ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело № 33 – 4683/2017
судья Ваганова Е.С.
поступило 26.10.2017 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2017 г. г.Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе:
председательствующего судьи Ихисеевой М.В.
судей коллегии Гимадеевой О.Л., Мирзаевой И.И.,
при секретаре Федоровой Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искуАдминистрации МО «Зырянское» сельское поселение к Воротниковой В.А., Гусляковой Л.Н., Корнакову Н.М., Лысых С.А., Покацкой Н.А., Рябцевой С.В., Таюрской Е.А., Шамсутдиновой В.Г., Юсуповой В.Н. о признании права собственности Администрации муниципального образования «Зырянское» сельское поселение на земельные доли, признанные в установленном законом порядке невостребованными
по апелляционной жалобе СПК «Зырянский» на решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 июня 2015 г., которым постановлено исковые требования Администрации МО «Зырянское» сельское поселение удовлетворить.
Заслушав доклад судьи Мирзаевой И.И., выслушав представителя истца Администрации МО «Зырянское» сельское поселение Хмелева А.М., представителя СПК «Зырянский» Асташова А.В., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л А :
Администрация МО «Зырянское» сельское поселение обращаясь в суд просит признать право муниципальной собственности муниципального образования «Зырянское» сельское поселение на 9 невостребованных земельных долей участников долевой собственности из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 66,6 га.
В обосновании исковых требований указала, что на основании Постановления Правительства РФ № от 29.12.1991г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № от 04.09.1992г. «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № от 27.12.1991г. «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР», Администрацией Прибайкальского района было вынесено постановление № 484 от 01.11.1994 г. «Об оформлении и выдаче свидетельств на право собственности на землю гражданам и сельскохозяйственным предприятиям». Данным постановлением было определено о наделении граждан земельными долями по КСП «Зырянское» с определением размера доли каждого собственника 8,0 га, что соответствует 165,3 баллогектарам, в том числе пашни 6,0 га, сенокосов 2,0 га. Администрацией Прибайкальского района было вынесено постановление № 76 от 26.02.1998 г. «О передаче земельных паев работникам социальной сферы Зырянской сельской администрации» о наделении земельными долями граждан с определением размера доли каждого собственника 7,1 га, в том числе пашни 5,3 га, сенокосов 1,8 га. Земельный участок с кадастровым номером ..., находился в общей долевой собственности и расположен на территории Зырянского сельского поселения. Общее собрание собственников земельных долей 19.12.2014 г. признано несостоявшимся и 01.02.2015 г. Прибайкальской районной администрацией утверждены списки невостребованных земельных долей. По итогам проведенной работы выявлено, что земельные доли ответчиков являются невостребованными.
В судебном заседании представитель истца Администрации МО «Зырянское» сельское поселение по доверенности Помулева Н.С. исковые требования поддержала по вышеуказанным основаниям.
Ответчики в судебном заседании отсутствовали.
Представитель Прибайкальского районного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Киселева Т.Н. не возражала против удовлетворения исковых требований.
Районный суд постановил вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе лицо, не привлеченное к участию в деле СПК «Зырянский» просит решение суда отменить в части и отказать в удовлетворении исковых требований о признании права муниципальной собственности на земельные доли, принадлежащие ответчикам Корнакову Н.М. и Рябцевой С.В., ссылаясь на то, что данные ответчики распорядились своими земельными долями, передав их в уставной капитал СПК «Зырянский», которое до настоящего времени использует их в своей деятельности, при этом СПК не было привлечено при рассмотрении данного дела.
В письменных возражениях относительно доводов апелляционной жалобы представитель истца Лукьяненко А.С. полагает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с п.5 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ коллегией было постановлено определение о переходе к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции, без учета особенностей, предусмотренных настоящей главой и к участию в деле в качестве третьего лица привлечено СПК «Зырянский».
В заседание суда апелляционной инстанции ответчики, представитель Прибайкальского районного отдела Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания.
На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия полагала возможным рассмотрение дела в отсутствие указанных лиц.
Представитель СПК «Зырянский» Асташов А.В. доводы жалобы поддержал и пояснил, что доли Рябцевой и Корнакова были переданы еще на общем собрании в 2014 году, СПК не могло оформить доли в собственность в связи с судебными порами, Хмелев об этом знал и воспользовался. Представители администрации не выезжали на земельные участки и не проверяли их. Кроме этого, Администрация выдавала справки о том, что земельные участки обрабатывались, на основании данных справок выдавалась субсидия СПК.
Представитель истца Администрации МО «Зырянское» сельское поселение Хмелев А.М. возражал против удовлетворения жалобы и пояснил, что процедура признания земельных долей невостребованными соблюдена. Земли не обрабатывались с 2013г.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 5 Указа Президента РФ от 27.10.1993 N 1767 (ред. от 24.12.1993) "О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России" было принято решение о выдаче каждому члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой собственности, свидетельств на право собственности на землю по форме, утвержденной настоящим Указом, с указанием площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
В соответствии с п. 5 ст. 79 Земельного кодекса РФ использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Статьей 12.1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" закреплено, что невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (п. 2 здесь и далее в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 435-ФЗ, действующей на момент рассмотрения иска).
Процедура признания земельных долей невостребованными и орган местного самоуправления, наделенный правом совершения соответствующих действий, установлены п. п. 3 - 8 ст. 12.1. Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ.
Согласно ч. 3 ст. 12.1. указанного Федерального Закона орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными по основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи (далее - список невостребованных земельных долей) (п. 3).
Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования (п. 4).
Список невостребованных земельных долей представляется органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, на утверждение общему собранию участников долевой собственности (п. 5).
Согласно ч. ч. 2, 3 ст. 14.1, Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ участники долевой собственности извещаются органом местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности, о проведении общего собрания посредством опубликования соответствующего сообщения в средствах массовой информации, размещения на официальном сайте соответствующего органа местного самоуправления в сети "Интернет" (при его наличии) не позднее чем за сорок дней до дня проведения общего собрания. Не позднее дня опубликования сообщения о проведении общего собрания объявление также должно быть размещено на информационных щитах, расположенных на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности. Указанные сообщение и уведомление о проведении общего собрания должны содержать: дату и время проведения общего собрания; адрес места проведения общего собрания на территории муниципального образования по месту расположения земельного участка, находящегося в общей долевой собственности; повестку дня общего собрания; адрес места ознакомления с документами по вопросам, вынесенным на обсуждение общего собрания, и сроки такого ознакомления.
Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей (п. 6).
С даты утверждения списка невостребованных земельных долей общим собранием участников долевой собственности земельные доли, сведения о которых включены в указанный список, признаются невостребованными. В случае если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования указанного списка не принято решение по вопросу о невостребованных земельных долях, орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе утвердить такой список самостоятельно (п. 7).
Как установил районный суд и следует из материалов дела, согласно Постановлению Администрации Прибайкальского района от 01.11.1994 г. № 484 утверждены списки лиц, имеющих право на получение бесплатного земельного пая в КСП «Зырянский» всего 302 человека; закреплено право общей совместной собственности на землю КСП «Зырянское» всего сельхозугодий 2647 га, из них пашни 1870 га, сенокосов 734 га, пастбищ 43 га; согласно схем перераспределения земель норма бесплатного земельного пая 165,3 баллогектаров, площадь сельхозугодий 8,0 га, из них пашня 6,0 га, сенокосов 2,0 га. Комитету по земельным ресурсам и землеустройству постановлено осуществить регистрацию и выдачу свидетельств на право собственности на землю.
Списки пайщиков КСП «Зырянский» в установленном законом порядке не утверждены, однако в администрации Прибайкальского района имеется поименный список дольщиков СПК «Зырянский» (296 человек), с указанием номера свидетельства на право собственности на землю, даты его регистрации и размера доли - 1/296.
Постановлением Администрации Прибайкальского района от 26.02.1998 г. № 76 «О передаче в собственность земельных паев работникам социальной сферы Зырянской сельской администрации» определено включить для распределения на земельные паи социальной сфера земельный участок Зырянской сельской администрации 47,0 га пашни и земли Госземзапаса 24,9 га; учитывать земельный пай работникам СПК «Зырянский» и работникам социальной сферы на земле общей площадью 7,1 га, в том числе 5,3 га пашни,1,8 га сенокосов. Согласно приложению к постановлению количество работников социальной сферы составило 72 человека.
Список невостребованных долей истцом был опубликован в газете «Бурятия» №129 (5009) от 19.09.2014 г.
В течение 90 дней со дня указанных публикаций собственники невостребованных долей имели право заявить о своем намерении осуществлять правомочия собственника. Лица, заявившие возражения, были исключены из списка невостребованных земельных долей.
Общее собрание собственников земельных долей 19.12.2014г. признано несостоявшимся и 01.02.2015г. Прибайкальской районной администрацией утверждены списки невостребованных земельных долей.
Таким образом, истцом соблюден установленный ст. 12.1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" порядок утверждения списка невостребованных земельных долей.
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 12 указанного закона такой участник долевой собственности без выделения земельного участка в счет земельной доли по своему усмотрению вправе, в том числе внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности (абз. 2).
Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю в соответствии со ст. 18 названного Федерального закона, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю (абз. 3).
В силу ст. 18 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Из материалов дела следует, что Корнаков Н.М. и Рябцева С.В. внесли принадлежащие им земельные доли в уставной капитал СПК «Зырянский» (договоры о внесении земельной доли в уставной капитал от 23.12.2011г. и 28.08.2014г. соответственно). При этом право собственности на данные доли СПК «Зырянский» не зарегистрированы в связи с судебными спорами.
Кроме этого, истцом не представлено, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, бесспорных доказательств тому, что земельные доли Корнакова Н.М. и Рябцевой С.В. не обрабатывались, тогда как представитель СПК «Зырянский» заявляет, что земельные доли данных ответчиков обрабатывались.
При таких обстоятельствах, доли Конакова Н.М. и Рябцевой С.В. не являлись невостребованными в смысле приведенных правовых норм, а потому на них не может быть признано право муниципальной собственности.
С учетом изложенного, требования истца о прекращении права собственности и признании муниципальной собственности на невостребованные земельные доли подлежат удовлетворению в отношении Воротниковой В.А., Гусляковой Л.Н., Лысых С.А., Покацкой Н.А., Таюрской Е.А., Шамсутдиновой В.Г., Юсуповой В.Н.
В отношении Корнакова Н.М. и Рябцевой С.В. удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 328 – 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Бурятия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
решение Прибайкальского районного суда Республики Бурятия от 30 июня 2015 года отменить. Принять новое решение.
Исковые требования Администрации МО «Зырянское» сельское поселение удовлетворить частично.
Признать за муниципальным образованием «Зырянское» сельское поселение право муниципальной собственности на 7 невостребованных земельных долей следующих участников долевой собственности:
Воротниковой В.А. размер доли 7,1 га;
Гусляковой Л.Н. размер доли 7,1 га;
Лысых С.А. размер доли 7,1 га;
Покацкой Н.А. размер доли 7,1 га;
Таюрской Е.А. размер доли 8,0 га;
Шамсутдиновой В.Г. размер доли 7,1 га;
Юсуповой В.Н. размер доли 7,1 га
общей площадью 50,60 га в земельном участке с кадастровым номером ..., расположенном по адресу: <...>
В остальной части исковых требований отказать.
Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности правообладателя на указанный объект недвижимости.
Председательствующий
Судьи коллегии: