Судья Тележкина О.Д. Дело № 33а-825/2020
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
«17» мая 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Костромского областного суда в составе:
председательствующего Кулаковой И.А.,
судей Зиновьевой О.Н. и Лукоянова А.Н.,
при секретаре Боречко Е.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3092/2020 (УИД 44RS0001-01-2020-003743-03) по апелляционной жалобе Ситниковой Светланы Владимировны на решение Свердловского районного суда г.Костромы от 8 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление ИФНС России по г.Костроме к Ситниковой Светлане Владимировне о взыскании задолженности по налогам и страховым взносам удовлетворено частично, с Ситниковой Светланы Владимировны в пользу ИФНС России по г.Костроме взыскана задолженность по имущественному налогу в сумме 2 623 руб. 82 коп., земельному налогу в сумме 9 228 рублей, пени по страховым взносам, начисленным с 01.01.2017 года, в размере 662 руб. 58 коп., в доход бюджета муниципального образования городской округ город Кострома взыскана государственная пошлина в размере 501 руб.
Заслушав доклад судьи Кулаковой И.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ИФНС России по г.Костроме обратилась в суд с административным исковым заявлением к Ситниковой С.В. о взыскании задолженности в общем размере 13 678 рублей 36 копеек, из них: задолженность по имущественному налогу в размере 2 623,82 руб., по земельному налогу в размере 9 228 руб., пеням по земельному налогу в размере 27,68 руб., пеням по страховым взносам, начисленным до 01.01.2017 г., в размере 1 136,28 руб., пеням по страховым взносам, начисленным с 01.01.2017 г., в размере 662,58 руб.
Административный иск мотивирован тем, что административный ответчик ненадлежащим образом исполняет свои обязательства по уплате обязательных платежей и санкций. В соответствии со ст. 400 НК РФ Ситникова С.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, имеет в собственности следующие объекты недвижимости: <данные изъяты> Ситниковой С.В. начислен налог на имущество за 2017 год в размере 3055 руб. С учетом частичного погашения сумма задолженности по имущественному налогу за 2017 год составляет 2623,82 руб. В адрес административного ответчика направлялось требование об уплате задолженности от 16 декабря 2018 года № со сроком исполнения до 5 февраля 2019г. Несмотря на истечение срока исполнения требования, сумма задолженности не погашена.
Ситникова С.В. также является плательщиком земельного налога, имеет в собственности земельный участок по адресу: <данные изъяты> На основании сведений, представленных регистрирующим органом, налогоплательщику начислен налог за 2017 год со сроком уплаты до 3 декабря 2018 г. в сумме 9 228 руб., который налогоплательщиком в установленные сроки не уплачен. За несвоевременную уплату налога, руководствуясь ст.75 НК РФ, налоговый орган начислил пени за 2017 год на общую сумму 27,68 руб. за период с 4 декабря 2018 г. по 15 декабря 2018 г. Налоговое уведомление на уплату налогов № от 15 июля 2018 г., требование об уплате налогов и пени от 16 декабря 2018 г. № со сроком исполнения до 5 февраля 2019 г. направлены налоговым органом административному ответчику по почте заказным письмом. Несмотря на истечение срока исполнения требования, сумма задолженности налогоплательщиком в полном объеме не погашена.
Ситникова С.В. в период с 28 января 2004 года по 27 марта 2013 года, с 20 февраля 2014 года по 15 января 2018 года состояла на учете в инспекции в качестве индивидуального предпринимателя. Недоимка за периоды до 1 января 2017 года передана в инспекцию из УПФР в г.Костроме без детализации по годам. На переданную недоимку инспекцией начислены пени в размере 1 428,13 руб., остаток из которых составляет 1 136,28 руб. Налогоплательщику выставлены требования № от 21 декабря 2018, № от 5 сентября 2017 г. Несмотря на истечение срока исполнения требования, сумма задолженности административным ответчиком не погашена.
За Ситниковой С.В. числится недоимка по страховым взносам, начисленным в 2017, 2018 годах. Недоимка по ОПС составила 24 470,36 руб., по ОМС – 4 825,48 руб. За несвоевременную уплату страховых взносов за 2017-2018 годы налоговым органом начислены пени на общую сумму 662,58 руб. Требование об уплате пени от 21 декабря 2018 г. № со сроком исполнения до 12 февраля 2019 г. направлены налоговым органом административному ответчику по почте заказным письмом. Несмотря на истечение срока исполнения требований, сумма задолженности налогоплательщиком в полном объеме не погашена.
Первоначально налоговый орган обращался за взысканием задолженности в порядке приказного производства. Судебный приказ от 4 апреля 2019 года № 2а-618/2019 отменен определением мирового судьи от 18 февраля 2020 года.
Решением Свердловского районного суда г. Костромы от 8 сентября 2020 года административный иск удовлетворен частично.
С Ситниковой С.В. в пользу ИФНС России по г.Костроме взыскана задолженность по имущественному налогу в сумме 2623 руб. 82 коп., земельному налогу в сумме 9228 рублей, пеням по страховым взносам, начисленным с 01.01.2017 года, в размере 662 руб. 58 коп., а всего взыскано 12514 руб.40 коп.
Дополнительным решением того же суда от 27 января 2021 года с Ситниковой С.В. в пользу УФНС России по Костромской области взыскана задолженность по пеням по земельному налогу в сумме 27,68 руб.
В апелляционной жалобе Ситникова С.В. просит изменить решение суда в части определения размера задолженности по налогам. Полагает, что судом при вынесении решения неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела. Отмечает, что она не признавала иск в части взыскания задолженности по налогу на имущество и была не согласна с определением кадастровой стоимости земельного участка. За 2017 год ей исчислен земельный налог в размере 9 228 руб. Она обращалась в ИФНС России по г.Костроме с заявлением, в котором выразила несогласие с размером земельного налога за 2016 год, исчисленным в отношении земельного участка в размере 46 951,13 руб. ИФНС России по г.Костроме предложила ей обратиться в ФГБУ ФКП «Росреестра» по Костромской области по вопросу определения кадастровой стоимости объектов налогообложения, что она и сделала. Полагает, что ее затруднительное материальное положение является основанием для снижения начисленных инспекцией штрафных санкций и пеней.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель УФНС России по Костромской области Пятина В.С. в письменном ходатайстве просит рассмотреть дело в отсутствие представителя Управления.
Ходатайство Ситниковой С.В. об отложении рассмотрения дела, заявленное в направленной 17 мая 2021 года телефонограмме, судебной коллегией отклонено, так как Ситникова С.В. не представила медицинских документов, подтверждающих невозможность ее явки в судебное заседание и участии в нем. Кроме того, согласно части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле о взыскании обязательных платежей и санкций, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
На основании ст. 150, ч. 2 ст. 289 КАС РФ, ст. 307 КАС РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 17 декабря 1996 года №20-П, налог является необходимым условием существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в статье 57 Конституции Российской Федерации, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства.
Налоговое законодательство, в подп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ конкретизируя данный принцип, указывает, что налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги, и разделяет указанный принцип дополнительно на составные части: обязанность уплачивать налог в полном объеме; обязанность своевременно уплачивать налоги; обязанность уплачивать налоги в установленном порядке.
Согласно статье 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
В силу п. 1 ст. 23, п. 1 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги. Данная обязанность должна быть исполнена налогоплательщиком самостоятельно.
Однако в ряде случаев обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган. В связи с этим непосредственной уплате налога предшествует направление налоговым органом налогоплательщику налогового уведомления, в котором указывается сумма налога, подлежащая уплате, объект налогообложения, налоговая база, а также срок уплаты налога (статья 52 НК РФ).
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога. Требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (статья 69 НК РФ).
В силу ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса, подпунктами 2, 6 пункта 1 которой предусмотрены: квартира; иные здание, строение, сооружение, помещение.
В соответствии с п. 1 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 1 ст. 409 НК РФ).
Уплата земельного налога урегулирована положениями главы 31 НК РФ, согласно которой земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Исходя из положений статей 388 НК РФ физические лица, обладающие правом собственности на земельный участок, в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, признаются налогоплательщиками земельного налога.
В силу положений налогового законодательства налогоплательщики - физические лица уплачивают земельный налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
Согласно п.п.2 п. 1 ст. 419 Налогового кодекса российской Федерации (далее – НК РФ) плательщиками страховых взносов признаются, в числе прочих индивидуальные предприниматели, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В силу ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).
Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).
Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика, превышающей 300 000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком не позднее 1 июля года, следующего за истекшим расчетным периодом (абзац 2 пункта 2).
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).
Согласно положениям статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки; пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога; пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога; процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В случае неисполнения физическим лицом обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пени, штрафа (пункт 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, часть 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как видно из материалов дела и установлено судом, Ситниковой С.В. на праве собственности с 24 января 2006 года по настоящее время принадлежит <данные изъяты>. С 20 марта 2014 года по 22 сентября 2017 года ей принадлежали на праве собственности: <данные изъяты>
Налоговым органом налогоплательщику исчислен налог на имущество за 2017 год в отношении <данные изъяты> в размере 1 041 руб., <данные изъяты> в размере 2 014 руб., <данные изъяты> в размере 9 228 руб.
Налоговым уведомлением № от 15 июля 2018 года Ситникова С.В. поставлена в известность о необходимости уплаты земельного налога за налоговый период 2017 года в сумме 9 228 руб., и налога на имущество физических лиц за тот же период в общей сумме 3 055 руб. в срок не позднее 3 декабря 2018 года.
В связи с несвоевременной уплатой земельного налога Ситниковой С.В. начислены пени за период с 4 декабря 2018 года по 15 декабря 2018 года в размере 27,68 руб.
ИФНС России по г. Костроме в адрес налогоплательщика направлено требование № от 16 декабря 2018 года об уплате недоимки по налогу на имущество физических лиц в размере 2 623,82 руб. (с учетом частичной уплаты), земельному налогу в размере 9 228 руб. и пеней в сумме 27,68 руб. со сроком уплаты до 5 февраля 2019 года.
Ситникова С.В. состояла на налоговом учете в качестве индивидуального предпринимателя в периоды с 28 января 2004 года по 27 марта 2013 года, с 20 февраля 2014 года по 15 января 2018 года, являлась плательщиком страховых взносов.
В связи с неуплатой в полном объеме страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, Ситниковой С.В. начислены пени за неуплату страховых взносов в размере 1 138, 28 руб., за неуплату страховых взносов за 2017 год, 2018 год начислены пени за период с 1 сентября 2018 года по 30 ноября 2018 года на обязательное пенсионное страхование в размере 553,44 руб., на обязательное медицинское страхование в размере 109,14 руб., а всего 662,58 руб.
В адрес налогоплательщика налоговым органом направлены требование об уплате пеней по страховым взносам № по состоянию на 5 сентября 2017 года, зачисляемым до 1 января 2017 года и требование об уплате пеней по страховым взносам № по состоянию на 21 декабря 2018 года, начиная с 1 января 2017 года, со сроком уплаты до 3 октября 2017 года и 12 февраля 2019 года соответственно.
Требования налоговой инспекции Ситниковой С.В. исполнены не были.
Судебным приказом мирового судьи судебного участка № 32 Свердловского судебного района г. Костромы от 4 апреля 2019 года с Ситниковой С.В. взысканы пени по страховым взносам, задолженность по налогу на имущество, земельному налогу, пени по земельному налогу.
Определением мирового судьи того же судебного участка от 18 февраля 2020 года судебный приказ был отменен в связи с поступившими возражениями Ситниковой С.В.
С настоящим административным иском налоговый орган обратился в суд 17 июля 2020 года, то есть с соблюдением предусмотренного пунктом 3 статьи 48 НК РФ срока на обращение в суд.
Установив указанные обстоятельства, свидетельствующие о неисполнении административным ответчиком обязанности по уплате пеней на страховые взносы, налога на имущество физических лиц, земельного налога и начисленных в этой связи пеней, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных налоговым органом административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы Ситниковой С.В. сводятся к несогласию с взысканием задолженности по земельному налогу, исчисленному из кадастровой стоимости <данные изъяты> в размере 820 243 руб.
Между тем, как установлено судом, земельный налог за 2017 год исчислен налоговым органом в соответствии со сведениями, имеющимися в ФГБУ «ФКП Росреестра» по Костромской области, согласно которым кадастровая стоимость <данные изъяты> составила 820 243 руб. Указанная кадастровая стоимость <данные изъяты> Ситниковой С.В. в установленном законом порядке не оспорена.
В силу п. 1 ст. 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество (п. 4 ст. 391 НК РФ).
Таким образом, исчисление земельного налога за 2017 год административным истцом произведено в соответствии с приведенными положениями налогового законодательства.
Вопреки доводам апелляционной жалобы затруднительное материальное положение Ситниковой С.В. не является основанием для снижения начисленных налоговым органом пеней.
Иных доводов несогласия с судебным решением апелляционная жалоба не содержит.
Федеральный законодатель в статье 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяя исчерпывающий перечень нарушений, влекущих безусловную отмену решения суда, указал, что нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения суда первой инстанции только в том случае, если это привело к принятию неправильного решения; правильное по существу решение суда первой инстанции не может быть отменено по формальным соображениям (части 1, 4 и 5).
При рассмотрении настоящего административного дела судом такого рода процессуальных нарушений не допущено. Несогласие административного истца с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного постановления в апелляционном порядке.
Руководствуясь ст. 309 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Свердловского районного суда г. Костромы от 8 сентября 2020 года и дополнительное решение того же суда от 27 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ситниковой Светланы Владимировны – без удовлетворения.
На судебные акты может быть подана кассационная жалоба через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий:
Судьи: