УИД № 18RS0014-01-2022-001358-70
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 ноября 2022 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Емельяновой С.Н.,
при секретаре Никитиной А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Нестерова Андрея Викторовича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о включении периодов учебы и службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Нестеров А.В. ( далее Нестеров А.В., истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее - ОПФР по Удмуртской Республике, ответчик) о включении периода учебы в ПТУ № 1 <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и службы в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в страховой стаж, назначении пенсии.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии ему отказано. В страховой стаж истца не включены следующие периоды : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (7 месяцев 15 дней) – период учебы в ПТУ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 2 года 13 дней) – период прохождения службы в рядах Советской Армии. По мнению ответчика, страховой стаж Нестерова А.В. составил 40 лет 10 месяцев 4 дня, вместо требуемых 42 лет. Истец считает решение ответчика незаконным, полагая, что поскольку ответчик включил в его стаж период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в производственном объединении «<данные изъяты> ( время, когда истец сразу после ПТУ устроился на работу и до призыва в Советскую Армию), то и учеба и служба в армии должны быть включены в страховой стаж. Считает, что его стаж, с учетом службы в армии и учебы в ПТУ составит более 42 лет и ему должна быть назначена пенсия.
Истец просит суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии, обязать ответчика включить в страховой стаж для назначения пенсии по старости периоды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период учебы в ПТУ № <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ по № года – период прохождения службы в рядах Советской Армии и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истец требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Степанова Е.А., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала, при этом пояснила, что решение ОПФР по Удмуртской Республике № от ДД.ММ.ГГГГ, которым истцу отказано в установлении пенсии является законным. Спорные периоды ( учеба в ПТУ и служба в армии) не включены в страховой стаж Нестерова А.В. по той причине, что за эти периоды не начислялись и не перечислялись страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Суд, выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
ДД.ММ.ГГГГ Нестеров А.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился с заявлением к ответчику о назначении страховой пенсии по старости.
Решением ОПФР по Удмуртской Республике от ДД.ММ.ГГГГ № Нестерову А.В. отказано в назначении пенсии по правилам пункта 1.2. части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 «О страховых пенсиях», поскольку продолжительность страхового стажа составляет 40 лет 10 месяцев 4 дня, вместо требуемых 42 лет.
При определении права на страховую пенсию по старости по нормам 1.2. части 1 ст. 8 Закона № 400 «О страховых пенсиях», ответчиком не зачтены следующие периоды : с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период учебы в ПТУ № <адрес>, поскольку период прохождения учебы не предусмотрен включению в страховой стаж постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 № 1015; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – период прохождения военной службы по призыву, поскольку период прохождения военной службы, не включается в страховой стаж в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с п.1.2. части 1 статьи 8 Закона № 400, согласно положениям пункта 9 статьи 13 указанного Закона.
Согласно трудовой книжке, аттестату, Нестеров А.В. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в профтехучилище № <адрес>.
Как видно из трудовой книжки, военного билета Нестеров А.В. проходил службу в армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 36 Федерального закона "О страховых пенсиях" № 400 от 28.12.2013 вступившего в силу с 01 января 2015 года, федеральные законы, принятые до дня вступления в силу данного Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей указанному закону.
Порядок исчисления страхового стажа, необходимого для приобретения права на досрочную страховую пенсию по старости в связи с длительной работой, отличается от правил исчисления страхового стажа, применяемых при определении права на обычную страховую пенсию по старости, предусматривает ограничения, исключающие включение в страховой стаж, в том числе, периодов военной службы по призыву, учебы, имевших место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных действовавшим в период этой деятельности законодательством, что обусловлено льготным характером данного вида пенсии и его целевым предназначением. Право на досрочное назначение досрочной страховой пенсии при наличии страхового стажа не менее 42 лет (для мужчин) ранее действующим пенсионным законодательством предусмотрено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названному Федеральному закону).
В соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 статьи 8 указанного Федерального закона, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
Порядок исчисления страхового стажа закреплен в статье 13 вышеназванного Федерального закона, частью 8 которой установлено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
При этом частью 9 приведенной нормы права установлено, что при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона, то есть периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также периоды, предусмотренные пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона, то есть периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Из приведенных положений действующего пенсионного законодательства следует, что только предусмотренные частью 1 статьи 11 и пунктом 2 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды подлежат включению в страховой стаж лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в целях определения их права на страховую пенсию по старости.
Законодатель, вводя новую льготу по назначению пенсии в отношении лиц, имеющих длительный страховой стаж, предусмотрел особый порядок исчисления страхового стажа для назначения пенсии по данному основанию, согласно которому в страховой стаж подлежат включению только периоды работы или иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а из иных периодов, предусмотренных статьей 12 Федерального закона "О страховых пенсиях", - только периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности.
Все остальные периоды в подсчет страхового стажа, необходимого для назначения пенсии в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", не входят.
Возможность включения в страховой стаж периодов военной службы по призыву, учебы для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с частью 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не предусмотрена.
Таким образом, поскольку перечень периодов работы и иной деятельности, подлежащих зачету в страховой стаж для назначения пенсии по части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", ограничен и расширительному толкованию не подлежит, периоды военной службы по призыву, учеба, не относится к периодам, которые могут быть зачтены в стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, у истца на дату обращения в пенсионный орган стаж, дающий право на снижение пенсионного возраста, исчисленный в соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составил менее 42 лет, поэтому правовые основания для удовлетворения заявленных исковых требований отсутствуют.
Доводы истца о том, что периоды учебы и служба в армии должны быть включены в страховой стаж, поскольку он после учебы сразу устроился на работу в производственное объединение «Ижмаш», а затем был призван в армию, суд считает несостоятельными, не основанными на норме права.
Ссылка истца на «Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 так же является несостоятельной, поскольку указанный документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.02.2020 № 80.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Нестерова Андрея Викторовича к Государственному учреждению – Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Удмуртской Республике о включении периодов учебы и службы в страховой стаж, назначении страховой пенсии по старости, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Удмуртской Республики в месячный срок со дня изготовления мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
<данные изъяты>
<данные изъяты>