Докладчик БлиноваМ.А. |
Апелляционное дело №33-116/2015 Судья Кулагина З.Г. |
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 января 2015 года г.Чебоксары
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе председательствующего БлиновойМ.А.,
судей Максимовой И.А., Юркиной И.В.,
при секретаре Владимировой С.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по иску Петровой А.О. к администрации Московского района г.Чебоксары о признании незаконным постановления в части отказа во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда, поступившее по апелляционной жалобе ответчика администрации Московского района г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2014 г. об удовлетворении требований Петровой А.О.
Заслушав доклад судьи БлиновойМ.А., выслушав объяснения представителя администрации Московского района г. Чебоксары Яковлева Г.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя истца Петровой О.А. - Антонова Ф.В., возражавшего против доводов жалобы другой стороны, судебная коллегия
установила:
Петрова А.О. обратилась в суд с иском к администрации Московского района г.Чебоксары о признании незаконным пункта 2 постановления главы администрации Московского района г.Чебоксары от 03 декабря 2013 г. № в части отказа ей во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, и возложении обязанности включить в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда. Также просила восстановить ей срока для обращения с заявлением в порядке ст.256 ГПК РФ об оспаривании указанного постановления.
Исковые требования мотивировала тем, что она является сиротой. Её мама ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 с ... г. с ними не проживал, в ... г. признан безвестно отсутствующим. Постановлением главы администрации Алатырского района от 27 июля 1999 г. № её опекуном была назначена ФИО3, за ней было закреплено жилье по адресу: .... Постановлением главы администрации Алатырского района от 14 декабря 2011 г. № её право проживания в доме ФИО3 отменено. Оспариваемым постановлением 03 декабря 2013 г. ей было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Истец считает указанное постановление незаконным и нарушающим её жилищные права. Дом, в котором за ней было закреплено жилое помещение, принадлежал ФИО4. С 2009 года истец проживала в общежитии ФГБОУ ... «...». ДД.ММ.ГГГГ она родила ребенка, в настоящее время он посещает детский сад в г.Чебоксары. С момента выезда в г.Чебоксары в 2009 году и рождения ребенка в ... году она фактически перестала быть членом семьи ФИО4, который является собственником дома, у неё своя семья. В июле 2014 года она закончила обучение в ФГБОУ ... «...» и в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», она должна была быть обеспечена жильем. В настоящее время Петрова А.О. проживает по адресу: <.2.>, но в собственности жилого помещения не имеет, она также не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма.
В судебном заседании истица Петрова О.А. и её представитель Антонов Ф.В. исковые требования поддержали по изложенным основаниям.
Представитель администрации Московского района г.Чебоксары Яковлев Г.М. в удовлетворении исковых требований просил отказать, указав, что истица ранее была зарегистрирована в доме <адрес>. 08 февраля 2013 г. истица снялась с регистрационного учёта в <адрес> и зарегистрировалась в квартире <адрес .2.>, в связи с чем образовалась нуждаемость в улучшении жилищных условий. В силу ст. 53 ЖК РФ истица может быть принята на учёт в качестве нуждающейся в жилых помещениях не ранее через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2014 г. постановлено:
«Восстановить Петровой А.О. срок на обжалование п.2 постановления главы администрации Московского района г.Чебоксары от 03 декабря 2013 г. № в части отказа Петровой А.О. во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Признать незаконным пункт 2 постановления главы администрации Московского района г.Чебоксары от 03 декабря 2013 г. № в части отказа Петровой А.О. во включении в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Возложить обязанность на администрацию Московского района г.Чебоксары включить Петрову А.О. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Указанное решение обжаловано администрацией Московского района г.Чебоксары Чувашской Республики по мотивам незаконности. В апелляционной жалобе представитель администрации просил решение отменить в связи с неправильным применением норм материального права. Считают необоснованным вывод суда о восстановлении Петровой А.О. срока для обжалования постановления администрации по мотиву тяжелого материального положения, поскольку заявитель вправе была воспользоваться правом на бесплатную юридическую помощь.
Изучив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, выслушав объяснения представителя администрации Московского района г. Чебоксары Яковлева Г.М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы на решение суда; представителя истца Петровой О.А. - Антонова Ф.В., возражавшего против доводов жалобы другой стороны, судебная коллегия приходит к следующему.
Федеральным законом от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно п. 3 ст. 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
В соответствии со ст. 7 Закона Чувашской Республики от 06 февраля 2009 года № 5 «Об опеке и попечительстве» (в ред. Закона ЧР от 05 июня 2013 года № 27) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере переданных государственных полномочий Чувашской Республики по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних относится формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, а также установление невозможности проживания указанных лиц в ранее занимаемых ими жилых помещениях.
Установлено, что Петрова А.О., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом из числа детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления администрации Алатырского района Чувашской Республики от 27 июля 1999 г. № её опекуном была назначена ФИО3, одновременно за несовершеннолетней закреплено жилое помещение по адресу: <адрес>.
Постановлением главы администрации Московского района г.Чебоксары от 03 декабря 2013 г. № Петровой А.О. отказано во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений по мотиву не истечения предусмотренного статьей 53 ЖК РФ пятилетнего срока со дня совершения намеренных действий, в результате которых граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Удовлетворяя исковые требования Петровой А.О. и признавая оспариваемое постановление администрации в части незаконным, суд первой инстанции исходил из того, что действия Петровой А.О., связанные с регистрацией в квартире <адрес .2.>, не являются намеренным ухудшением жилищных условий. При этом суд пришел к выводу об уважительности причины ею пропуска трехмесячного срока на обжалование пункта 2 постановления администрации Московского района г.Чебоксары от 03 декабря 2013 года №.
В соответствии со статьей 53 ЖК РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, т.е. до совершения таких действий такие граждане не могли быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Из материалов дела следует, что 14 августа 2013 г. истец Петрова А.О. зарегистрировалась в квартире <адрес .2.>, принадлежащей на праве общей долевой собственности ФИО7, ФИО8, ФИО9 по 1/3 доле каждому.
Действительно, как установлено судом, ранее Петрова А.О. состояла на регистрационном учете в закрепленном за ней жилом помещении – в доме <адрес>, общей площадью ... кв.м. (жилой площадью ... кв.м.), принадлежащем на праве собственности ФИО4.
Согласно выписке из похозяйственной книги от 14 октября 2013 г. № в указанном жилом помещении зарегистрированы и проживали: ФИО4, ФИО3, ФИО5 и ФИО6. Следовательно, по состоянию на 14 августа 2013 г. на истицу приходилось ... кв.м. жилой площади, что ниже учетной нормы, установленной решением Собрания депутатов *** сельского поселения Алатырского района Чувашской Республики от 10 апреля 2013 г. № в размере 16 кв.м. (л.д....).
Таким образом, довод представителя ответчика о намеренном ухудшении Петровой А.О. жилищных условий по смыслу положений статьи 53 ЖК РФ не нашел подтверждение в ходе рассмотрения дела и обоснованно отвергнут судом первой инстанции.
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что у Петровой А.О. отсутствуют жилые помещения на праве собственности либо ином законном основании; закрепленного жилого помещения истец не имеет.
При изложенных обстоятельствах дела, правильно применив приведенные выше нормы права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что действия Петровой А.О. не свидетельствуют о намеренном ухудшении ею жилищных условий, в связи с чем она, как лицо, оставшееся без попечения родителей и не являющееся нанимателем жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения, подлежит включению в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений.
Учитывая, что отказ в принятии Петровой А.О. на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении противоречит взаимосвязанным положениям ст.53 ЖК РФ, ст.ст.1, 8 Федерального закона №159-ФЗ, суд первой инстанции обоснованно признал пункт 2 оспариваемого постановления главы администрации Московского района г.Чебоксары от 03 декабря 2013 г. № в части отказа в принятии заявителя на учет незаконным.
При изложенных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о возложении на администрацию Московского района г.Чебоксары обязанность включить Петрову А.О. в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилого фонда по договорам найма специализированных помещений.
Доводы представителя ответчика о пропуске установленного статьей 256 ГПК РФ срока обращения в суд с заявлением об оспаривании акта органа местного самоуправления, были предметом рассмотрения и оценки суда первой инстанции и указанные доводы обоснованно были отклонены судом.
В соответствии со статьей 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Как следует из материалов дела, сразу после получения письма от 03 декабря 2013 г. за № об отказе во включении в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных помещений Петрова А.О. в феврале 2014 г. обратилась в прокуратуру Чувашской Республики за защитой своих прав, однако 22 апреля 2014 г. прокуратура Московского района г. Чебоксары отказала Петровой А.О. в представлении её интересов в суде и рекомендовала самостоятельно обратиться в суд за защитой своих прав и интересов.
Кроме того, установленные судом обстоятельства, непосредственно связанные с личностью истца, а именно, необходимостью ухода за малолетним ребенком, в условиях жилищной неустроенности, периодом подготовки к экзаменам в учебном заведении, недостаточностью правовых знаний, а также отсутствие разъяснений о сроке обжалования решения об отказе в принятии на учет нуждающихся в тексте уведомления от 03 декабря 2013 г., направленного ответчиком в адрес истца, свидетельствуют об уважительности причин пропуска срока обращения в суд при оспаривании незаконных действий органа местного самоуправления, о чем судом был сделан обоснованный вывод.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия не усматривает оснований, влекущих удовлетворение апелляционной жалобы и отмену состоявшегося решения суда первой инстанции.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Апелляционную жалобу администрации Московского района г.Чебоксары на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 28 октября 2014 г. оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи: