Дело № 2-1786/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«20» октября 2015 года г. Печора
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи М.В. Гусаровой
при секретаре судебного заседания Е.Ю. Петуховой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского поселения «Путеец» о возложении обязанности исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов,
У С Т А Н О В И Л:
Печорский природоохранный межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации муниципального образования городского поселения «Путеец» о возложении обязанности исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов. В обоснование своих требований прокурор указал, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы совместно со специалистом Печорского городского комитета по охране окружающей среды, а также представителем ГУ «Канинское участковое лесничество», представителем Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» проведена проверка.
По результатам проверки установлено, что в лесном массиве в районе №... километра автодороги Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги ********** расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в количестве №... штук. Также, обнаружена несанкционированная свалка, расположенная №... метрах от моста через р. Марушиха по автодороге Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги.
Установлено, что указанные свалки не могут быть признаны объектами размещения отходов, поскольку не обеспечивают их изоляцию от компонентов окружающей среды, а также не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно служебной записке лесничего-руководителя Канинского участкового лесничества несанкционированная свалка, расположенная в №... метрах от моста через р. Марушиха автодороги Печора - Белый-Ю, с левой стороны, с координатами ********** расположена на землях пгт. Путеец.
В соответствии с информацией предоставленной Комитетом по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» от **.**.** №... участков несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов, расположенные в районе земельного участка **** (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) и участок вблизи «Поляны невест», находятся на территории городского поселения «Путеец».
В служебной записке главного специалиста-эксперта Печорского городского комитета по охране окружающей среды от **.**.** №... указано, что отходы, входящие в состав несанкционированных свалок, можно отнести к IV-V классам опасности, помимо этого, в состав несанкционированной свалки, расположенной вблизи «Поляны невест» входят объекты, относящиеся к III классу опасности. Отходы расположены на почве, чем нарушены требования части 2 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 1 и 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Из объяснений руководителя администрации ГП «Путеец» C от **.**.** следует, что у администрации имеются финансовые средства и специальная техника для ликвидации указанных несанкционированных свалок.
Администрацией МО ГП «Путеец» в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, т.к. наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а также может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Печорского района Республики Коми.
Изложенные выше нарушения федерального законодательства явились основанием для обращения прокуратуры в суд с требованиями в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц и направлены на устранение загрязнения окружающей природной среды, а также на предотвращение возможного причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Печорский природоохранный межрайонный прокурор просил:
- обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Путеец» исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов, а именно: в срок до **.**.** ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов и мусора, строительных отходов) в лесном массиве в районе №... километра автодороги Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги ********** а также в №... метрах от моста через р. Марушиха по автодороге Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги **********
В судебном заседании помощник Печорского природоохранного межрайонного прокурора Чередниченко И.А. настаивал на исковых требованиях, возражал против сроков по выполнению работ заявленных ответчиком, поскольку у ответчика имелась возможность до судебного заседания произвести работы по ликвидации свалки. Считает, что в срок до **.**.**. возможно выполнить работы по ликвидации свалки.
Представитель ответчика - администрации МО городского поселения «Путеец» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В материалах дела имеется отзыв ответчика, согласно которому исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора признает в полном объеме, просит отсрочить исполнение решения суда **.**.** (л.д.18).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав пояснения помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой во исполнение плана работы совместно со специалистом Печорского городского комитета по охране окружающей среды, а также с представителем ГУ «Канинское участковое лесничество», представителем Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» проведена проверка. По результатам проверки установлено, что в лесном массиве в районе №... километра автодороги Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги ********** расположены несанкционированные свалки твердых бытовых отходов в количестве №... штук, о чем составлен акт натурного обследования от **.**.**. с приложением фототаблицы (л.д.7-12).
Из служебной записки лесничего-руководителя Канинского участкового лесничества следует, что также обнаружена несанкционированная свалка, расположенная в №... метрах от моста через ********** автодороги Печора - Белый-Ю, с левой стороны, с координатами N №... которая расположена на землях пгт. Путеец (л.д.13).
В соответствии с информацией предоставленной Комитетом по управлению муниципальной собственностью МР «Печора» от **.**.** №... участков несанкционированного размещения строительных и бытовых отходов, расположенные в районе земельного участка **** (категория земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения) и участок вблизи «Поляны невест», находятся на территории городского поселения «Путеец» (л.д.15).
Из служебной записки главного специалиста-эксперта Печорского городского комитета по охране окружающей среды от **.**.** №... следует, что отходы, входящие в состав несанкционированных свалок, можно отнести к IV-V классам опасности, помимо этого, в состав несанкционированной свалки, расположенной вблизи «Поляны невест» входят объекты, относящиеся к III классу опасности. Отходы расположены на почве, чем нарушены требования части 2 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды», статей 1 и 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления» (л.д.14).
Из объяснений руководителя администрации ГП «Путеец» C. от **.**.** следует, что у администрации имеются финансовые средства и специальная техника для ликвидации указанных несанкционированных свалок (л.д.16).
В соответствии со статьей 42 Конституции РФ и статьей 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» все граждане имеют право на благоприятную окружающую среду.
Согласно статье 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе ряда принципов, одними из которых являются: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц.
Частью 2 статьи 13 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
На основании п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
В силу пп. 4 п. 1 ст. 11 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в состав территории поселения входят земли независимо от форм собственности и целевого назначения.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Устава муниципального образования муниципального района «Печора», принятого Советом народных депутатов МО «Город Печора и подчиненная ему территория» 21.02.2006 года, территорию муниципального района составляют городские земли, земли сельских поселений, прилегающие к ним земли общего пользования, рекреационные зоны, земли, необходимые для развития поселений, и другие земли в границах муниципального района независимо от форм собственности и целевого назначения согласно данным государственного земельного кадастра.
Согласно п. 4.13 ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен Постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. № 607-ст), несанкционированные свалки отходов - территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
В соответствии со статьей 55 Лесного кодекса и Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414 под санитарно-оздоровительными мероприятиями понимается вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия. Закон не содержит положений, обязывающих организовывать лесничествами работу по ликвидации несанкционированных свалок, в том числе и путем размещения заказа на проведение санитарно-оздоровительных мероприятий путем проведения торгов. Аналогичная позиция содержится в информационном письме Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) от 28.10.2010 № ВЧ-09-54/7645.
В силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, введенному Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст, в случае, если собственник отходов не установлен, то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Поскольку собственник отходов и мусора, находящихся на территории МО МР «Печора» не установлен, исходя из вышеуказанного примечания к пункту 7.8 Межгосударственного стандарта ГОСТ 30772-2011, размещенные на территории МО МР «Печора» отходы, являются собственностью муниципального образования, которое в силу статьи 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», а также в силу статьи 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» обязано организовать сбор и вывоз бытовых отходов на территории соответствующего муниципального образования, каким является МО ГП «Путеец».
Из приведенных положений следует, что публичные функции органов местного самоуправления и их должностных лиц в сфере обращения с отходами производства и потребления или иными опасными веществами осуществляются в виде реализации закрепленных за ними законом соответствующих властных полномочий на всей территории муниципального образования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что полномочия по сбору и вывозу бытовых и промышленных отходов должны быть возложены администрацию МО ГП «Путеец».
Наличие указанных выше несанкционированных свалок на территории Печорского района Республики Коми в лесном массиве в районе №... километра автодороги Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги ********** а также в ********** метрах от моста через р. Марушиха по автодороге Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги ********** подтверждается: фотоматериалами и иными материалами проверки, служебной запиской главного специалиста-эксперта Печорского городского комитета по охране окружающей среды, информацией, представленной председателем Комитета по управлению муниципальной собственностью МР «Печора», лесничим-руководителем Канинского участкового лесничества ГУ «Печорское лесничество».
Из содержания статей 1 и 12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» следует, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению на специально оборудованных сооружениях, предназначенных для размещения отходов (полигон, шламохранилище, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) - объектах размещения отходов.
Таким образом, ответчиком - администрацией МО ГП «Путеец» в результате неисполнения предоставленных полномочий по организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, нарушаются интересы неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, так как наличие несанкционированных свалок отходов производства и потребления влечет загрязнение окружающей природной среды, способствует распространению инфекционных заболеваний, а так же может повлечь иные тяжкие последствия - причинение вреда жизни и здоровью неопределенного круга лиц, каковыми являются лица, постоянно или временно проживающие на территории Печорского района Республики Коми.
На основании изложенного, принимая во внимание признание иска ответчиком, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Печорского природоохранного межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования городского поселения «Путеец» о возложении обязанности исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов.
С учетом выявленных нарушений, учитывая климатические условия природы Крайнего Севера, суд считает разумным установить срок для сбора и вывоза бытовых отходов до **.**.**.
В силу норм действующего законодательства судом дело рассмотрено в рамках заявленных исковых требований, указанного предмета и основания иска.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать администрацию муниципального образования городского поселения «Путеец» исполнить полномочия по сбору и вывозу бытовых отходов, а именно: в срок до **.**.** ликвидировать несанкционированные объекты размещения отходов производства и потребления (твердых бытовых отходов и мусора, строительных отходов) в лесном массиве в районе №... километра автодороги Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги (********** а также в №... метрах от моста через р. Марушиха по автодороге Печора - Белый-Ю по левую сторону от дороги **********
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Печорский городской суд в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий судья М.В. Гусарова