УИД № 57RS0022-01-2024-001367-34 Производство № 2-1613/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 г. г. Орел
Заводской районный суд г. Орла в составе
председательствующего судьи Настепанина В.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой А.С.,
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску Тарасовой Аллы Васильевны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС,
установил:
Тарасова А.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В обоснование заявленных требований указала, что в 01.09.2022 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении досрочной пенсии в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако решением ответчика в удовлетворении заявления истца было отказано по тем основаниям, что отсутствуют документально подтвержденные периоды проживания на загрязненной территории.
Вместе с тем, по утверждению истца, в период с сентября 1991 года по ноябрь 2001 года ее постоянным местом жительства являлась общежитие (информация скрыта) расположенное по адресу: (адрес обезличен) Орловского района Орловской области. Указанный населенный пункт относился в указанный период к территории с льготным социально-экономическим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
В связи с изложенным истец Тарасова А.В. просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на два года в связи с проживанием на территории с льготным социально-экономическим статусом и возложить на ответчика обязанность назначить и производить ей выплату пенсии с момента возникновения права, то есть с 12.09.2022.
В судебном заседании истец Тарасова А.В. и ее представитель Гришина Ю.В. уточненные требования поддержали и просили их удовлетворить.
Представитель ответчика – Андреев И.С. исковые требования не признал и просил суд отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в письменном ответе истцу ввиду отсутствия документальных доказательств, подтверждающих проживание истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период.
Выслушав объяснения участников процесса, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных техногенных катастроф.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Общие условия пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, установлены в ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) (далее – Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1), согласно которой гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») по состоянию на 31.12.2018, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации») при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости – 10 лет).
Применительно к ст. 28.1 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-I «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в ред. Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ) следует учитывать статью 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31.12.2018, в соответствии с которой право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие Чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.
Согласно статье 34 приведенного выше Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 гражданам, постоянно проживающим на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
При этом в соответствии с примечанием к статье 35 указанного Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32 - 35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30.06.1986, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством Российской Федерации об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
Статьей 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 № 166-ФЗ также предусмотрено снижение общеустановленного пенсионного возраста в зависимости от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и статьей 34 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» до 01.02.1998 применялся Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.12.1991 № 237-р; с 01.02.1998 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18.12.1997 № 1582; с 21.10.2015 – Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1074.
Вышеуказанными Перечнями населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, населенный пункт – (адрес обезличен) Орловского района Орловской области относился к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом с 26.04.1986 по настоящее время.
В пункте 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу частей 1, 2 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, из указанной нормы следует, что данная форма учета граждан в пределах Российской Федерации носит уведомительный характер, а отсутствие у гражданина регистрации по месту жительства не может являться основанием для ограничения его прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, Тарасова А.В. 01.09.2022 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о назначении пенсии со снижением общепринятого пенсионного возраста в связи с проживанием на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению в период катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Решением ОПФР по Орловской области от 07.09.2022 Тарасовой А.В. в установлении пенсии по старости, предусмотренной Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», отказано в связи с отсутствием права.
Обращаясь в суд с настоящими требованиями и поддерживания их в судебном заседании, Тарасова А.В. ссылалась на то, что в период с 26.01.1993 по 23.02.2001 ее постоянным местом жительства являлась (адрес обезличен) Орловского района Орловской области, где она проживала в общежитии (информация скрыта).
Из свидетельств о рождении Тарасова Владимира Игоревича (дата обезличена) года рождения, Тарасовой Елены Игоревны (дата обезличена) года рождения, Тарасовой Ирины Игоревны (дата обезличена) года рождения, Тарасовой Кристины Игоревны (дата обезличена) года рождения усматривается, что матерью является Тарасова А.В. и отцом Тарасов И.М.
Согласно выписки из журнала школы № 5 г. Орла указано, что местом регистрации Тарасова В.И. в период с 11.09.1996 по 02.11.2000 является (информация скрыта), местом регистрации Тарасовой И.И. в период с 01.09.1999 по 02.11.2000 является (информация скрыта), местом регистрации Тарасовой Е.И. в период с 01.09.1997 по 02.11.2000 является (информация скрыта).
В соответствии с медицинской карточкой амбулаторного больного Тарасовой Ирины, (дата обезличена) года рождения при обращении на прием 26.01.1993 и 15.04.1995, указан адрес регистрации (информация скрыта) общежитие.
В соответствии с медицинской карточкой амбулаторного больного Тарасова Владимира, (дата обезличена) года рождения при обращении на прием (дата обезличена), указан адрес регистрации (информация скрыта) общежитие.
Из письма БПОУ ОО «Орловский техникум агротехнологий и транспорта» от (дата обезличена) (номер обезличен) следует, что в период с (дата обезличена) по (дата обезличена) Тарасова А.В., (дата обезличена) года рождения, была зарегистрирована по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен), (информация скрыта) общежитие, а ее муж Тарасов И.М. (дата обезличена) года рождения, был зарегистрирован по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен), (информация скрыта) общежитие с (дата обезличена) по (дата обезличена).
Кроме того, факт проживания Тарасовой А.В. в спорный период по адресу: Орловская область, Орловский район, (адрес обезличен), (информация скрыта) общежитие, подтверждается показаниями свидетеля Л.И.А.
Оснований не доверять показаниям свидетеля у суда не имеется, поскольку они логичны, последовательны, указывают на одни и те же факты и объективно согласуются с письменными материалами дела.
Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о признании за Тарасовой А.В. права на получение льготной пенсии с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» в общей сложности на 2 года.
Доводы представителя ответчика об отсутствии у истца права на назначение пенсии со снижением общеустановленного пенсионного возраста являются несостоятельными, поскольку судом безусловно установлено, а стороной ответчика не опровергнуто, что Тарасова А.В. в указанный период проживала на территории, подвергшейся загрязнению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, и соответственно носящей льготный социально-экономический статус.
В силу ст. 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Как следует из представленных суду документов, у Тарасовой А.В. право на досрочную пенсию с учетом уменьшения пенсионного возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в общей сложности на 2 года, возникло с момента достижения возраста 53 лет, то есть с 12.09.2022, а обращение за назначением пенсии имело место до указанной даты, соответственно, пенсия должна быть назначена ей со дня возникновения права.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Тарасовой Аллы Васильевны, (дата обезличена) года рождения ((информация скрыта)) к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области (ОГРН 1025700826744) о признании права на досрочное назначение пенсии в связи с проживанием в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС – удовлетворить.
Признать за Тарасовой Аллой Васильевной право на назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 2 года.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Орловской области назначить и производить выплату пенсии Тарасовой Алле Васильевне с 12.09.2022.
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение месяца со дня изготовления судом мотивированного текста решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 29 июля 2024 г.
Судья В.Н. Настепанин