Решение по делу № 2а-1510/2021 от 09.12.2020

№ 2а-1510/2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 марта 2021 года                          г. Ижевск

Индустриальный районный суд города Ижевска Удмуртской Республики в составе председательствующего судьи Чайкиной С.Г.,

рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Осенниковой И.Н. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Осенникова И.Н. обратилась в суд с административным иском к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска (далее – ГУАиГ Администрации г.Ижевска) о признании недействительным решения об отказе в выдаче разрешения на строительство. Требования мотивированы тем, что Осенникова И.Н. является собственником земельного участка, расположенного по адресу .... -Дата- истец обратился в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке. -Дата- истцом получено уведомление о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства, поскольку часть земельного участка и планируемого к строительству жилого дома расположены на территории зоны ЖД1-1 – зоны многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой. Отказ в выдаче разрешения на строительство является незаконным и необоснованным в связи с тем, что данный земельный участок принадлежит заявителю с -Дата-, используется по прямому назначению, ограничений в пользовании не установлено. В соответствии с кадастровым планом земельного участка по адресу: ..., разрешенным видом использования является – под строительство индивидуального жилого дома. Просит признать незаконным решение об отказе в выдаче заявителю разрешения на строительство индивидуального жилого дома от -Дата-, обязать ГУАиГ Администрации г.Ижевска выдать разрешение на строительство индивидуального жилого дома по адресу: ...

В судебное заседание истец Осенникова И.Н., представитель ГУАиГ Администрации г. Ижевска не явились, извещались о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В соответствии со ст. 150, 292 КАС РФ настоящее административное дело рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства без проведения устного разбирательства.

Суд, исследовав представленные в материалы дела доказательства в письменной форме, приходит к выводу, что требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ч 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании (ч.5 ст.219 КАС РФ).

Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом (ч.7 ст.219 КАС РФ).

Заявителем оспаривается уведомление ГУАиГ Администрации г. Ижевска о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от -Дата-. С заявлением об оспаривании указанного уведомления Осенникова И.Н. обратилась в суд -Дата- за пропуском срока, предусмотренного ч.1 ст. 219 КАС РФ.

Административный истец Осенникова И.Н. обратилась в суд с ходатайством о восстановлении срока, поскольку ранее (-Дата-) она подавала исковое заявление в суд, однако, почтовый конверт утерян по вине почтового отделения. В подтверждение своих доводов административным истцом представлены соответствующие доказательства (опись, квитанция, отчет, отрывной талон)

Данное обстоятельство суд относит к препятствующим административному истцу для своевременного обращения в суд, в связи с чем, полагает восстановить срок подачи административного искового заявления.

Согласно п.1 ст.51.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) в целях строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

В силу пп.2 п.10 ст.51.1 ГрК РФ уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке направляется застройщику только в случае, если размещение указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома не допускается в соответствии с видами разрешенного использования земельного участка и (или) ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации и действующими на дату поступления уведомления о планируемом строительстве.

Согласно п.2.7 Положения о Главном управлении архитектуры и градостроительства Администрации города Ижевска, утвержденного Решением Городской думы г. Ижевска от 06 июня 2006 года № 121, выдача разрешений на строительство при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, входит в полномочия ГУАиГ Администрации г. Ижевска. Таким образом, оспариваемое истцом уведомление выдано уполномоченным органом, подписано должностным лицом – начальником управления, к компетенции которого отнесен вопрос о выдаче (отказе в выдаче) разрешений на строительство, в настоящее время - уведомлений в порядке ст.51.1 ГрК РФ.

В п.8 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) закреплен один из основных принципов земельного законодательства - деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Градостроительное зонирование - это зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (п.6 ст.1 ГрК РФ).

Градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства (п.9 ст.1 ГрК РФ).

Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.

В соответствии со ст.8 ГрК РФ утверждение правил землепользования и застройки территорий относится к полномочиям органов местного самоуправления. Документом градостроительного зонирования являются правила землепользования и застройки

Правила землепользования и застройки города Ижевска утверждены решением Городской думы города Ижевска от 27 ноября 2007 года № 344, они являются нормативным правовым актом, устанавливающим границы территориальных зон и градостроительный регламент (виды разрешенного использования земельных участков) для каждой территориальной зоны в пределах г.Ижевска.

В соответствии с п.3 ст. 85 ЗК РФ градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.

Строительство новых объектов, реконструкция должны осуществляться в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (ст.40 ЗК РФ).

В судебном заседании установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела:

Осенникова И.Н. является собственником земельного участка, с кадастровым номером , общей площадью 764 кв.м., расположенного по адресу .... Право собственности на указанный объект недвижимости зарегистрировано за истцом в установленном порядке Управлением Росреестра по УР 22 декабря 2011 г. Согласно данных единого государственного реестра недвижимости, принадлежащий административному истцу земельный участок расположен на землях населенных пунктов и имеет назначение объекта - земли населенных пунктов, разрешенное использование – эксплуатация и обслуживание жилого дома.

-Дата- Осенникова И.Н. обратилась в ГУАиГ Администрации г. Ижевска с заявлением о выдаче разрешения на строительство жилого дома на земельном участке по адресу ...

-Дата- ГУАиГ г.Ижевска направило уведомление Осенниковой И.Н. о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке. В качестве причин указано, что правилами землепользования и застройки г. Ижевска, утвержденными Решением Городской думы г. Ижевска от 27.11.2007г. №344 (в ред. 19.03.2019г. №254-р) установлен градостроительный регламент, согласно которому, земельный участок расположен в территориальной зоне ЖД1-1 – зона многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой. Строительство и реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства в указанной зоне не предусмотрены.

-Дата- административный истец обратилась в суд с соответствующим заявлением о признании данного уведомления незаконным.

С учетом обстоятельств дела, приведенного правового регулирования и разъяснений судебной практики, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с самовольным строительством, утвержденных постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 19 марта 2014 года, право собственника земельного участка возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием ограничено необходимостью соблюдения требований градостроительных регламентов, градостроительного зонирования, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Согласно карте градостроительного зонирования г.Ижевска, находящейся в открытом доступе на сайте http://www.izh.ru, земельный участок по адресу: ... расположен в территориальной зоне ЖД1-1 – зоне многофункциональной жилой и общественно-деловой застройки в сочетании с многоэтажной жилой застройкой. Данное обстоятельство административным истцом не опровергается, соответствует содержанию оспариваемого уведомления. Строительство и реконструкция объектов индивидуального жилищного строительства в указанной зоне не предусмотрено.

Также согласно п.8, п.9 ст.36 ГрК РФ земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, а реконструкция вышеуказанных объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.

Кроме того в п.4 ст. 85 ЗК РФ предусмотрено, что земельный участок и прочно связанные с ним объекты недвижимости не соответствуют установленному градостроительному регламенту территориальных зон в случае, если: виды их использования не входят в перечень видов разрешенного использования; их размеры не соответствуют предельным значениям, установленным градостроительным регламентом. Указанные земельные участки и прочно связанные с ними объекты недвижимости могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры. В случаях, если использование не соответствующих градостроительному регламенту земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимости опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), в соответствии с федеральными законами может быть наложен запрет на использование таких объектов. Реконструкция существующих объектов недвижимости, а также строительство новых объектов недвижимости, прочно связанных с указанными земельными участками, могут осуществляться только в соответствии с установленными градостроительными регламентами.

Из приведенных правовых норм следует, что объекты капитального строительства, правомерно возведенные до утверждения градостроительных регламентов правилами землепользования и застройки, а также земельные участки, на которых они расположены, виды разрешенного использования которых не соответствуют градостроительному регламенту могут быть использованы по прежнему фактическому виду разрешенного использования, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.

Таким образом, действующее законодательство исходит из сохранения прав на использование объектов капитального строительства и земельных участков под ними по прежнему фактическому разрешенному использованию в случае, когда происходит изменение градостроительной документации, предусматривающей иное зонирование территории.

При этом любая реконструкция или строительство нового объекта недвижимости отличающегося по параметрам от прежнего, то есть изменение такого объекта, может осуществляться только путем приведения их в соответствие с градостроительным регламентом.

Доводы административного истца о том, что строительство нового жилого дома возможно, поскольку из правоустанавливающих документов на земельный участок следует, что этот земельный участок расположен на землях населенного пункта с разрешенным использованием под строительство индивидуального жилого дома, несостоятельны, поскольку земельный участок располагается в зоне многоквартирной жилой застройки зданиями высокой этажности.

При указанных обстоятельствах у административного ответчика имелись достаточные основания для выдачи уведомления о недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке по адресу ..., а оспариваемое решение органа местного самоуправления как направленное на выполнение императивных требований градостроительного и земельного законодательства Российской Федерации не может расцениваться как нарушающее права и законные интересы истца, что исключает возможность удовлетворения административного искового заявления, поданного в порядке главы 22 КАС РФ.

На основании изложенного, руководствуясь требованиями ст. ст.175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований Осенниковой И.Н. к Главному управлению архитектуры и градостроительства Администрации г. Ижевска о признании незаконным уведомления о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке от -Дата- о недопустимости размещения объекта индивидуального строительства по адресу: Удмуртская ..., с кадастровым номером , о возложении обязанности выдать разрешение на строительство отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения, путем подачи жалобы через суд, вынесший решение.

Судья                                    С.Г. Чайкина

2а-1510/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Осенникова Ираида Николаевна
Ответчики
ГУАиГ Администрации г. Ижевска
Суд
Индустриальный районный суд г. Ижевск Удмуртской Республики
Судья
Чайкина Светлана Германовна
Дело на странице суда
industrialnyy.udm.sudrf.ru
09.12.2020Регистрация административного искового заявления
11.12.2020Передача материалов судье
14.12.2020Решение вопроса о принятии к производству
28.12.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
28.12.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.01.2021Подготовка дела (собеседование)
26.01.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.02.2021Судебное заседание
25.03.2021Судебное заседание
25.03.2021Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
25.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее