвода до корректировки Генерального плана Большой Ялты.
23 ноября 2012 года проект землеустройства по отводу Хрипушиным И.М. в собственность земельного участка был направлен комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству в адрес Ливадийского поселкового совета с вышеуказанным заключением.
Решение об утверждении проекта землеустройства либо об отказе в его утверждении Ливадийским поселковым советом так и не было принято.
27 октября 2016 года Хрипушин И.М. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав на земельный участок.
Письмом Департамента от 02 ноября 2016 года поданные Хрипушиным И.М. документы возвращены ему без рассмотрения со ссылкой на то, что решение Ливадийского поселкового Совета АР Крым от 17 марта 2006 года №18, с учётом последующих решений от 17 ноября 2006 № 55, от 26 декабря 2011 № 75, утратило силу.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 19 апреля 2017 года, оставленным без изменений апелляционным определением Верховного Суда Республики Крым от 22 августа 2017 года, решение Департамента от 02 ноября 2016 года о возврате Хрипушину И.М. без рассмотрения заявления о предоставлении в собственность земельного участка и приложенных к нему документов признано незаконным (дело №2а-1527/2017, 33а-6247/2017).
Оспариваемым постановлением Администрации от 13 августа 2021 года №2526-п Хрипушину И.М. повторно отказано в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав со ссылкой на несоответствие решения Ливадийского поселкового Совета АР Крым от 17 марта 2006 года №18 требованиям пункта 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31.07.2014 N 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».
Согласно ст. 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Закон № 6-ФКЗ), на территориях Республик Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие гражданское состояние, образование, право собственности, право пользования, право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, право на получение медицинской помощи, а также таможенные и разрешительные документы (лицензии, кроме лицензий на осуществление банковских операций и лицензий (разрешений) на осуществление деятельности некредитных финансовых организаций), выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами город Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 12.1 Закона № 6-ФКЗ до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
В развитие вышеуказанных норм принят Закон Республики Крым от 31.07.2014 № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», которым предусмотрены особенности регулирования земельных и имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории Республики Крым установлены (далее – Закон № 38-ЗРК).
Статьей 13 Закона № 38-ЗРК предусмотрено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству (ч.1).
Предоставление земельных участков, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется без проведения торгов и предварительного согласования места размещения объекта, на следующих условиях: 1) бесплатно - в собственность гражданам Российской Федерации, а также юридическим лицам, указанным в частях 2 и 3 статьи 3 настоящего Закона; 2) за плату - в собственность юридическим лицам, иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам; 3) в аренду - лицам, указанным в пункте 2 части 2 настоящей статьи, если данные лица отказались от покупки земельного участка (ч.2).
В соответствии с Законом № 6-ФКЗ, статьями 83, 84 Конституции Республики Крым, статьей 41 Закона Республики Крым от 29 мая 2014 года № 5-ЗРК «О системе исполнительных органов государственной власти Республики Крым», статьями 3 и 13 Закона № 38-ЗРК, постановлением Совета министров Республики Крым от 02.09.2014 № 313 был утвержден «Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым» (далее – Порядок).
В соответствии с пунктом 4 Порядка, завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации, документация по землеустройству), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.
Из приведенных нормативных правовых актов следует, что основанием для завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым являются решения соответствующих органов местного самоуправления, органов исполнительной власти о разрешении на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, принятые в период с 14.10.2008 года по 21.03.2014 года.
Определяя данный период, законодатель из того, что не исполненные решения органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства, принятые до 14.10.2008 года, утратили действие 14.10.2010 года, в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ.
Так, согласно пункту 3 раздела 2 «Заключительные положения» Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно содействия строительству» от 16.09.2008 года N 509-VI, вступившего в законную силу 14.10.2008 года, в редакции Закона Украины от 29.06.2010 N 2367-У1, принятые и неисполненные до вступления в силу настоящего Закона решения соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, сохраняли силу в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Закона. На решения, принятые после 14.10.2008 года данное ограничение срока действия не распространяется.
Этим же вышеуказанным законом были внесены изменения в статью 151 Земельного кодекса Украины (далее – ЗК Украины), в частности установлен срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка – один год.
Однако, с принятием Закона Украины от 5 ноября 2009 г. № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю» статья 151 Земельного кодекса Украины изложена в новой редакции, и норма, устанавливающая срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, была отменена.
Таким образом, решения органов местного самоуправления о разрешении на разработку проекта землеустройства, принятые после 14.10.2008 года, сохраняли свое действие на момент принятия в состав Российской Федерации Республики Крым.
В рассматриваемом случае ответчик отказал истцу в предоставлении в собственность земельного участка, сославшись на то, что представленное истцом решение Ливадийского поселкового Совета АР Крым от 17 марта 2006 года №18 принято до 14 октября 2008 года, в связи с чем не дает ему права на завершение оформления права на земельный участок.
Между тем ответчиком не учтены обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по делу №2а-1527/2017, которое имеет для него преюдициальное значение в силу ч.2 ст.64 КАС РФ.
Так, судом установлено, что истец в соответствии с решением Ливадийского поселкового Совета АР Крым от 17 марта 2006 года №18 разработал техническую документацию по землеустройству, получил положительные согласования компетентных органов и направил проект землеустройства на утверждение в орган местного самоуправления.
В установленный законом строк проект землеустройства не утвержден в связи с указанием Управления главного архитектора о невозможности рассмотрения данного вопроса до корректировки Генерального плана Большой Ялты.
Решением Ялтинского городского Совета от 26 января 2011 года №57 приостановлено принятие решений по заявлениям граждан о передаче в их собственность земельных участков, расположенных в двухкилометровой прибрежной защитной полосе вдоль Черного моря в городе Ялта до утверждения в установленном законом порядке отдельного проекта землеустройства по установлению границ вышеуказанной защитной полосы.
Проект землеустройства по установлению границ прибрежной защитной полосы и пляжной зоны Черного моря в границах города Ялта был утвержден решением Ялтинского городского Совета от 08 июня 2011 года №55, после чего принятие решений о передаче земельных участков было возобновлено.
Однако решением Ялтинского городского Совета № 111 от 16 июня 2011 года, с целью установления границ города Ялта, разграничения государственной и коммунальной собственности, утверждена Программа землеустройства города Ялта, в части установления границ города Ялта, в связи с чем принятие решений о передаче в собственность земельных участков, находящихся за границами территории города Ялта (за обводной трассой) вновь было приостановлено.
До 21 марта 2014 года землеустроительная документация по установлению границ города Ялта не утверждена. В этой связи решение о передаче в собственность граждан земельных участков, находящихся за пределами черты города, органом местного самоуправления не принимались.
Таким образом, судом было установлено, что проект землеустройства по отводу Хрипушину И.М. в собственность земельного участка не был рассмотрен органом местного самоуправления не по вине истца, а в связи с принятием Ялтинским городским Советом нормативных актов, устанавливающих прямой запрет на рассмотрение подобных заявлений, а также в связи с корректировкой Генерального плана Большой Ялта.
При указанных обстоятельствах отказ ответчика в предоставлении истцу земельного участка по основанию утраты юридической силы решением Ливадийского поселкового Совета АР Крым от 17 марта 2006 года №18 нельзя признать законным.
В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Поскольку постановление Администрации от 13 августа 2021 года №2526-п принято с нарушением закона, при этом препятствует реализации прав истца, суд признает данное постановление незаконным.
Вместе с тем суд отклоняет требование истца об отмене указанного постановления Администрации.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таким образом, законом не предусмотрено в качестве последствия принятия решения о признании ненормативного акта незаконным необходимость его отмены судом.
Кроме того, суд не вправе подменять собой государственные и муниципальные органы, в компетенцию которых входит принятие соответствующих решений в силу принципов разделения власти и самостоятельности ветвей власти, установленных статей 10 Конституции Российской Федерации.
В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов истца, суд в соответствии с п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ возлагает на Администрацию города Ялта Республики Крым обязанность повторно рассмотреть по существу заявление истца о предоставлении в собственность земельного участка в порядке завершения оформления прав
В силу требований ст.111 КАС РФ суд взыскивает с Администрации в пользу истца государственную пошлину, уплаченную последней при подаче иска, в размере 300 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
иск Хрипушина Ивана Митрофановича – удовлетворить частично.
Признать незаконным постановление Администрации города Ялта Республики Крым от 13 августа 2021 года №2526-п «Об отказе в предоставлении в собственность Хрипушину Ивану Митрофановичу земельного участка площадью 668 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав».
Обязать Администрацию города Ялта Республики Крым повторно рассмотреть заявление Хрипушина Ивана Митрофановича о предоставлении в собственность земельного участка площадью 668 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, в порядке завершения оформления прав.
В остальной части исковых требований – отказать.
Взыскать с Администрации города Ялты Республики Крым в пользу Хрипушина Ивана Митрофановича расходы по оплате госпошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья А.В.Алтунин
В окончательной форме
решение суда принято 19 октября 2021 года.