Решение по делу № 2-2281/2018 от 27.04.2018

Дело №2-2281/18                            

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2018 года

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Дульцевой Л.Ю.,

при секретаре Кивилевой А.А.,

с участием представителя истца Исуповой Е.В.,

представителя ответчиков Атауллиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Перми гражданское дело по иску Данилова Н.Н. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанностей,

установил:

Данилов Н.Н. обратился в суд с иском к Управлению жилищных отношений администрации г. Перми (далее – УЖО), администрации г.Перми о признании распоряжения начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ. незаконным; возложении обязанности признать молодую семью Данилова Н.Н. в составе трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий; возложении обязанности включить молодую семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей»; возложении обязанности выдать молодой семье свидетельство о праве на получение социальной выплаты за счет средств федерального бюджета и средств местных бюджетов в размере 35%; взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в размере 32 000 руб., на оплату государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований истец указал, что ДД.ММ.ГГГГ. обратился в УЖО с заявлением о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий для дальнейшего участия в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей». Распоряжением начальника УЖО от ДД.ММ.ГГГГ Данилову Н.Н. отказано в признании молодой семьи в составе трех человек, нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду предоставления документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как обеспеченность общей площадью жилых помещений превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи. С данным распоряжением не согласен, так как истец с женой и ребенком проживают в 4-х комнатной квартире, общей площадью 91,2 кв.м, расположенной по адресу: <Адрес>, в которой он является собственником ? доли в праве собственности. Иных жилых помещений в собственности либо в пользовании не имеют, следовательно, учетная норма жилой площади на одного члена семьи составляет менее12 кв.м.

Истец о месте и времени рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом, в судебное заседание не явился, заявлений и ходатайств не представил.

Представитель истца в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований настаивала по доводам искового заявления.

Представитель ответчика в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала доводы письменных возражений, согласно которых из представленных документов следует, что истец с женой, сыном, братом, отцом и матерью проживают по адресу: <Адрес>, в жилом помещении, общей площадью 86,7 кв.м. Данилову И.Н. (брат истца) принадлежит на праве собственности жилое здание по адресу: <Адрес>, общей площадью 52,9 кв.м. Следовательно обеспеченность на одного члена семьи составляет 23,26 кв.м (52,9 +86,7) : 6. Кроме того, указала, что включение в число участников программы осуществляется на основании соответствующего заявления, в то время как такое заявление истцом не подавалось, в связи с чем требования о включении в число участников программы, возложении обязанности выдать свидетельство являются необоснованными (л.д.23-25).

Оценив доводы сторон, а также представленные ими доказательства, принимая во внимание материалы учетного дела, суд считает, что исковые требования Данилова Н.Н. не подлежат удовлетворению в силу следующего.

Постановлением Правительства РФ № 1050 от 17.12.2010 г. утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2015-2020 годы, включающая в себя Подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 годы.

Приложением №1 к данной Подпрограмме установлены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила).

В соответствии с п.6 Правил участником основного мероприятия может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы основного мероприятия в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Пунктом 7 Правил предусмотрено, что стоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в основном мероприятии органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.

Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п «О реализации мероприятий подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п" утвержден порядок реализация мероприятий Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы на территории Пермского края,

    Пунктом 4.2.6 Порядка реализация мероприятий Подпрограммы установлено, что молодая семья для постановки на учет для участия в Подпрограмме подает в орган местного самоуправления по месту постоянного жительства обоих супругов решение о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, выданное органом местного самоуправления.

Признание молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий осуществляется в соответствии с Порядком признания молодых семей нуждающимися в улучшении жилищных условий;

Вышеуказанным Постановлением Правительства Пермского края от 01.04.2014 г. № 215-п утвержден Порядок признания нуждающимися в улучшении жилищных условий молодых семей, желающих принять участие в реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 "Государственная социальная поддержка семей и детей" государственной программы "Семья и дети Пермского края", утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. № 1322-п (далее – Порядок).

В соответствии с п. 2 Порядка в целях реализации мероприятий подпрограммы нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются молодые семьи, где:

2.1. члены молодой семьи не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2.2. члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспечены общей площадью жилого помещения на одного члена молодой семьи менее учетной нормы, установленной нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

2.3. члены молодой семьи проживают в помещении, не отвечающем требованиям, установленным Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47;

2.4. члены молодой семьи являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживают в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеют иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378 (далее - Перечень).

В соответствии с п.4 Порядка при наличии у членов семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения членов молодой семьи осуществляется исходя из суммарной общей площади всех пригодных для проживания указанных жилых помещений.

К членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении его супруг (супруга), родители (усыновители) и дети (родные и усыновленные) данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане признаются членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи. В случае признания лица членом семьи собственника жилого помещения в судебном порядке лицо считается членом семьи собственника с даты вступления в силу соответствующего судебного акта (п.5 Порядка).

Пунктом 7, 8 Порядка закреплено какие документы подаются молодой семьей с заявлением о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе п.8.1 Порядка предусмотрено, что 8.1. в случае если молодая семья ведет раздельное хозяйство с членами семьи на совместно занимаемой жилой площади, молодая семья представляет копию документа о порядке пользования жилым помещением (договора, соглашения или иного документа), составленного в установленном законодательством порядке.

В соответствии с п.17 Порядка орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в случаях:17.4. если представленные документы не подтверждают право молодой семьи быть признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным пунктом 2 настоящего Порядка;

    В соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

2. При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Судом установлены следующие обстоятельства дела.

ДД.ММ.ГГГГ. Данилов Н.Н. обратилась в Управление жилищных отношений администрации г. Перми с заявлением о признании его семьи из трех человек, в том числе: Данилова А.А., несовершеннолетний Данилов К.Н. нуждающейся в улучшении жилищных условий с целью участия в подпрограмме 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края» (л.д.46-47).

Распоряжением начальника Управления жилищных отношений администрации г.Перми от ДД.ММ.ГГГГ. семье Данилова Н.Н. отказано в признании молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, ввиду предоставления документов, которые не подтверждают право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, так как обеспеченность общей площадью жилых помещений превышает учетную норму площади жилого помещения на одного члена семьи (л.д. 28).

Судом установлено, что истец Данилов Н.Н., его жена – Д., несовершеннолетний сын ФИО13 зарегистрированы по адресу: <Адрес>. Кроме того, в данном жилом помещении зарегистрированы ФИО14 – брат, ФИО15 – мать, ФИО16 – отец (л.д.63).

Жилое помещение по адресу Пермь, <Адрес>, принадлежит на праве долевой собственности истцу, ФИО17, ФИО18, ФИО19 – по ? доле в праве каждому (л.д.64-73).

При этом суд полагает, что общая площадь помещения составляет 86,7 кв.м, поскольку данная площадь указана в выписках из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ., т.е. в них содержится более актуальная информация, нежели чем в свидетельствах о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, как следует из выписки из ЕГРН брату истца – ФИО20 принадлежит на праве собственности жилое здание по адресу: <Адрес>, общей площадью 52,9 кв.м (л.д.109-110).

Проанализировав изложенные обстоятельства в совокупности с нормами права, суд приходит к выводу о законности оспариваемого решения органа местного самоуправления, поскольку семья истцов не нуждается в улучшении жилищных условий.

В обоснование своей позиции о незаконности оспариваемого решения, истцы указывает на необоснованность включения в расчет нуждаемости жилого здания по адресу: <Адрес> общей площадью 52,9 кв.м, поскольку Данилов И.Н. не является членом семьи истца, однако какие-либо доказательства в подтверждение этого, истцом в судебное заседание не представлено, в том числе не представлен предусмотренный п.8.1 Порядка документ о порядке пользования жилым помещением (договора, соглашения или иного документа).

Суд учитывает, что истец и его брат зарегистрированы в жилом помещении по адресу: <Адрес>, были вселены в данное жилое помещение как члены одной семьи, доказательств, подтверждающих, что Данилов И.Н. в настоящее время не является членом семьи истца, не ведет с ним совместное хозяйство, истцом не представлено(ст.56 ГПК РФ)..

    В связи с этим суд полагает, что расчет нуждаемости истца следует производить с учетом имеющегося у Данилова И.Н. жилого помещения по адресу: <Адрес>, общей площадью 52,9 кв.м, с учетом всех членов семьи истца.

    Таким образом, суд соглашается с расчетом нуждаемости истца, произведенным ответчиком, в соответствии с которым на одного члена семьи истца приходится 23,26 кв.м (52,9 +86,7) : 6, что больше учетной нормы – 12 кв.м.

Кроме того, в соответствии с п.17 Порядка орган местного самоуправления отказывает в признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в случаях:

17.5. если не истек пятилетний срок с момента совершения действий, которые привели к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, в результате которых такая молодая семья может быть признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Действия, приведшие к ухудшению членами семьи жилищных условий молодой семьи, определены Законом Пермской области от 30 ноября 2005 г. N 2694-601 "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма".

Подпунктами 6, 7 пункта 3 статьи 5 Закона Пермской области от 30 ноября 2005 г. N 2694-601 к действиям, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, осуществляемым ими с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, отнесены:

отчуждение имеющегося в собственности граждан и членов их семей жилого помещения или доли участника долевой собственности на жилое помещение;

расторжение договора социального найма (найма) по инициативе нанимателей, добровольный отказ от права пользования жилым помещением по договору социального найма;

Согласно ст. 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случае, если не истек предусмотренный статьей 53 настоящего Кодекса срок.

Суд учитывает, что супруга истца – ФИО21 до ДД.ММ.ГГГГ. была зарегистрирована по адресу: <Адрес>, в жилом помещении, общей площадью 66,7 кв м (л.д.75). Следовательно, снявшись регистрационного учета по данному адресу и зарегистрировавшись по месту жительства истца по адресу: <Адрес>, Данилова А.А. добровольно отказалась от права пользования жилым помещением, т.е. совершила действия, в результате которых ухудшила свои жилищные условия, что в силу ст.53 ЖК РФ исключает постановку семьи истца на учет, как нуждающуюся в улучшении жилищных условий в течение 5 лет, с момента совершения указанных действий.

Действия по ухудшению жилищных условий также были совершены членом семьи истца - Даниловым Н.В. (отцом), который ДД.ММ.ГГГГ. совершил сделка по отчуждению жилого здания, общей площадью 30 кв.м, расположенному по адресу: <Адрес>11.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что молодой семье Данилова Н.Н. правомерно отказано в признании нуждающимися в улучшении жилищных условий и постановке на соответствующий учет, в целях дальнейшего участия в рамках реализации подпрограммы 1 «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети Пермского края».

Поскольку суд пришел к выводу о законности оспариваемого распоряжения об отказе в признании молодой семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий, в удовлетворении иных заявленных истцом требований также следует отказать, поскольку они являются производными от требований о признании распоряжения незаконным. Суд также соглашается с доводами ответчика, о том что включение в программу носит заявительный характер, такое заявление истцом не подавалось, в связи с чем на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по включению молодую семью в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» и выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

    В силу ст.98 ГПК РФ судебные расходы истца не подлежат взысканию с ответчика, так как судом отказано в удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Данилова Н.Н. к администрации г.Перми, Управлению жилищных отношений администрации г.Перми о признании распоряжения незаконным, возложении обязанности признать молодую семью нуждающейся, включить в число участников программы и выдать свидетельство о праве на получение социальной выплаты, взыскании судебных расходов – отказать.

Решение суда в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми.

Председательствующий – подпись          (Л.Ю. Дульцева)

     <данные изъяты>

    

2-2281/2018

Категория:
Гражданские
Суд
Ленинский районный суд г. Перми
Дело на странице суда
lenin.perm.sudrf.ru
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее