Председательствующий по делусудья Недзельский А.А. | Дело №33-2060/2021(№ дела в суде 1-й инст. 2-42/2021)УИД 75RS0017-01-2021-000011-86 |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Малолыченко С.В.
судей Погореловой Е.А., Казакевич Ю.А.
при секретаре Печеревиной О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Чите 29 июня 2021 г. гражданское дело по иску администрации муниципального района «Ононский район» к Комогорцеву А. А. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья,
по апелляционной жалобе представителя истца Администрации муниципального района «Ононский район» Лапшакова С.В.
на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 25 марта 2021 г., которым постановлено:
«Исковое заявление администрации муниципального района «Ононский район» к Комогорцеву А. А. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья в сумме 814 627,80 рублей, в рамках трёхстороннего договора от 15.04.2019г. – отказать».
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А. судебная коллегия
установила:
Администрация муниципального района «Ононский район» обратилась в суд с иском, указывая на то, что Комогорцев А.А. является получателем социальной выплаты на строительство жилья гражданам Российской Федерации, проживающих в сельской местности, в том числе молодым специалистам и молодым семьям по Государственной программе «Устойчивое развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30.10.2013 № 480. Основанием для этого являлся факт работы Комогорцева А.А. в ГУЗ «Ононская центральная районная больница» врачом-хирургом и проживание в селе Нижний Цасучей Ононского района. Социальная выплата на строительство жилого дома была перечислена ответчику в размере 814 627 руб. 80 коп. и получена им 28.05.2019. Ответчик предоставил отчет об использовании социальной выплаты на строительство жилого дома расположенного по адресу: Забайкальский край, Ононский pайон, с. <данные изъяты> Учитывая положения действующего законодательства, ответчик должен был работать в ГУЗ «Ононская ЦРБ» не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты, т.е. до 28.05.2024. Согласно уведомлению ГУЗ «Ононская ЦРБ» ответчик был уволен с указанного места работы по собственному желанию 02.04.2020, что является нарушением условий, прописанных для участников данной Программы. Добровольно денежные средства ответчиком истцу до настоящего времени не возмещены. На основании изложенного истец просил суд взыскать с ответчика в пользу администрации муниципального района «Ононский район» сумму социальной выплаты на строительство жилья в сельской местности, в размере 814 627, 80 руб. (л.д. 4-5).
Определением Ононского районного суда Забайкальского края от 19 января 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ГУЗ «Оноская ЦРБ» (л.д. 2-3).
Определением Ононского районного суда Забайкальского края от 18 февраля 2021 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство сельского хозяйства Забайкалького края (л.д. 78-80).
Судом постановлено приведенное выше решение (л.д. 113-119).
В апелляционной жалобе представитель истца выражает несогласие с вынесенным решением суда первой инстанции, просит его отменить, удовлетворить исковые требования в полном объеме. В обоснование своей позиции представитель истца указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что 13.04.2020 ответчик Комогорцев А.А. принят на работу заведующим хирургическим отделением, врачом-хирургом в Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольская районная больница» расположенного по адресу: Магаданская область, Ольский район, <данные изъяты>, в связи с чем ответчик продолжил работу в сельской местности. В ходе судебного заседания ответчику неоднократно задавали вопросы о том, относится ли пгт. Ола к сельской местности, на что от Комогорцев А.А. дал отрицательный ответ. С учетом положений п. 42 Типового положения о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам РФ, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, существенным условием договора является работа получателя социальной выплаты в том муниципальном образовании, где им получена социальная выплата. Ответчик получил социальную выплату из бюджета муниципального района «Ононский район» в рамках реализации мунипальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на территории муниципального района «Ононский район» на период 2014-2020 годы» и соответственно обязан был работать по трудовому договору в границе муниципального района «Ононский район». Переезд ответчика на работу в Магаданскую область является прямым нарушением существенных условий договора (л.д. 136-138).
В отзыве на апелляционную жалобу Комогорцев А.А. выражает несогласие с её доводами, просит решение суда первой инстацнии оставить без изменения, как законное и обоснованное (л.д. 148-151).
В отзыве на апелляционную жалобу представитель третьего лица Министерства сельского хозяйства Забайкальского края указывает на обоснованность и законность требований апелляционной жалобы истца, считает их подлежащими удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене (л.д.156-157).
Лица, участвующие в деле, в зал судебных заседаний не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, своих представителей не направили.
Комогорцев А.А. просил рассмотреть дело без его участия.
Руководствуясь ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ГПК РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В силу ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Комогорцев А.А. состоял в трудовых отношениях с ГУЗ «Ононская центральная районная больница» с 02 июля 2013 года по 02 апреля 2020 года, работал в должности врача хирурга.
15 апреля 2019 года администрация муниципального района «Ононский район», ГУЗ «Ононская ЦРБ» и член молодой семьи (специалист) Комогорцев А.А. заключили договор об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием социальной выплаты.
В рамках договора администрация взяла на себя обязанность выдать участнику свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, перечислить на банковский счет участника указанную социальную выплату на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, уведомить участника о поступлении денежных средств на его счет, осуществлять контроль за соблюдением участника условий предоставления социальной выплаты и других обязательств, предусмотренных настоящим договором, действующим законодательством Российской Федерации, Забайкальского края и муниципального района «Ононский район».
Работодатель в свою очередь обязан был заключить с участником трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (п.2.3 договора).
Участник по условиям договора взял на себя обязательство работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты (п. 2.4.1 договора), использовать средства социальной выплаты на цели, указанные в свидетельстве, и при условии оплаты за счет собственных и (или) заемных средств социальной выплаты (п. 2.4.3), оформить построенное (приобретенное) жилое помещение в общую собственность все членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение 6 месяцев со дня истечения срока действия свидетельства (п. 2.4.4).
Трехсторонним договором было предусмотрено, что Администрация вправе истребовать от участника средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения участником обязательств, предусмотренных подпунктами 2.4.1, 2.4.3, 2.4.4 договора, а так же несоблюдения условий, указанных в п. 2.5 настоящего договора (п. 2.2.1 Договора).
Согласно п.2.5 трёхстороннего договора участник вправе на сохранение социальной выплаты в случае досрочного расторжения трудового договора, если участник в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовав иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы) в сельской местности.
Министерством сельского хозяйства Забайкальского края ответчику выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности № М036-03/2019 в размере 814 627,8 руб.
Распоряжением главы администрации муниципального района «Ононский район» № 83 от 20 мая 2019 года за счет бюджета муниципального района «Ононский район» на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 года и на период до 2020 года» Комогорцеву А.А. перечислены денежные средства в размере 40731,39 руб.
Распоряжением главы администрации муниципального района «Ононский район» № 84 от 20 мая 2019 года за счет средств бюджета Забайкальского края на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, проживающих в сельской местности в рамках целевой программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 – 2017 года и на период до 2020 года» Комогорцеву А.А. перечислены денежные средства в размере 773896,41 руб.
Платежным поручением от 28 мая 2019 года подтверждается факт перечисления денежных средств на счет ответчика № 316860.
Указанные средства оКомогорцев А.А. использовал на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
После получения Комогорцевым А.А. социальной выплаты между ГУЗ «Ононская ЦРБ» и Комогорцевым А.А. были заключены дополнительные соглашения к трудовому договору от 24 сентября 2019 года и 01 февраля 2020 года, которые фактически повторяли содержания трудового договора, не содержали ссылок на трехсторонний договор от 15 апреля 2019 года и были заключены по иным основаниям, не касающихся трехстороннего соглашения.
Приказом главного врача ГУЗ «Ононская ЦРБ» № 266 от 1 апреля 2020 г. Комогорцев А.А. был уволен на основании пункта 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации (по собственному желанию).
13 апреля 2020 года Комогорцев А.А. был принят на работу в Магаданское областное государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Ольская районная больница» расположенное по адресу: Магаданская область, Ольский район, <данные изъяты> на должность заведующего хирургическим отделением, врача-хирурга.
Жилой дом по адресу: <адрес> по договору купли- продажи от 28 апреля 2020 г. ответчиком был продан.
Полагая, что ответчиком не выполнены условия трехстороннего соглашения, администрация муниципального района «Ононский район» обратилась в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что оснований для взыскания суммы социальной выплаты с ответчика не имеется, поскольку на момент увольнения Комогорцуев А.А. уже работал в сельской местности более 5 лет, и какого-либо дополнительного соглашения, обязывающего его после получения социальной выплаты отработать в ГУЗ «Ононская ЦРБ» еще пять лет с ним не заключалось. Отказывая в иске, суд также принял во внимание то, что после расторжения рудового договора Комогорцев А.А. трудоустроился в учреждение здравоохранения в Магаданской области, которое также находилось в сельской местности. Данные обстоятельства по мнению суда давали ответчику право на сохранение за ним предоставленной на основании трехстороннего договора социальной выплаты.
Судебная коллегия с данным выводом суда согласиться не может в виду следующего.
В силу пунктов «ж», «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, жилищное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Правовые основы реализации государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства как экономической деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, оказанию услуг в целях обеспечения населения российскими продовольственными товарами, промышленности сельскохозяйственным сырьем и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий установлены Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (часть 2 статьи 1 этого закона).
К основным целям государственной аграрной политики относится обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве (пункт 2 части 2 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства»).
Пунктом 2 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
Постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" в целях реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительство Российской Федерации утверждена Государственная программу развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Одна из основных задач этой федеральной целевой программы - удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Правилами предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717 "О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" (в редакции от 08 февраля 2019 года, действующей на момент предоставления ответчику социальной выплаты) установлены порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, осуществляемые в сельской местности, в которой реализуются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса (Приложение N 11 п. 1 Правил).
Под сельской местностью в настоящих Правилах понимаются сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района, а также сельские населенные пункты и рабочие поселки, входящие в состав городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации), городских поселений и внутригородских муниципальных образований г. Севастополя, на территориях которых преобладает деятельность, связанная с производством и переработкой сельскохозяйственной продукции.
Субсидии предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий государственных программ субъектов Российской Федерации (подпрограмм государственных программ субъектов Российской Федерации), направленных на устойчивое развитие сельских территорий и разработанных на основе документов территориального планирования, включая мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусматривающих: а) предоставление гражданам, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, социальных выплат на строительство (приобретение) жилья (далее - социальные выплаты) в порядке и на условиях, которые установлены Типовым положением о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, согласно приложению N 1; б) предоставление субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств расположенных на территории субъекта Российской Федерации муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договорам найма жилых помещений, в порядке и на условиях, которые установлены Положением о предоставлении субсидий в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований, связанных со строительством (приобретением) жилья, предоставляемого молодым семьям и молодым специалистам по договору найма жилого помещения, согласно приложению N 2 ( п.п. "а", "б" п. 2 Правил).
Субсидия предоставляется при наличии правовых актов субъекта Российской Федерации, утверждающих перечень мероприятий, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов Российской Федерации п.п. "а" п. 3 Правил.
Типовое положение согласно его пункту 1 устанавливает порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там (далее соответственно - молодые специалисты, молодые семьи, граждане, социальные выплаты).
Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов (п. 2 Типового положения).
В соответствии с п. 32 Типового положения право на получение социальных выплат на условиях, предусмотренных настоящим разделом, имеют: а) молодая семья, под которой понимаются состоящие в зарегистрированном браке лица в возрасте на дату подачи заявления в соответствии с пунктом 38 настоящего документа не старше 35 лет или неполная семья, которая состоит из одного родителя, чей возраст на дату подачи заявления не превышает 35 лет, и одного или более детей, в том числе усыновленных, в случае если соблюдаются в совокупности следующие условия: работа хотя бы одного из членов молодой семьи по трудовому договору или осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности, а также работа в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных; постоянное проживание (регистрация по месту жительства) в сельской местности, в которой хотя бы один из членов молодой семьи работает или осуществляет индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере, а также в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных;
В силу п.п. "б" п. 35 Типовых правил под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы (индивидуальные предприниматели), выполняющие работы или оказывающие услуги в сельской местности в области в том числе в области здравоохранения.
В случае предоставления молодой семье или молодому специалисту социальной выплаты орган исполнительной власти (орган местного самоуправления - в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования), член молодой семьи или молодой специалист и работодатель заключают трехсторонний договор об обеспечении жильем молодой семьи или молодого специалиста с использованием на эти цели социальной выплаты.
В случае если получателем социальной выплаты является индивидуальный предприниматель, в том числе глава крестьянского (фермерского) хозяйства, заключается трехсторонний договор (с участием органа местного самоуправления) либо двусторонний договор (в случае перечисления субсидий в бюджет соответствующего муниципального образования).
Существенными условиями договора, указанного в пункте 41 настоящего документа, являются: а) обязательство члена молодой семьи или молодого специалиста работать у работодателя по трудовому договору (осуществлять индивидуальную предпринимательскую деятельность в муниципальном образовании) не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты; б) право органа исполнительной власти (органа местного самоуправления) истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи или молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты в случае невыполнения членом молодой семьи или молодым специалистом обязательства, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта (п. 41-42 Типового положения).
Пунктом 44 Типового положения установлено, что в случае досрочного расторжения трудового договора (прекращения индивидуальной предпринимательской деятельности) право члена молодой семьи или молодого специалиста на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи или молодой специалист в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе, социальной сфере или в организациях, осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), в сельской местности.
При несоблюдении указанных условий орган исполнительной власти (орган местного самоуправления) сохраняет право истребовать в судебном порядке от члена молодой семьи или молодого специалиста средства в размере предоставленной социальной выплаты, что должно быть отражено в договоре, указанном в пункте 41 настоящего документа.
Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что формой обеспечения жилым помещением молодых семей (молодых специалистов), нуждающихся в улучшении жилищных условий, проживающих и работающих в сельской местности в организациях агропромышленного комплекса или социальной сферы, является предоставление им за счет бюджетных средств социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья. Одним из условий предоставления этой выплаты является работа гражданина (члена молодой семьи, молодого специалиста) в организации агропромышленного комплекса или социальной сферы в сельской местности в течение 5 лет с момента предоставления такой выплаты. В случае досрочного расторжения трудового договора право члена молодой семьи на социальную выплату сохраняется, если член молодой семьи (молодой специалист) в срок, не превышающий 6 месяцев, заключил трудовой договор с другим работодателем или организовал иную индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности. При несоблюдении названных условий уполномоченный орган вправе в судебном порядке истребовать социальную выплату у получившего ее члена молодой семьи.
Однако суд первой инстанции вследствие ошибочного толкования норм материального права, регулирующих порядок и условия сохранения права члена молодой семьи на предоставленную ему социальную выплату на приобретение (строительство) жилого помещения в случае увольнения из организации агропромышленного комплекса или социальной сферы, пришел к неправильному выводу о том, что Комогорцевым А.А. не были нарушены условия трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты, сославшись на то, что из содержания нового трудового договора, заключенного между ответчиком и Магаданским областным государственным бюджетным учреждением здравоохранения «Ольская районная больница» усматривается, что Комогорцев А.А. продолжил свою трудовую деятельность в социальной сфере в сельской местности (поселок Ола, Ольского района Магаданской области), что, по мнению суда, не является нарушением п. 2.5 договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием социальной выплаты от 15 апреля 2019 года, так как из буквального толкования текста трёхстороннего договора, не следует, что молодой специалист должен быть трудоустроен именно в районе или регионе по месту подписания данного договора.
Судебная коллегия не может согласиться с приведенными выводами и суждениями суда первой инстанции, как основанными на неправильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.
В соответствии со статьей 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. По смыслу названной нормы в ее нормативном единстве с нормами статьи 421, пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации для определения надлежащего согласования предмета договора следует оценивать действительную волю сторон, обусловленную намерением вступить в договорные отношения по поводу определенного имущества.
Предметом заключенного с ответчиком 15 апреля 2019 г. договора об обеспечении жильем молодой семьи, с условиями которого ответчик согласился, получив социальную выплату на строительство жилья, является взаимодействие сторон в целях реализации направления (Подпрограммы) «Обеспечение условий развития агропромышленного комплекса» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства российской Федерации от 14 июля 2012 года № 717, Государственной программы Забайкальского края «Устойчивое развитие сельских территорий», утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 30 октября 2013 года № 480, и муниципальной программы «Устойчивое развитие сельских территорий на территории муниципального района «Ононский район» на период 2014-2020 годы», утвержденной постановлением администрации муниципального района «Ононский район» № 579 от 15 октября 2013 года.
Государственная программа Забайкальского края "Устойчивое развитие сельских территорий" на 2014-2019 годы утверждена Постановлением Правительства Забайкальского края от 30 октября 2013г. N 480 в соответствии с направлением (подпрограммой) "Устойчивое развитие сельских территорий".
Данная программа базируется на положениях Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 ноября 2010 года N 2136-р; Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2012 года N 717; Стратегии социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Забайкальского края от 26 декабря 2013 года N 586.
Приоритетами государственной политики в сфере реализации Государственной программы являются: повышение стандартов качества жизни населения до уровня, превышающего среднероссийский; экономический рост, который достигается путем параллельного развития доминирующих для Забайкальского края отраслей и альтернативных направлений, в том числе агропромышленного комплекса, развития местного самоуправления и социальной инфраструктуры.
Реализация приоритетов предполагает, в том числе, улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Целью Государственной программы является устойчивое развитие сельских территорий муниципальных районов Забайкальского края путем создания условий, способствующих благоприятному социально-экономическому развитию села.
Муниципальная программа «Устойчивое развитие сельских территорий на территории муниципального района «Ононский район» на период 2014-2020 годы», которой администрация руководствовалась, заключая договор с ответчиком, утверждена постановлением администрации муниципального района «Ононский район» № 579 от 15 октября 2013 года.
Основный целью данной муниципальной программы является, в том числе, улучшение условий жизнедеятельности в сельских территориях муниципального района "Ононский район". Основными задачами Программы являются в том числе закрепление кадров в сельской местности, удовлетворение потребностей в благоустроенном жилье населения, проживающего на сельских территориях муниципального района "Ононский район", в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Источниками финансирования данной программы являются, в том числе, и средства бюджета муниципального района "Ононский район".
Реализация целей данной программы осуществляется путем выполнения исполнителем программы (администрацией муниципального района "Ононский район") мероприятий программы, в частности мероприятий по улучшению жилищных условия населения, проживающего в сельских поселениях муниципального района "Ононский район", в том числе молодых семей и молодых специалистов.
Исходя из буквального толкования пунктов 2.3.1 и п. 2.4.1 договора участник программы – член молодой семьи (молодой специалист) обязан заключить с работодателем (в данном случае ГУЗ "Ононская ЦРБ" ) трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному трудовому договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты и работать у работодателя по трудовому договору не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты именно на территории муниципального района "Ононский район".
Соответственно при нарушении указанного условия, в данном случае досрочного расторжения трудового договора по инициативе члена молодой семьи, Комогорцев А.А. в соответствии с п. 2.5.1 договора для сохранения права на предоставленную ему социальную выплату в срок, не превышающий 6 месяцев обязан был заключить трудовой договор с другим работодателем или организовать индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности именно на территории муниципального района "Ононский район".
Однако, Комогорцев А.А. уволился с работы до истечения пятилетнего срока с момента получения социальной выплаты (1 апреля 2020 г.) по собственной инициативе и по истечении 6 месяцев со дня увольнения не заключил трудовой договор с другим работодателем, не организовал индивидуальную предпринимательскую деятельность в агропромышленном комплексе или социальной сфере (основное место работы) в сельской местности на территории муниципального района "Ононский район", в связи с чем обязан возвратить администрации муниципального района "Ононский район" средства в размере предоставленной ему социальной выплаты.
Поскольку Комогорцев А.А. по условиям заключенного трехстороннего договора об обеспечении жильем молодой семьи (молодого специалиста) с использованием на эти цели социальной выплаты принял на себя указанную выше обязанность и не исполнил её, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о наличии у ответчика права на использование социальной выплаты на приобретение жилья в рамках программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 года и на период до 2020 года» после увольнения из ГУЗ «Ононская ЦРБ».
При этом в силу приведенных выше положений нормативно-правовых актов, новое место работы ответчика какого-либо юридического значения для сохранения за ним права на социальную выплату не имеет, поскольку Комогорцев А.А. трудоустроился в другом субъекте Российской Федерации (Магаданская область), тогда как спорная выплата ему была предоставлена в рамках развития условий жизнедеятельности в сельских территориях муниципального района "Ононский район" и в том числе из средств бюджета муниципального района "Ононский район".
Кроме того, вопреки утверждению суда, поселок Ола в соответствии с законом Магаданской области № 1883-ОЗ от 8 апреля 2015 г. "О преобразовании муниципальных образований "поселок Ола", "поселок Армань", "село Балаганное", "село Гадля", "село Клепка", "село Талон", "село Тауйск", "село Тахтоямск", "село Ямское" путем их объединения с наделением статусов городского округа" не относится к сельским территориям, в том понятии, в котором оно дается в Распоряжении Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р.
Вопреки суждениям суда невыполнение работодателем п. 2.3.1 трехстороннего договора, в соответствии с которым ГУЗ «Ононская ЦРБ» обязана была заключить с Комогорцевым А.А. трудовой договор либо дополнительное соглашение к ранее заключенному договору на срок не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты само по себе не является основанием для сохранением за ответчиком права на спорную выплату, поскольку ответчик осуществлял свою трудовую деятельность на основании бессрочного трудового договора, что позволяло ему с целью выполнения принятых на себя обязательств работать в сфере здравоохранения в течение 5 лет после получения социальной выплаты.
Доводы ответчика о том, что его увольнение носило вынужденный характер, несостоятельны, поскольку какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены. Напротив из материалов дела усматривается, что увольнение истца было связано с трудоустройством к другому работодателю и переездом на другое место жительство.
Таким образом, решение суда, которым отказано в удовлетворении заявленных истцом требований, судебная коллегия находит подлежащим отмене в соответствии с пп. 1, 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ, а исковые требования администрации муниципального района «Ононский район» к Комогорцеву А. А. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья подлежащими удовлетворению.
В силу с абз. 3 п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ с Комогорцева А.А. подлежит взысканию государственная пошлина в размере 11346 рублей.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ононского районного суда Забайкальского края от 25 марта 2021 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования администрации муниципального района «Ононский район» к Комогорцеву А. А. о взыскании социальной выплаты на строительство жилья удовлетворить.
Взыскать с Комогорцева А. А. в пользу администрации муниципального района «Ононский район» средства в размере социальной выплаты на строительство жилья в сумме 814627 рублей 80 копеек.
Взыскать с Комогорцева А. А. государственную пошлину в бюджет муниципального района «Ононский район» в сумме 11346 рублей.
Председательствующий
Судьи