Решение по делу № 12-141/2020 от 15.07.2020

УИД (номер обезличен)

производство №-12-141/2020

Р Е Ш Е Н И Е

03 сентября 2020 года                                                                    город Орел

Судья Заводского районного суда города Орла Щербаков А.В., рассмотрев жалобу военного комиссара города Орла Орловской области Алехина Владимира Владимировича на постановление государственного инспектора города Орла по пожарному надзору ФИО1 (номер обезличен) от (дата обезличена) о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора города Орла по пожарному надзору ФИО1 (номер обезличен) от (дата обезличена) о назначении административного наказания, военный комиссар г. Орла Орловской области Алехин В.В. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) и ему было назначено наказание в виде предупреждения.

Не согласившись с данным постановлением, заявитель Алехин В.В., обратился суд с жалобой указав, что постановление является незаконным и необоснованным. В качестве основания жалобы заявитель указал, что не является и не может быть признан должностным лицом, в том смысле, в каком это определено статьей 2.4 КоАП РФ, то есть организационно- распорядительными и административно-хозяйственными функциями заявитель не наделен, не обладает полномочиями по формированию кадрового состава и определению трудовых функций работников, по применению мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и прочее, не обладает полномочиями по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Заявляет, что не обладает и полномочиями по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организации, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием). То обстоятельство, что согласно должностной инструкции в обязанности заявителя входит организация противопожарной безопасности не свидетельствует о том, что он наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Также указывает, что военный комиссариат города Орла Орловской области не обладает статусом юридического лица, не имеет своего личного счета в территориальном органе Федерального казначейства, а является структурным подразделением военного комиссариата Орловской области и действует на основании доверенности. В адрес военного комиссариата Орловской области направляются заявки, с целью определения потребностей в материальных средствах и объемах работ по обеспечению пожарной безопасности.

Ссылается на непринятие во внимание того, что военным комиссаром Орловской области ФИО3 ежегодно направлялся запрос в довольствующие органы Министерства обороны Российской Федерации о выделении средств на необходимый противопожарный инвентарь, а так же на оборудование зданий и сооружений системами автоматической противопожарной сигнализации, пожаротушения и оповещения, тем самым военный комиссар выполнил соответствующие уставные задачи.

Ссылается на Положение о военных комиссариатах и то, что финансирование военного комиссариата субъекта, а не военного комиссариата (муниципального) осуществляется по определенным статьям расходов в пределах лимитов бюджетных средств. В случаях высвобождения лимитов бюджетных средств денежные средства возвращаются в казну государства, перераспределение денежных средств с одной статьи расходов на другую запрещено. Руководство служебной деятельностью военных комиссариатов осуществляется МО РФ через командующих войсками округа. Военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами, другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований. У военкома отсутствует возможность самостоятельно обеспечить пожарную безопасность в военном комиссариате города Орла без удовлетворения заявки довольствующим органом МО РФ через военный комиссариат Орловской области на финансирование пожарной безопасности.

Указывает, что за период 2019 - 2020 финансирование по статье сметы расходов МО РФ 1041 «текущий ремонт, содержание и эксплуатация казарменно - жилищного фонда, специализированного фонда и коммунальных сооружений» для оплаты расходов по договорам на приобретение, установку, монтаж, наладку и эксплуатацию систем оповещения, охранной и пожарной сигнализации, по содержанию и ремонту пожарного имущества, расходы по содержанию средств гражданской обороны в военный комиссариат Орловской области не поступало.

Полагает, что при указанных обстоятельствах, в его действиях отсутствуют событие и состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, в связи с чем просил обжалуемое постановление отменить.

В суде защитник заявителя жалобы Алехина В.В. по доверенности Бакулина Е.В. доводы жалобы поддержала.

Заслушав защитника заявителя жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, а также представленные доказательства, считаю, что жалоба подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, а также отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями в этой области регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 №-69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 №-69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в том числе, должностные лица в пределах их компетенции.

Общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, сформулированы Федеральным законом от 22.07.2008 №-123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (далее - Федеральный закон от №-123-ФЗ).

Требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты (далее - объекты защиты) в целях обеспечения пожарной безопасности, определены в Постановлении Правительства РФ от 25.04.2012 №-390 «О противопожарном режиме» (вместе с «Правилами противопожарного режима в Российской Федерации»).

Согласно пункту 21 Правил противопожарного режима, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №-390, руководитель организации обеспечивает устранение повреждений средств огнезащиты для строительных конструкций, инженерного оборудования объектов защиты, а также осуществляет проверку состояния огнезащитной обработки (пропитки) в соответствии с инструкцией изготовителя и составляет акт (протокол) проверки состояния огнезащитной обработки (пропитки). Проверка состояния огнезащитной обработки (пропитки) при отсутствии в инструкции сроков периодичности проводится не реже 1 раза в год.

В силу нормы пункта 61 Правил противопожарного режима, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и установок противопожарной защиты и организует проведение проверки их работоспособности в соответствии с инструкцией на технические средства завода-изготовителя, национальными и (или) международными стандартами и оформляет акт проверки.

При монтаже, ремонте и обслуживании средств обеспечения пожарной безопасности объектов защиты должны соблюдаться проектные решения, требования нормативных документов по пожарной безопасности и (или) специальных технических условий.

В зданиях и сооружениях должна храниться исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта.

Руководитель организации, как это установлено пунктом 63 Правил противопожарного режима, обеспечивает в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты зданий и сооружений (автоматических установок пожарной сигнализации, автоматических (автономных) установок пожаротушения, систем противодымной защиты, систем оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией).

В период выполнения работ по техническому обслуживанию или ремонту, связанных с отключением систем противопожарной защиты или их элементов руководитель организации принимает необходимые меры по защите объектов защиты от пожаров.

В соответствии с пунктом 4.3.2. СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» (далее - СП 1.13130.2009), в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем:

Г1, В1, (адрес обезличен), Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

Г2, В2, (адрес обезличен), Т3 или Г2, В3, (адрес обезличен), Т2 - для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе;

Г2, РП2, (адрес обезличен), Т2 - для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах;

В2, РП2, (адрес обезличен), Т2 - для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе.

Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов.

Согласно пункту 4.3.4. СП 1.13130.2009, высота горизонтальных участков путей эвакуации в свету должна быть не менее 2 м, ширина горизонтальных участков путей эвакуации и пандусов должна быть не менее:

0,7 м - для проходов к одиночным рабочим местам;

1,0 м - во всех остальных случаях.

В любом случае эвакуационные пути должны быть такой ширины, чтобы с учетом их геометрии по ним можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.

В полу на путях эвакуации не допускаются перепады высот менее 45 см и выступы, за исключением порогов в дверных проемах. В местах перепада высот следует предусматривать лестницы с числом ступеней не менее трех или пандусы с уклоном не более 1:6.

При высоте лестниц более 45 см следует предусматривать ограждения высотой не менее 1,2 м с перилами.

На путях эвакуации не допускается устройство винтовых лестниц, лестниц полностью или частично криволинейных в плане, а также забежных и криволинейных ступеней, ступеней с различной шириной проступи и различной высоты в пределах марша лестницы и лестничной клетки.

Пунктом (дата обезличена). СП 1.13130.2009 определены минимальная ширина и максимальный уклон лестничных маршей следует (таблица 8.1.) Примечание - Ширину марша следует определять расстоянием между ограждениями или между стеной и ограждением.

Перепады в уровне пола разных помещений и пространств в здании должны быть безопасной высоты. В необходимых случаях должны быть предусмотрены поручни и пандусы. Число подъемов в одном лестничном марше или на перепаде уровней должно быть не менее 3 и не более 18. Применение лестниц с разной высотой и глубиной ступеней не допускается. В двухуровневых квартирах допускается использовать внутриквартирные лестницы винтовые или с забежными ступенями, при этом ширина проступи в середине должна быть не менее 18 см.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что военной прокуратурой Брянского гарнизона во взаимодействии со специалистом отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Орлу Главного управления МСЧ России по Орловской области проведена проверка соблюдения требований законодательства в области пожарной безопасности в военном комиссариате г. Орла Орловской области (далее - военный комиссариат).

В ходе осмотра (дата обезличена) здания военного комиссариата выявлены следующие нарушения:

- под лестничным маршем устроено кладовое помещение, где допускается складирование сгораемых материалов, что является нарушением пункта 23 Правил противопожарного режима;

- высота эвакуационных путей в коридорах менее 2 метров, что является нарушением пункта 4.3.4. СП 1.13130.2009;

- в коридорных помещениях стены отделаны материалом с неизвестным показателем по пожарной опасности (пластик), на который не представлен сертификат пожарной безопасности, что является нарушением пункта 33 Правил противопожарного режима, пункта 4.3.2 СП 1.13130.2009, статей 4, 6, 134 и пункта 6 таблицы 28 Федерального закона №-123-ФЗ;

- на первом этаже военного комиссариата на путях эвакуации имеются ступени, на которых отсутствуют перила, что является нарушением пункта 36а Правил противопожарного режима, пунктов 4.3.4 и (дата обезличена) СП 1.13130.2009, статей 4 и 6 Федерального закона №-123-ФЗ);

- деревянные перекрытия чердачного помещения не обработаны огнезащитным составом, что является нарушением пункта 21 Правил противопожарного режима;

- в здании частично отсутствует автоматическая установка пожарной сигнализации, что является нарушением пунктов 61 и 63 Правил противопожарного режима, статей 4 и 6 Федерального закона №-123-ФЗ, СП 5.13.130.2009 «Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования»;

- не обеспечено в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ не обеспечено проведение регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (автоматических установок пожарной сигнализацией).

Разрешая жалобу по настоящему делу, прихожу к выводу о том, что вина заявителя Алехина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, нашла свое доказательственное подтверждение, а обжалуемое постановление в части установления фактических обстоятельств дела, а именно: устройства под лестничным маршем кладового помещения со складированием сгораемых материалов; нарушением нормативной высоты эвакуационных путей в коридорах менее 2 метров; отсутствия перил на первом этаже военного комиссариата на путях эвакуации, имеющих ступени; необработки деревянных перекрытий чердачного помещения огнезащитным составом, а также в части квалификации действий заявителя и назначения ему наказания - является законным и обоснованным.

Так, виновность Алехина В.В. в совершении административного правонарушения подтверждается следующими доказательствами:

- постановлением заместителя военного прокурора Брянского гарнизона ФИО5 о возбуждении дела об административном правонарушении от (дата обезличена);

- сообщением врио начальника отдела надзорной деятельности и профилактической работы по (адрес обезличен) управления МСЧ России по Орловской области ФИО6 от (дата обезличена) об осмотре здания военного комиссариата (адрес обезличен) и выявленных нарушениях в области пожарной безопасности;

- должностными обязанностями военного комиссара города Орла Орловской области, согласно пункту 54 которых военный комиссар обязан контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, сооружений и территории, закрепленной за военным комиссариатом.

Таким образом, при рассмотрении дела об административном правонарушении были установлены и не оспаривались Алехиным В.В. фактические обстоятельства, свидетельствующие о нарушении требований пожарной безопасности в помещении военного комиссариата города Орла.

Вместе с тем, как установлено пунктом 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденных указом Президента №-1609 от 07.12.2012, военные комиссариаты обеспечиваются техникой, материальными средствами и другими видами довольствия через соответствующие довольствующие органы военного округа в соответствии с установленными нормами снабжения и в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

Финансирование расходов военных комиссариатов осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусматриваемых на эти цели в федеральном бюджете на соответствующий год Министерству обороны Российской Федерации.

Военный комиссариат города Орла Орловской области, не является юридическим лицом, а является структурным подразделением Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области», в связи с чем его финансирование, а равно обеспечение иными товарно-материальными ценностями возможно военным комиссариатом Орловской области в порядке, установленном пунктом 23 Положения о военных комиссариатах, утвержденных указом Президента №-1609 от 07.12.2012.

Согласно статье 2.4. КоАП РФ, административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Примечание. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Системное толкования изложенных выше нормативных положений, позволяет прийти к выводу, что должностное лицо не может нести административной ответственности в случае, если им были предприняты все зависящие от него меры к исполнению действующего законодательства, даже если это и не привело к устранению его нарушений.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что (дата обезличена) военный комиссар г. Орла обращался с письмом (исх. (номер обезличен)) к военному комиссару Орловской области в котором, помимо прочего, целях обеспечения пожарной безопасности, просил: заключить договор с организацией, имеющей лицензию на обслуживание и ремонт автоматических пожарных сигнализаций, с целью проверки работоспособности, обслуживания и ремонта автоматической пожарной сигнализации (пункт 1 письма); переоборудовать (расширить) выходы из здания военного комиссариата (проходы ниже 190 см.) (пункт 7 письма); обеспечить обработку огнезащитным составом потолков и стен, облицованных горючими материалами (панелями ДВП) или произвести демонтаж указанных материалов (пункт 8 письма).

Согласно пункту 2 части 2 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

Учитывая изложенное, прихожу к выводу об изменении обжалуемого постановления и исключении из него указаний на виновность военного комиссара г. Орла Алехина В.В. в нарушении мер пожарной безопасности в части: отделки стен коридорных помещений материалом с неизвестным показателем по пожарной опасности (пластик), без сертификата пожарной безопасности, а также частичного отсутствия автоматической установки пожарной сигнализации, не обеспечения в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (автоматических установок пожарной сигнализацией). В данном случае, о таких нарушениях военным комиссаром г. Орла было доложено военному комиссару Орловской области, однако, указанные нарушения, требующие финансирования МО РФ устранены не были.

В тоже время, данное изменение не ставит под сомнение законность и обоснованность вывода государственного инспектора о том, что мер в части устранения иных нарушений пожарной безопасности, а именно: устройства под лестничным маршем кладового помещения со складированием сгораемых материалов; нарушением нормативной высоты эвакуационных путей в коридорах менее 2 метров; отсутствия перил на первом этаже военного комиссариата на путях эвакуации, имеющих ступени; необработки деревянных перекрытий чердачного помещения огнезащитным составом, а также в части квалификации действий заявителя и назначения ему наказания- является законным и обоснованным военным комиссаром г. Орла Алехиным В.В. не принималось, а письмо о необходимости устранения указанных нарушений было направлено в адрес военного комиссара Орловской области 03.06.2020, после проведения осмотра здания комиссариата.

Довод заявителя жалобы о том, что он не является должностным лицом, как это понимается статьей 2.4 КоАП РФ, и не обладает полномочиями по принятию решений в частности в отношении мер пожарной безопасности, а также, что он наделен организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, считаю неосновательным.

Права и обязанности военного комиссара г. Орла, как руководителя структурного подразделения Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Орловской области», детально регламентированы должностными обязанностями военного комиссара города Орла Орловской области, утвержденными военным комиссаром Орловской области и являющимися приложением к трудовому договору (номер обезличен) от (дата обезличена), заключенному между Алехиным В.В. и военным комиссаром Орловской области.

Из данных обязанностей следует, что военный комиссар г. Орла обязан контролировать выполнение требований противопожарной безопасности, содержание и правильную эксплуатацию зданий, сооружений и территории, закрепленной за военным комиссариатом, а значит, он, на основании статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 №-69-ФЗ «О пожарной безопасности» должен нести ответственность за нарушение требований пожарной безопасности. То обстоятельство, что военный комиссар г. Орла Алехин В.В. не имеет возможности непосредственно за счет собственных денежных средств устранять нарушения требований пожарной безопасности, не свидетельствует об отсутствии необходимости принимать исчерпывающие меры к их устранению в рамках предоставленных законом и трудовым договором полномочий.

Срок давности привлечения Алехина В.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ, не нарушен, административное наказание назначено ему в соответствии с санкцией, установленной данной статьей, обстоятельств, влекущих прекращение производства по делу, предусмотренных статьей 24.5 КоАП РФ, не имеется.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

постановление государственного инспектора города Орла по пожарному надзору ФИО1 (номер обезличен) от (дата обезличена) о назначении Алехину Владимиру Владимировичу административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменить, исключив из него указания на виновность Алехина Владимира Владимировича в нарушении мер пожарной безопасности в части: отделки стен коридорных помещений материалом с неизвестным показателем по пожарной опасности (пластик), без сертификата пожарной безопасности, а также частичного отсутствия автоматической установки пожарной сигнализации, не обеспечения в соответствии с годовым планом-графиком, составляемым с учетом технической документации заводов-изготовителей, и сроками выполнения ремонтных работ проведения регламентных работ по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту систем противопожарной защиты здания (автоматических установок пожарной сигнализацией), в остальной части - оставить без изменения, жалобу Алехина Владимира Владимировича - без удовлетворения.

Настоящее решение может быть обжаловано в Орловский областной суд в течение 10 дней со дня получения копии настоящего решения.

Судья:

12-141/2020

Категория:
Административные
Ответчики
Алехин Владимир Владимирович
Суд
Заводской районный суд г. Орел
Судья
Щербаков Александр Валерьевич
Статьи

20.4

Дело на странице суда
zavodskoy.orl.sudrf.ru
15.07.2020Материалы переданы в производство судье
16.07.2020Истребованы материалы
31.07.2020Поступили истребованные материалы
20.08.2020Судебное заседание
03.09.2020Судебное заседание
07.09.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
11.09.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.09.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее